Главные вкладки

    План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме:
    Модульный урок по русскому языку "Морфологический разбор глагола"

    Солопова Анжелика Анатольевна
    1. Проведение модульных уроков даёт хорошие результаты, так как соединяет в себе возможность реализовать глубоко индивидуализированное обучение и стимулировать самостоятельную деятельность учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Morfologicheskiy_razbor_glagola.doc91.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Модульный урок по русскому языку.

    4 класс.

    Учитель начальных классов

    МОУ СОШ №3

    им. А.И.Данилова

    Солопова А.А.

                             2008г.

    № учебного элемента, время.

    Учебный материал с указанием содержания заданий.

    Руководство по усвоению учебного элемента.

    ВК - входной контроль.

    5 мин

    Цель: узнать, хорошо ли мы владеем пройденным материалом. 

    Освоение данного учебного элемента поможет нам вспомнить изученный материал, потренироваться в совершенствовании скорописи и будет способствовать развитию нашей речи.

     Работай индивидуально с  текстом на карточке.

    Закончив, сдай работу учителю на проверку.

    УЭ –1.  Словарно – орфографическая работа. Работа с учебником.

    3 мин.

    а). Двенадцатое марта. Классная работа. 

    Цель: повторить словарные слова, вспомнить морфологические признаки глагола.

    б)  Из орфографического словарика выпиши глаголы, укажи возможные признаки.

    Освоение данного учебного элемента поможет вам совершенствовать свою орфографическую зоркость.

    Работай индивидуально. 

    1. Запиши в тетрадь дату и вид работы, обратив внимание на выделенные буквы.

    2. Работай в тетради. Запиши глаголы через запятую,  в скобках укажи имеющиеся признаки.

    3. Закончив, подними сигнальную карточку.

    4. Прими участие в работе класса.

    УЭ –2

    Повторение пройденного материала.

    4  мин.

    Цель: определить синтаксическую роль глагола в предложении. 

    Освоение данного учебного элемента поможет потренироваться в определении роли глагола в предложении, способствует развитию речи.

    Из данных слов составь предложение; выполни  синтаксический разбор.

    В  суровые, прячутся, морозы, птицы, в снегу, и звери.

    Работай индивидуально.

    1. Запиши предложение, вспомни алгоритм выполнения синтаксического анализа предложения.

    2. Закончив, подними сигнальную карту.

    3. Прими участие в проверке 

    УЭ – 3.

    Цель: ознакомление с новым материалом.

    Освоение данного учебного элемента поможет вам познакомиться самостоятельно с новым материалом и сформулировать алгоритм выполнения морфологического разбора глагола..

     

    1 мин.

    4 мин

    а) Распределите признаки глаголов по группам: 

      постоянные                            непостоянные

    вид, наклонение, время, лицо, число, род, спряжение.

    б) Выпишите глаголы в неопределенной форме.

    Ходит, ходить, кость, косит, косить, кровать, крыть, кроют, сесть, носят, носить, скатерть, стереть, стирают, плеть, плести, ногти, когти, нести, везти, пути, кости, злость, грызть, грусть, держать, лошадь, медь, петь, стричь, стеречь,

    1. Работай со всеми вместе.

    Сделайте вывод.

    Откройте учебник на стр.30,  проверьте себя, прочитав правило.

    2. Работайте в модуле.

    Подумайте, какие признаки отсутствуют у глаголов данной формы.

    3. Закончив, поднимите сигнальную карту.

    4. Прими участие в работе класса.

    УЭ – 4.

    Физ. пауза.

    5 мин.

    Цель: смена деятельности. 

    Освоение данного элемента поможет вам отдохнуть на уроке.

    Выполняй упражнения вместе со всеми.

    УЭ – 3 (продолжение)

    Работа с учебником.

    4 мин.

    1 мин

    б). Практическая работа.

    Выпишите глаголы, определите вид, спряжение,  укажите их формы -  наклонение, время, лицо, число, род

    в) Прочитай памятку по выполнению морфологического разбора глагола.

    1. Работай в паре.

    Стр. 30, упр. 1, выполни задание по образцу.

    2. Обсудите, как выполнить морфологический разбор глагола.

    3. Найди ошибки в упр.2.

    4. Сделайте вывод.

    5. Закончив, подними сигнальную карту.

    УЭ – 5.

    Выходной контроль

    Дифференцированная самостоятельная работа.

    5 – 7 мин.

    Цель: выявить уровень усвоения нового материала по теме. 

    Освоение данного элемента поможет тебе определить, как хорошо ты усвоил тему.

    1 балл.

    Выполни морфологический разбор глагола соверша . м.

    2 балла.

    Из предложения выпиши глагол и выполни его морфологический  разбор.

    Луна освеща .т высокую стройную ель на лесной поляне.

    3 балла.

    Придумай и запиши предложение с глаголом подарить, изменив его форму. Выполни морфологический разбор глагола.

    Работай индивидуально.

    1. Выбери задание, соответствующее твоему уровню.

    2. Выполни задание в модуле.

    3. Проверь выполнение по карте самопроверки.

    4. Оцени свою работу (критерий оценки – в модуле).

    УЭ – 6. Резюме.

    2 мин.

    Цель: подвести итог работы. 

    Освоение данного элемента поможет выделить главное в уроке, научиться чётко формулировать свои мысли.

    Прими участие в работе класса.

    1. Сделай выводы.
    2. Подумай, достиг ли ты цели на уроке?
    3. Твоё домашнее задание:

    Стр 31., упр. 3.

    УЭ – 7. Рефлексия.

    1 мин.

    Цель: оценить свою собственную работу на уроке.

    Освоение этого элемента поможет тебе увидеть, как ты работал на уроке.

    Поставь оценку за работу на уроке, исходя из количества набранных баллов (критерии оценки за урок в начале “Модуля”).

    Содержание урока.

    Тема:  Морфологический разбор глагола. (УМК «Начальная школа XXI века»)

    Цель: систематизировать знания морфологических и грамматических признаков   глагола и умение применять их в правописании.

    Задачи:

    • развивать виды мышления: логическое, теоретическое, дивергентное, креативное;
    • мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, установление закономерностей, классификация;
    • развивать речь учащихся, воспитывать аккуратность при оформлении работ в тетради, любовь к русскому языку, внимание.

    ПЛАН УРОКА.

    1. Организация класса.

    Вы проверьте-ка, ребятки,

    На столе-то все в порядке?

    Книжки, ручки и тетрадки?

    Ну, тогда начнем урок,

    Не теряя время, - в срок!

    На места все тихо сядем,

    Не нарушив тишину,

    Ну, а я, совместно с вами,

    Модульный урок начну.

    II. Эмоциональный настрой на урок.

    - Наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав вам старинную притчу:

    “Однажды султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного дворцового визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие разглядывали замок, а третьи – начали неуверенно толкать дверь, показывая, что не могут её открыть. Тогда один из стражей дворца подошёл к двери, внимательно осмотрев её, резко навалился плечом и толкнул. И – о чудо! Дверь поддалась и раскрылась! Тогда султан сказал дворцовому стражу: “Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что слышишь и видишь, но и веришь в свои силы!”.

    - Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны и активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании русского языка, чем на подсказку учителя или помощь товарища.

    III. Входной контроль.

    а). Введение.

    - Положите перед собой модуль урока.

    - С чего начинаем? (с входного контроля)

    - Прочитайте вслух цель этого учебного элемента и его значимость.

    - Прочитайте про себя рекомендации по выполнению работы.

    - Выполняйте…

    - Проверяем (по “Модулю”). За правильно выполненное задание – 1 балл.

    - Какие буквы была пропущены? Объясните сделанный  выбор.

    IV. Изучение нового материала.

    1. Учебный элемент 1 (словарно – орфографическая работа).

    - Запишите дату и вид работы.

    - Запишите с красной строки тему урока в тетрадь (таблицу с темой на доску).

    - Итак, мы продолжаем с вами работать над темой: “Глагол” и пополняем знания в этой области новой учебной информацией.

    - Прочитайте вслух цель и значимость первого учебного элемента.

    - Прочитайте про себя рекомендации к работе.

    - Выполняйте. Помните, время у вас ограничено.

    - Проверяем. Какие слова вы выписали? (Желать, решать, сверкать.)

    - Какие орфограммы подчеркнули? (непроверяемая гласная в корне)

    - Докажите, что это глаголы.

    - Какие признаки указали? (несов.вид, 1 спр.)

    - Почему не указали остальные признаки? ( это неопределенная форма глагола)

    - За правильно выписанные слова – 1 балл и за правильно указанные признаки – 1 балл дополнительно в УЭ – 1.

    *Итог: у многих из вас хорошо развита орфографическая зоркость, вы быстро определили в словах орфограммы и определили их глагольные признаки.

    - Вы достаточно хорошо владеете изученным материалом. Значит, я думаю, вам легко будет сегодня работать на уроке.

    - Переходим к следующему учебному элементу.

    2. Учебный элемент 2 (Развитие речи).

    а). Практическая работа.

    - Прочитайте вслух цель и значимость второго учебного элемента.

    - Прочитайте задание к практической работе про себя.

    - Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе. Выполняйте. Помните, время ограничено.

    - Прочитайте получившееся предложение. Дайте ему характеристику.

    За правильно составленное предложение выставляем 1 балл в маршрутный лист, во вторую колонку дополнительно  + 1 балл за правильно составленную характеристику предложения в УЭ – 2.

    1. Учебный элемент 3 (актуализация знаний)

    а) Устная работа.

    - Какие признаки глагола относятся к постоянным, какие к непостоянным?

         б) Практическая работа.

    - Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе.

    - Выполняйте… Время ограничено.

    - Проверяем (карточки - самопроверки).

    - Подведём итог работы.

     За правильно выполненное задание – 1 балл и за комментарий – 1балл дополнительно в УЭ- 3.

    4. Учебный элемент 4 (физ. пауза).

    (Цель, значимость и рекомендации читает сам учитель).

    Гимнастика для глаз. Общеукрепляющие упражнения.

    - За правильно выполненное задание ставит каждый ученик 1 балл в УЭ - 4. 

    5. Учебный элемент 3 (закрепление).

    - Прочитайте вслух цель и значимость четвёртого учебного элемента.

    - Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе. Выполняйте.

    Итог: при выполнении этого задания, я увидела, что вы испытывали некоторые затруднения, но это не страшно. Так как на следующих уроках мы продолжим выполнять морфологический разбор глагола.

    - За правильно выполненное задание в УЭ – 3 плюс 2 балла и за комментарий - дополнительно, выставляют … - 1 балл.

    V. Выходной контроль.

    Учебный элемент 5 (дифференцированная самостоятельная работа).

    - Прочитайте цель и значимость пятого учебного элемента про себя.

    - Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе. 

    Карты самопроверки.

    1 балл – синяя                  2 балла – зелёная        3 балла - белая

    VI. Подведение итога урока .

    1. Учебный элемент 6 (резюме).

    - Прочитайте цель и значимость шестого учебного элемента про себя.

    - Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе.

    - С каким новым видом разбора мы сегодня познакомились? (морфологический разбор глагола)

    - Похож ли разбор глагола на разбор других частей речи? Чем отличается?

    - Где мы можем применить эти знания?

    - Кто испытывал трудности в работе? В чём?

    - Кто с удовольствием бы продолжил урок?

    2. Учебный элемент 7 (рефлексия).

    - Прочитайте цель и значимость седьмого учебного элемента про себя.

    - Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе. Выполняйте.

    - Спасибо за работу на уроке. Мне кажется, что вы справились с поставленной целью и выполнили мое пожелание: были внимательны и активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании русского языка.

    Приоритеты модульного обучения (МО):

    1. Учитель на уроке – консультант, координирующий деятельность учащихся.
    2. МО может использоваться в сочетании с другими технологиями.
    3. Даёт хорошие результаты, так как соединяет в себе возможность реализовать глубоко индивидуализированное обучение и стимулировать самостоятельную деятельность учащихся.
    4. Модульные уроки можно проводить разово, серийно по теме или в течение всего года.
    5. МО формирует информационную культуру самообучения, самообразования, самовоспитания – что есть цель всякого обучения.
    6. Высокая работоспособность детей.
    7. Комплексно решает идею: научить детей учиться.