Внеклассное мероприятие по русскому языку:"Фразеологизмы"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

 

- расширить знания учащихся по теме «Использование фразеологизмов».

- развитие речевой и мыслительной деятельности; готовности к речевому взаиморазвитию и взаимопониманию.

- обогащение активного словаря учащихся.

- создание условий для развития речевой культуры учащихся; правил речевого этикета.

- активизация познавательной деятельности учащихся в процессе знакомства с теоретической информацией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Frazeologicheskiy_slovar2.doc145 КБ
Office presentation icon FRAZEOLOGIZMY._1ppt.ppt752.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фразеологический словарь.

Цель: Применение полученных знаний и умений в собственной речевой  

           практике .

Задачи :

  1. обучающая:

- расширить знания учащихся по теме «Использование фразеологизмов».

  1. развивающая:

- развитие речевой и мыслительной деятельности; готовности к речевому взаиморазвитию и взаимопониманию.

- обогащение активного словаря учащихся.

  1. воспитательная:

- создание условий для развития речевой культуры учащихся; правил речевого этикета.

- активизация познавательной деятельности учащихся в процессе знакомства с теоретической информацией.

Оборудование : проектор, презентация, фразеологический словарь.

                                 Ход  мероприятия

  1. Организационный момент.

  1. Адаптационный этап.  

         Приветствие, сообщение темы, настрой на работу.

  1. Ход мероприятия.

Ведущий: Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов phrasis (фрасис) + logos (логос) выражение, оборот речи слово, понятие, учение

Значения фразеологизмов можно узнать в толковых словарях. Существуют словари фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. М., 1987.

Из такого словаря можно узнать об истории происхождения фразеологизмов

Словарь: Я, как вы могли заметить по моей улыбке, словарь фразеологический. Своей жизнью я обязан толковому словарю В.И.Даля. Я включаю в себя около четырёх тысяч фразеологизмов, или устойчивых сочетаний слов, русского языка, даю толкования их значений, привожу различные формы их употребления, их синонимы, антонимы. Умелое использование фразеологизмов сделает вашу речь меткой, яркой и выразительной.

Ведущий: Так вот сегодня мы выясним 

  • Украшают ли фразеологизмы нашу речь?
  • Нужны ли они?
  • Когда их уместно употреблять?

Словарь: Я подготовил вам творческое задание.  Прослушайте и сравните тексты.

Глупые сороки.

          Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны увидели сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья. Сейчас незаметно украдут.

           Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали. Когда сороки увидели пропажу, лиса была уже далеко.

        СРАВНИТЕ…

Глупые сороки.

          Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны - известные любительницы сыра, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья. Того и гляди украдут средь бела дня из-под носа.

           Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало.. Удалилась подальше от греха.. Когда хватились сороки а, лисы и след простыл.

           Поделом  сорокам! Не надо было ворон считать!

Ведущий: ВЫВОД. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.

        Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной

Словарь: Откуда берутся фразеологизмы?

            Исконно русские   сматывать удочки,     расправлять крылья

            Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю

            Старославянские   как зеницу око,не от мира сего

            Крылатые  слова из мифологии ахиллесова пята,  нить Ариадны, дамоклов меч

            Крылатые слова и выражения, созданные писателем Голый король, Счастливые    

            часов не наблюдают

Работа со словарем

Ведущий:

 Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.

  1. Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех.

      2.На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми    

         нитками.  

      3.Доводить до белого  каления; между молотом и наковальней.

      4. Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип.

      5. Зеленая улица, ставить в тупик, на всех порах.

      6.Позолотить пилюлю, как рукой сняло, затаить дыхание.

Словарь: Замените «Одним словом»: Найдите в словаре значение.

  • зарубить на носу — запомнить    
  • коптить небо — ...
  • себе на уме — ...
  • куры не клюют. — ...
  • вставлять палки в колеса — ...
  • вилять хвостом — ...
  • сесть на любимого конька - ...
  • купить ... в мешке
  • пустить ... в огород
  • набито как в бочке ...
  • дуется как ... на крупу
  • считать . ..
  • брать быка за рога - …
  • писать как . .. лапой
  • наложить вето — .,
  • намылить шею — ...

Ведущий: Отгадайте фразеологические   загадки.

  • Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.
  • Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.
  • Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.
  • Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги

Словарь:

Художник-иностранец продолжает изучать русский язык. Но во фразеологизмах он никак не может разобраться. Назови  фразеологизмы, которые здесь им изображены.

IV.  Итог

Ведущий: Фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, а в жизни мы встречаемся с ними повсеместно, так для чего они нам нужны?

Выводы

  • Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка.
  • Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа.
  • Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека.
  • Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность

Словарь:

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников  сквозь пальцы.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологический словарь

Слайд 2

Цель мероприятия Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике . Задачи : обучающая: - расширить знания учащихся по теме «Использование фразеологизмов». развивающая: - развитие речевой и мыслительной деятельности; - обогащение активного словаря учащихся. воспитательная: - создание условий для развития речевой культуры учащихся; правил речевого этикета. - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе знакомства с теоретической информацией.

Слайд 3

Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»

Слайд 4

Фразеологизмы – это средства выразительности языка.

Слайд 5

Проблема Украшают ли фразеологизмы нашу речь? Нужны ли они? Когда их уместно употреблять? ???

Слайд 6

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Прослушать и сравнить тексты. Глупые сороки. Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны увидели сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья. Сейчас незаметно украдут. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали. Когда сороки увидели пропажу, лиса была уже далеко. Так и надо сорокам! Нечего было от сыра отвлекаться да спорить!

Слайд 7

СРАВНИТЕ… Глупые сороки. Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать , где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны - известные любительницы сыра, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья. Того и гляди украдут средь бела дня из-под носа. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало .. Удалилась подальше от греха .. Когда хватились сороки а, лисы и след простыл. Поделом сорокам! Не надо было ворон считать !

Слайд 8

ВЫВОД. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.

Слайд 9

Откуда берутся фразеологизмы Исконно русские сматывать удочки, расправлять крылья Старославянские как зеницу око, не от мира сего Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю Крылатые слова из мифологии ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч Крылатые слова и выражения, созданные писателем Голый король Счастливые часов не наблюдают

Слайд 10

определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота. Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех. На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками. Доводить до белого каления; между молотом и наковальней. Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип.

Слайд 11

определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота . Ставить в тупик; зеленая улица на всех парах. Позолотить пилюлю; как рукой сняло; затаить дыхание .

Слайд 12

Замените « Одним словом » зарубить на носу — прикусить язык —... обвести вокруг пальца — ... заткнуть за пояс — ... бить баклуши - …. делить шкуру неубитого медведя - … сесть на любимого конька - ... купить ... в мешке пустить ... в огород набито как в бочке . куры не клюют. — ... вставлять палки в колеса — ... вилять хвостом — ... мимо ушей.

Слайд 13

Отгадайте фразеологические загадки. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди. Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат. Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.

Слайд 14

«Море по колено» — ничто не страшно. «Мухи не обидит» — кроткий человек. «Как две капли воды» — очень похожи друг на друга.

Слайд 15

«Тянуть кота за хвост» — надолго затягивать какое-либо решение или дело. «Не разлей вода» — дружные ребята. «Витать в облаках» — мечтать.

Слайд 16

«Плясать под чужую дудку» — беспрекословно выполнять волю другого человека. «Сесть на шею» — быть обузой для другого человека. «Водить за нос» — обманывать.

Слайд 17

Художник-иностранец продолжает изучать русский язык. Но во фразеологизмах он никак не может разобраться. Запишите фразеологизмы, которые здесь им изображены.

Слайд 18

РУССКИЙ ЯЗЫК БОГАТ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ УМНЫЙ Светлая голова Кладезь премудрости Семи пядей во лбу Ума палата Голова на плечах

Слайд 19

Выводы Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа. Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность.

Слайд 20

Спасибо за работу!!!! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку «Фразеологизмы».

Обогащение словарного запаса учащихся.Развитие речи учащихся.                           3.   Воспитание интереса к...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крылатые выражения (фразеологизмы)"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крылатые выражения (фразеологизмы)"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс

Методическая разработка представляет собой сценарий  внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 3 классе "Знакомство с фразеологизмами"

Обучающиеся знакомятся с понятием "фразеологизмамы" и учатся использовать их в речи....

Внеклассное мероприятие по русскому языку КВН " Его величество Фразеологизм"

Цель внеклассного мероприятия продолжить знакомство с фразеологизмами, наблюдать за особенностями значения фразеологических оборотов, понимать их значение, правильно употреблять в речи....