Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме:
    Урок русского языка в 1 классе. " Мягкий знак - показатель мягкости"

    Урок русского языка в первом классе по программе 2100.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Russkiy_yazyk1_klass_-pokazatel_myagkosti.docx20.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русский язык

    1 класс

    Ь – показатель мягкости

    Учитель Филиппова З.С., ГОУ СОШ № 16  Санкт-Петербург

    Цели урока:

    1.достичь понимания роли мягкого знака-показателя мягкости согласных ;

    2.учить детей обозначать на письме мягкость согласного звука мягким

    знаком;

    3.развивать умение проводить фонетический разбор слова;

    4. учить сравнивать слова по произношению, написанию, смысловому значению;

    5. способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха у учащихся;

    6. Развивать речь учащихся;

    7. Прививать любовь к русскому языку; 

     8. Учиться выполнять различные роли в группе;

    Оборудование:

    1. карточки разрезной  азбуки (приложение №1)

     2.конверты с заданием (приложение №2)

    3.учебник русского языка 1 класс,

       (автор  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)

    Ход урока:

    I.Организационный момент.

    II. Работа со словами из словаря.

    (На  доске вывешены иллюстрации  птиц:  воробей,  сорока, снегирь,      ворона, синица, гусь)

    - Знаете ли вы этих животных? Назовите их.

    - К какой группе животных они относятся?

    - На какие группы по грамматическому признаку можно разделить эти слова? Докажите.  (Непроверяемые и проверяемые написания слов).

    - Запишите данные слова в два столбика.

    - Какое слово лишнее?  Почему? (Гусь - Ь- в конце слова).

    - Запишем его в третий столбик.

    - Какое слово могло бы оказаться сразу в двух столбиках?  Почему? (Снегирь)

    -Как вы думаете, о какой орфограмме мы сегодня будем говорить на уроке?

    -Сформулируйте тему  урока. (Ь – мягкий знак – показатель мягкости согласных на письме).

     III.Создание проблемной ситуации

    -Отгадайте загадки:

    - По среди леса кузнец стучит…(дятел)

    - Как догадались?

    - Произнесите отгадку  шёпотом и выделите последний звук в этом слове.  («Л»)

    - Дайте характеристику этому звуку.

    -Какой буквой этот звук обозначается на письме?  (Выставить букву на доске)

    -Аналогичная работа ещё с 2 загадками:

    2. Живёт под землёй барин

    В дорогой шубе, днём в ней и не показывается. (Крот)

    -Всем ли понятно слово - барин?

    -Выделите третий по счёту звук в этом слове. («О»)

     - Дайте характеристику этому звуку.

    -Какой буквой этот звук обозначается на письме?  (Выставить букву на доске).

    3. Днём спит, ночью летает,

    Прохожих  пугает. (Сова)

    -Выделите 1 звук.  («С»)

    - Дайте характеристику этому звуку.

    -Какой буквой этот звук обозначается на письме?  (Выставить букву на доске).

    (На доске выставлены карточки с буквами  Л  О  С)

    -Из данных букв попробуйте составить слово. ( Дети произносят  слова – ЛОСЬ)

    - Кто такой лось?

    - Произнесите слово – ЛОСЬ, сравните со словом на доске. Что вы заметили?

    - Какими звуками отличаются? («С-СЬ»)

    - Как же записать слово так, чтобы звук «С»  читался  мягко?

    - Что вы знаете о мягком знаке?

    - Что обозначает мягкий знак на письме?

    - Составьте из этих букв ещё слово. (СОЛЬ)

    - Сколько звуков в этих словах? (3)

    - Сколько букв?(4)

    - Почему? (Мягкий знак звука не обозначает).

    - Какую роль выполняет мягкий знак в конце слова?

    IV. Работа над новым материалом.

    Прочитайте  слова, записанные на доске.

    ел - ель

    мел-

    хор-

    угол -

    - Прочитайте слова, произнесите по очереди шёпотом  своему соседу последний звук  каждого слова.

    - Как произносятся звуки в этих словах звуки  твёрдо или мягко?

    - Прочитайте и измените первое слово так, чтобы  звук «Л» произносился мягко. (ел - ель).

    - Что вы заметили?  (Изменился смысл слова)

    - На письме очень важно зафиксировать какой звук в слове надо произнести твёрдый или мягкий. Какая буква нам в этом поможет?

    -Запишите в тетради слова парами, выделите согласную, мягкость которой обозначается на письме мягким знаком, подчеркните мягкий знак.

    - Кто такой хорь? Как зовут этого маленького зверька?  (хорёк)

    - Составьте с любой парой слов. (Лучшие предложения записать.)

    V. Фикультминутка.

    Мы делили апельсин.

    Апельсин всего один.

    Эта долька -для кота,

    Эта долька -для ежа,

    Эта долька -для улитки,

    Эта долька -для чижа,

    Ну, а волку – кожура.

    VI. Закрепление изученной орфограммы.

    - Запишите слова под диктовку в столбик.

     - день –

    - пень –

    - конь -

    - Что общего в этих словах?  (ь- мягкий знак- показатель мягкости, единственное число )

    - Почему написали  Ь – мягкий знак?  ( На конце слова произносится мягкий согласный звук. На письме мягкий согласный в конце слова обозначается  ь – мягким знаком.)

    - Рядом запишите эти же слова, но во множественном числе.

    - Что вы заметили? Для чего в этих словах  пишется  буква  мягкий знак?

    VII. Работа в парах.

    -У вас на партах лежит письмо, которое написала одна девочка своей подружке. Прочитайте его.

    Здравствуй, Лена!

        Я живу на даче. Около нашего дома растёт высокая ел . На ней сидел бельчонок и что-то ель . На крыльце лежать котята. Кошка любить играт  с ними.

    - Вам всё понятно?  Исправьте ошибки простым карандашом. Прочитайте, что у вас получилось.

    -Какой вывод о важности написания мягкого знака мы можем сделать?

    VII.Обобщающая беседа.

    - Чему мы учились на уроке?

    - Чему каждый из вас  научился на уроке?

    - Где в слове пишется буква ь, если она обозначает мягкость согласного?

    VIII. Домашнее задание.

    Учебник русского языка 1 класс,

       (автор  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), упражнение 30.