Главные вкладки

    Материал по русскому языку по теме:
    Большая буква в кличках животных

    Белова Лариса Сергеевна

    Конспект, презентация, карточки к уроку по теме "Большая буква в кличках животных"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    klichki_zhivotnyh_2_klass.zip543.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка во 2 классе

    Тема: Большая буква в кличках животных.

    Планируемый результат:

     -уметь различать имена нарицательные и собственные, писать   имена  собственные с большой буквы.

    Умения:

    1) разделять названия животных и их клички;

    2) записывать клички животных с большой буквы;

    Педагогическая задача: воспитывать любовь к животным, работать над культурой поведения (клички).

     

    I.Организационный момент.

    Начинается урок,

    Он пойдёт вам, дети, впрок.

    Постарайтесь всё понять,

    Чтобы грамотно писать!

     Прочитайте пословицу «Умеешь сам – научи другого», она будет девизом нашего урока.

    II.Минутка чистописания

     -А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.

    - Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись

    Октябрь - о

    Январь – з

    Март  - ?

    Август - л

    Д. Это буква в, октябрь - осенний месяц, январь – зимний, август – летний, март - весенний.

    У. Определите последовательность букв в данном ряду.

                 ва, вб, вв,…

    Д. Первая буква в, а вторые буквы идут в алфавитном порядке.

    Самооценка

    - Подчеркните самые  красивые соединения букв, посчитайте, сколько красивых соединений вы подчеркнули, запишите на полях.

    III. Повторение

    -Посмотрите на доску.

    ИВАНОВОЛГАЛЯЛТАНЯ

    - Среди этих букв, спрятались имена собственные,  не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. С какой буквы будете писать? Подчеркните заглавную букву в словах.

    ИВАН, ИВАНОВ, ИВАНОВО, ВОЛГА, ГАЛЯ, ЯЛТА, ТАНЯ, АНЯ

    - Почему эти слова пишутся с большой буквы?

    - В каких случаях еще пишется заглавная буква?( в кличках животных)

    IV. Постановка цели урока

    У.-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?

    Д.-Сегодня на уроке научимся писать названия и  клички животных.  

     У.-Послушайте звуки и определите, что это за животные ( раздаются звуки животных, дети отгадывают и появляется картинка с изображением этого животного)

      

     -Кто может быть лишний?(ворона –дикая птица, кошка – не словарное слово)

    - На какие две группы можно разделить?( птицы и животные)

    - Запишите в столбик только словарные слова. С какой буквы будете писать?(с маленькой, потому что это слова нарицательные).Подчеркните опасные места в словах.

    Сверка с доской.

    -Проверьте написанное.

    собака

    петух

    курица

    корова

    ворона

    Работа с фразеологизмами.

    Прочитайте фразеологизмы и объясните смысл.

    Как курица лапой ( писать небрежно, неаккуратно)

    Вставать с петухами ( вставать очень рано)

    V.Работа над новой темой

    -Придумайте и запишите кличку рядом с названием животного.

    - Как будете писать клички?( с большой буквы, это слова собственные)

    -Прочитайте, какие клички вы записали.

    -У вас есть домашние животные? Какие и как их зовут?

     - А можно давать клички людям? (нет, у людей имена, у животных клички)

    -Часто ребята придумывают своим товарищам различные обидные клички,

    переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко

    оскорбляют человеческое достоинство.

    - Как вы считаете, можно ли назвать таких людей воспитанными,

    культурными? Почему?

    Умение отличать имена нарицательные и собственные.

    Физкульминутка.

    -Я называю слово, если оно нарицательное – хлопните в ладоши, если собственное –топните.

    Дом, Даша, машина, рука, птица, Елизавета, Иванова, ромашка, дерево, Сергеевич, шарик.

    Почему вы хлопнули, услышав слово «шарик»? ( кличка собаки)

    Почему вы топнули? ( воздушный шарик)

    Письмо имен нарицательных и собственных.

    -В русском языке есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному.

    Определите, в каком предложении будет имя нарицательное, а в каком собственное? Посоветуйтесь в паре.   Запишите оба предложения, заменив картинку словом.

    Сторожит дом  .

    Красный  лопнул.

    Взаимопроверка.

    Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

     -Ребята, вы любите   сказки?

    Посмотрим, знаете ли вы самых известных героев.  

     По классу развешаны слова, соберите их и распределите в два столбика (на собственные и нарицательные)

    ЛИСА АЛИСА

    СОБАКА ШАРИК

    МЕДВЕЖОНОК ВИННИ-ПУХ

    ПОРОСЁНОК ПЯТАЧОК

    КУРОЧКА РЯБА

    ОСЛИК ИА

    ДЯДЯ ФЁДОР

    ЦАРЬ  САЛТАН

    КРОКОДИЛ ГЕНА
    ДОКТОР АЙБОЛИТ

    СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА
    БРАТЕЦ ИВАНУШКА

     

    -С какой буквы пишутся слова первого столбика? (с маленькой, это имена нарицательные)

    - Как напишите слова второго столбика? ( с большой буквы, это слова собственные)

    - Запишите три пары слов (один ученик за доской)

    Проверка с доски

     -Вы любите   мультфильмы? Угадайте героев ( после ответа детей появляется картина с изображением героя)  

     

    Кота добрей на свете не сыскать,

    Мышам-проказникам он может все прощать.

                                                (кот Леопольд)

     

     Вся жизнь кота — гонки за   мышкой,

    С которой плетут друг на друга интрижки.

                                                        (кот Том )

     

    В Простоквашино живёт

    Этот очень хитрый кот.

                    (кот Матроскин.)

    В этой сказке кот слепой,

    Ходит он всегда с лисой.

                          (кот Базилио)

    -Поработайте в парах, составьте и запишите предложение про одного из котов.

    Проверка

     - Слушаем и выбираем самое красивое предложение.

    VI.Рефлексия

    Закончите одно из предложений

     - На уроке я …

    - Я понял(а)…

     - Мне было   …

    - Мне надо ещё …

    VII.Домашнее задание.

     

    1) Спишите текст,  заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички.

     Летом      и          жили в      … .

     По утрам         кормила     …, а       -     …  .

     Во дворе у    …  жили         … ,     …  и        …  .

    2)  Имена ребят спрятались внутри весёлых подписей.

       Найди их и запиши в тетрадь.

    В подвал я шёл без страха!

    На даче малина уже поспела.

    На метро лягушки не ездят.  

    Осла в автобусе не возят.

    Турист до города шагал три часа.

    Принёс черновик, а тетрадь забыл.

    Купил фен сестре, а бигуди – маме.

    Почему же снег оранжевым не бывает?

    Маленький был щенок, а тявкал громко.

    Комары жужжали в палатке до рассвета.

    Нарисовал в овале – розу, а в круге – мак.

    На столе – груши, яблоки, абрикосы, сливы.

    Не приходи никогда на урок с ананасом в портфеле.

    Археологи в земле нашли клад с золотыми монетами.

     

     

    2


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальные классы)

    проверочная работа по русскому языку

    Проверочная работа по русскому языку за 1 полугодие, в двух вариантах. УМК "Начальная школа 21 век"...

    Понятие о наречии как части речи

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"...

    Итоговый тест для 1 класса по русскому языку

    Итоговый тест для 1 класса по русккому языку...

    Формирование общеучебных компетенций обучающихся средствами интерактивных технологий в работе по УМК

    В данной статье рассказывается об основных подходах формирования основных компетенций посредством интерактивных технолог...

    Литература для чтения на лето после 1 класса

    Список художественной литературы, рекомендуемый для чтения на лето после окончания 1 класса....

    Проверочная работа по математике.

    Проверочная работа по математике за 1 полугодие в двух вариантах, 1 класс по УМК "Начальная школа 21 век". ...

    Литература для семейного чтения в 1 классе

    Список художественной литературы, рекомендованный для семейного чтения с учащимися 1 класса....

    Задания на развитие внимания

    Задания, направленные на развитие внимания....

    Развитие движений кисти и пальцев рук.

    Уважаемые родители, проводя данные упражнения по моторике, вы будете формировать у  ребенка навык грамотного письма...

    Что необходимо первокласснику к школе

    Эта информация поможет родителям собрать ребенка  к школе. Подготовить все необходимое для урочной и внеурочной дея...