Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему:
    Конспект урока развития речи 2 класс.

    Букоткина Ирина Владимировна

    Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Tekst.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Букоткина Ирина Владимировна        Итоговая работа

    Конспект урока развития речи во 2 «Б» классе МОУ «СОШ № 83» г.Саратова, программа «Начальная школа XXI века».

    Тема: «Текст»

    Цель урока: учить определять и сравнивать языковые единицы:  предложение, текст  - и различать текст и не текст.

    Задачи:

    • Познакомить учащихся с понятиями: «текст», «тема текста», «основная мысль текста», «заглавие»;
    • Учить детей различать текст и не текст;
    • Развивать устную речь учащихся.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Знакомство с текстом.

    - Прочитайте и сравните две записи на доске.

    Около дома росла маленькая яблонька.

    Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.

    -Что за записи перед нами? (В первом столбике – предложение, во втором – текст.)

    - Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль.)

    -А что же такое текст? (Это какая-то история. Это – несколько предложений.)

    -О чём рассказывается в тексте? (О яблоньке.)

    -Представьте себе картину, с которой начинается текст. (Росла маленькая яблонька.)

    - Что произошло дальше? (Поднялся сильный ветер.)

    - Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте его. (Из второго. «Поднялся сильный ветер.»)

    - Что произошло дальше? (Он стал крутить и ломать яблоньку.)

    - Представьте себе картину, на которой изображена, раскачивающаяся от ветра яблонька?

    - Кто пришёл на помощь яблоньке? (Мальчик Саша)

    - Как он это сделал? (Мальчик подвязал яблоньку.)

    - Прочитайте предложения, из которых вы узнали об этом. (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)

    - Представьте себе эту картину.

    - Чем всё закончилось? (Яблонька была спасена.)

    - Итак, из чего же состоит текст? (Из нескольких предложений.)

    (Вывешивается на доске часть определения текста «ТЕКСТ – это два или несколько предложений. На уроке я использовала не бумажные носители, а мультимедиа с презентацией, где определение ТЕКСТА  выходило частями  по ходу урока.)

    1. – В тексте все предложения связаны между собой общим смыслом. О чём говорится в этом тексте? (О яблоньке.) Это – тема текста.

    (добавляется определение:    Все предложения связаны между собой по смыслу.)

    1. Заглавие.

    -Любой текст можно озаглавить, т.е придумать ему название. Заглавие подходит ко всему содержанию и охватывает все предложения.

    - Подумайте, какой заголовок можно подобрать этому тексту?( «Яблонька.», «Саша и яблонька», «Как Саша спас яблоньку». )

    (к определению добавляется следующая часть:   Текст можно озаглавить.»)

    - Соответствует ли заглавие содержанию текста? (Да.)

    - Ребята, заголовок всегда передаёт тему или основную мысль.

    1. – А как вы думаете, что такое «основная мысль текста»? (Самое главное, о чём говорится в тексте.)

    - В каком предложении в этом тексте заключена главная мысль? (Яблонька была спасена.)

    -Верно. Саша пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.

    1. Различение текста и не текста.

    - Итак, мы сказали, что «текст – это два или несколько предложений». Как вы думаете, любую ли группу предложений можно назвать текстом? (ответы детей были разные: да, нет. )

    -Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома.

    Около дома росла маленькая яблонька. Летом всегда жарко. В прошлом году мы собрали большой урожай яблок.

    Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.

    - Мы уже выяснили, что справа текст. Слева тоже группа предложений. Являются ли они текстом? (Нет) Почему вы так решили? (Они не подходят друг к другу по смыслу.)

    - Давайте же повторим всё, что мы узнали сегодня о тексте. («ТЕКСТ – это два или несколько предложений. Все предложения связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.»)

    1. Работа с учебником.

    1) - Откройте учебник на стр.10 (учебник «Русский язык» 2 кл., 2 часть, под редакцией С.В.Иванова «Вентана-Граф» 2008г)

    - Прочитайте информацию, которая дана вверху страницы. Под какой цифрой  находится текст?

    1)  с    ,       б     ,       к

    2) -    а

    3) собака

    4) Собака служит человеку.

    5) Прошли миллионы лет с тех пор, как первобытный человек приручил собаку и она начала жить рядом с ним и помогать ему в труде. Но и теперь, в наше время, собака по-прежнему верой и правдой служит своему единственному повелителю – человеку.

    (Текст под цифрой 5.)

    - Почему вы так решили? (Потому, что там несколько предложений. Они связаны одной темой «Собака служит человеку». Его можно озаглавить. «Человек и собака». )

    - Что же под другими цифрами? ( Под цифрой 1 – написаны звуки, под цифрой 2 – окончание слова, под 3 – слово, под цифрой 4 – предложение.)

     2) стр. 10 упр.1

    - Прочитайте. Определите, где текст, а где не текст.

    (1. Собака – друг человека. Мойте руки перед едой. На дворе зима. Весенние ручейки поют свою песенку.

    2. В зоопарке много животных.

    3. Только в зоопарке можно увидеть зверей, которые живут в разных частях света. Огромные слоны приехали из Индии. А царь зверей лев привезён из пустынь Африки. Бурый медведь – из наших российских лесов.)

     ( текст под цифрой 3)

    - Объясните, почему вы так решили? (Под цифрой один несколько предложений не связаны между собой по смыслу. Под второй цифрой записано одно предложение, а текст – это несколько предложений. Под цифрой три несколько предложений, которые связаны общим смыслом, темой «Зоопарк». Этот текст можно озаглавить - «Зоопарк»)

    - Напишите заглавие и спишите этот текст в тетрадь.

    VIII. Рефлексия.

    - Что же нового вы узнали сегодня на уроке? ( Что текст – это несколько предложений, которые связаны по смыслу. К тексту можно придумать заглавие. )

    -Что такое основная мысль текста? ( Главное, о чём говорится в тексте.)

    IX. Домашнее задание.

    Стр.11, упр. 2. (Прочитай. Докажи, что перед тобой тексты. Как связаны предложения в тексте? Озаглавь второй текст и спиши его.)


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    Конспект урока развития речи во 2 классе. Работа над деформированным текстом.

    В конспекте урока дан алгоритм работы над деформированным текстом и примерные тексты, с которыми ребенок работает. Так ж...

    Разработка урока развития речи (изложение)

    Урок обучающего  изложения  по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...

    Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

    Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

    Урок русского языка и развития речи

    Урок русского языка и развития речи, 2 класс по программе В.В. Воронковой. Тема: "Написание слов с разделительным мягким...

    Урок развития речи. Изложение "Лось"

    Обучающее изложение для 1 класса...

    Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"

    Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....

    Урок развития речи на тему: "Доброта в моем сердце"

    Конспект урока по подготовке к домашнему сочинению на тему "Доброта в моем сердце". А также презентация....

    Методическая разработка урока развития речи в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.

    Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Кор...

    Урок развития речи в 4 классе СКОШИ I вида "Описание животного."

     Представленная разработка урока (конспект) поможет учителю уточнить и закрепить знания и представления учащихся о ...