Интегрированный урок обучения грамоте "Щелкунчик и Мышиный король"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Урок закрепления написания буквы Щ, знакомство с сочетаниями Ща и Щу, работа над звуко-буквенным анализом слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

по чтению и письму.

1 класс.

Учитель начальных классов

МОУ СОШ № 3

СОЛОПОВА А. А.

2009г


ТЕМА УРОКА: 

                 « Буква «Щ» в сочетании с другими буквами.»

Цели урока: 

  • Закрепить знания о букве «щ», её правильном написании;
  • совершенствовать умения и навыки написания «щ» с гласными «а» и «у»;
  • упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой;
  • продолжать работу над звукобуквенным анализом слов;
  • расширять кругозор и словарный запас учащихся;
  • воспитывать дружелюбие, чувство взаимопомощи;
  • создание здоровье сберегающей среды на уроке.

Оборудование: портреты Э. Т. А. Гофмана и П. И. Чайковского; иллюстрации с изображением Щелкунчика,  Мышильды, рощи, чащи, щегла, мышек;  набор слов и слогов с буквой «Щ», магнитофонная запись «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили, садитесь!

С усердием трудитесь!

II. Постановка темы урока.

На предыдущем уроке мы учились писать букву «ща». Говорили о том, какой звук обозначает на письме эта буква.

  • Итак, что вы знаете об этом звуке?
  • Он согласный, шипящий, всегда мягкий, глухой, непарный.

         На этом уроке мы будем совершенствовать знания и умения по написанию буквы «ща» с гласными в словах. Но мне пришлось немного изменить ход урока, так как я получила письмо от одного сказочного героя. Послушайте, какая беда с ним приключилась.  

(Чтение письма)

Щелкунчик – герой сказки Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, немецкого писателя, художника и музыканта. Однажды королева Мышильда уже превращала принца в безобразную игрушку для разгрызания орехов. Тогда его спасла девочка Мари. И вот опять полчища мышей во главе с Мышиным королём пришли в сказочное королевство. Он снова превратился в деревянную игрушку и просит нас о помощи. Готовы ли вы помочь?

        Но что такое? Похоже, мышиный король со своими подданными проник к нам в класс и хочет нам помешать. Но Щелкунчик предупредил, что мыши будут исчезать, если вы будете правильно выполнять все мои задания. Только нужно помнить, что мыши - очень чуткие животные, поэтому нужно сидеть очень тихо, чтобы не спугнуть их.

III. Гимнастика для рук.

У Щелкунчика крепкие челюсти, чтобы разгрызать самые твердые орехи, а вам нужны умелые и подготовленные руки. Давайте, выполним небольшую разминку.

  1. Дом стоит с трубой и крышей. На балкон гулять я вышел.
  2. Бабушка очки надела и внучонка разглядела.
  3. Я в  руке флажок держу и ребятам им машу.
  4. Лодочка плывет по речке, оставляя там колечки.
  5. Этот пальчик – дедушка,

    этот пальчик – бабушка,

    этот пальчик – папочка,

    этот пальчик – мамочка,

    а вот этот пальчик – я –

   вот и вся моя семья!

IV. Артикуляционная гимнастика

А теперь нам нужно подготовить губы и язык, чтобы правильно произносить звуки и читать слова.

Давайте произнесём чистоговорку.

 

Ща – ща – ща – мы несём с собой леща.

Ащ – ащ – ащ – мы наденем плащ.

Щу – щу – щу – я в лесу грибы ищу.

V.  Работа по теме урока.

  1. Игра «Где спрятался звук?»

 Посмотрите, мышки хотят помешать вам выполнить 1 задание.

Прочитайте слова и выберите:

 1 вариант – слова со звуком в середине;

2 вариант – слова со звуком в начале слова.

Вспомните слова со звуком [щ] на конце слова.

  • Запомните: в русском языке нет слов, в которых после буквы «ща» стояли бы буквы Ы, Э, Ю и Я. Эта буква не дружит с этими гласными. Давайте вспомним правило написания буквы «ща» с гласными.
  • В каких словах встретилась эта орфограмма?
  • В каком слове букв больше, чем звуков? ( Щёголь)
  • Кто такой «щёголь» ( Человек, любящий наряжаться. От слова «щегол» - пёстрая птица)

  1. Работа в тетради.

Закончить слова, вписав ща и щу.

VI. Физминутка.

ВЫШЛИ МЫШКИ КАК – ТО РАЗ

ПОСМОТРЕТЬ КОТОРЫЙ ЧАС.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ –

МЫШИ ДЁРНУЛИ ЗА ГИРИ.

ВДРУГ РАЗДАЛСЯ СТРАШНЫЙ ЗВОН.

УБЕЖАЛИ МЫШКИ ВОН.

  1. «Живые слова»

Мышки пошалили и утащили у меня все слова с буквой «ща». Посмотрите, может быть они у вас. Давайте их соберём.

 ЩЕГОЛ, ЩАВЕЛЬ, РОЩА, ЧАСОВЩИК, КЛЕЩИ, ЛЕЩИ, ЩЁТКА, ПИЩАТ, ЩУРЁНОК, ЩЕЛКУНЧИК, ЩУЧКА.

 Назовите слова, родственные слову ЩУКА. Запишите их.

- Какое правило применяем при их написании?

  1. Звуковой анализ слов со звуком [Щ]. Работа в тетради.

 Выбрать и вписать подходящие слова в предложения.

VII. Речевая минутка.  Скороговорка. С.32.

ЩЁТКОЙ ЧИЩУ Я ЩЕНКА,

ЩЁКОЧУ ЕМУ БОКА.

  • Почему это скороговорка?
  • Произнесите медленно, радостно, грустно.
  • Запишите в тетради.

VIII. Работа по развитию речи.

  1. Работа с пословицей.

САМ ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ.

  • Как вы её понимаете?

  1. Лесенка.

Постройте лесенку:  Например: ЩИ – ЩИТ – ПЛАЩ – ЩЕНОК – ЩАВЕЛЬ – ЩЕКОТКА.

Наконец  - то все мыши исчезли. Мы помогли Щелкунчику. Он снова стал сказочным принцем.

Замечательный русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик». Послушайте фрагмент из балета, под названием «Вальс цветов», звучащий, когда разрушились колдовские чары злой королевы Мышильды, а потом расскажете, что вы представили себе под звуки этой мелодии.

IX. Итог урока.

  • Какие буквы мы научились писать?
  • Какое правило должны запомнить?
  • Какие задания вам понравились больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте.

Интегрированный урок чтения и письма в 1 классе. Форма проведения: урок-путешествие....

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

Интегрированный урок: обучение грамоте - изобразительное искусство (тема: Зимняя сказка)

Интегрированный урок: обучение грамоте - изо (тема: Зимняя сказка)Цели:1)Закрепить умение характеризовать звуки, составлять слова, умение писать  имена собственные с большой буквы.2) Познакомить ...

Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе . Программа 1-4 «Школа России». Тема: Звук [ш]. Письмо строчной буквы ш.

Цели: Познакомить детей с новыми буквами и звуком. Формировать навыки чтения, учить работать с текстом. Развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, внимание, память, речь. Воспи...

Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».

Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...

Интегрированный урок (обучение грамоте и письму). Тема урока: «Звук ч’. Буквы Ч, ч».

познакомить детей с согласным глухим звуком ч’; учить чтению слогов, слов, пословиц; сформировать в памяти первоклассни-ков четкий зрительный образ строчной буквы ч;научить писать её и соединять с дру...

Интегрированный урок ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ и ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 1 классе Тема урока: Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`].

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России". Тема " Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`]. На уроке учащиес...