Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме:
    Урок русского языка

    Ломова Елена Ивановна

    Урок русского языка проведен в 4 "В" классе по теме"Знакомство с орфограммой - Буква "Ь" после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    rus.yaz_.4kl.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа»

    Цели: 1) Обобщить знания о роли «Ь» в слова, познакомить учащихся с грамматической ролью «Ь» после шипящих в глаголах 2 лица ед.ч.;

    2) Развивать орфографическую зоркость, умения находить и доказывать изученные орфограммы, пользоваться алгоритмом при написании личных окончаний глаголов, развивать внимание, мышление, творческие способности учащихся;

    3) Воспитывать любовь к природе, к ее бережному отношению;

    4) Развитие умения работать коллективно в группах

    Оборудование: иллюстрации с первоцветами, грамзапись, сигнальные веера, учебник, тетрадь.

    Ход урока

    1.Организация класса

    Мы веселые ребята,

    Любим бегать и играть.

    Но давайте поскорее

    Наши уроки начинать!

    2. Чистописание

    Ь  Ь  Ь  Ь  Ь  Ь            мья    вья    вьи

    - Вспомните, какую грамматическую работу выполняет «Ь» в словах, приведите примеры (по рядам)

    1) «Ь» - смягчитель (денЬ, пенЬ…)

    2. «Ь» - разделитель (деревЬя, семЬя…)

    3) «Ь» - после шипящих у существительных женского рода (дочЬ, ночЬ,…)

    - Сегодня мы рассмотрим еще одну грамматическую роль «Ь», но немного попозже. А пока познакомьтесь со стихотворением.

    3. Повторение изученного материала

    - Прочитайте стихотворение (на доске). Найдите слова с «Ь» и выясните его грамматическую роль.

    Апрел.! Апрел.!

    (На)дв.ре звенит к.пел. .

    (По)п.лям б.гут руч.и,

    (На)д.рогах луж. …

    - Текст  списать, орфограммы доказать.

    (В это время работа у доски):

    а) Апрел.  (фонетический разбор)

    б) П . ляны зап . стрели (от)душ . стых цв . тов. (синтаксический разбор)

    - Проверка с/р

    Апрель – средний месяц весны, месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы. А что такое первоцветы?

    Ученик:

     Первоцветы – это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда еще даже не везде растаял снег.

    Первоцветы вырастают быстро, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне. Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу.«Красной» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

    Учитель

     Какие первоцветы вы знаете?

    (Мать-и-мачеха, хохлатка, медуница, ветреница, чистяк, голубая пролеска….- показать иллюстрации)

    - Стоит ли губить эти растения из-за нескольких дней красоты? Конечно, ведь недаром говорится:

    Поймал я бабочку – она погибла,

    Сорвала я цветок – он увял.

    И тогда стало понятно –

    К красоте можно  прикоснуться лишь сердцем.

    Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу.

    Дерево, цветок, трава и птица

    Не всегда умеют защититься,

    Если будут уничтожены они,

    На планете мы останемся одни!

    - Давайте постараемся не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы! Пусть они растут и благоухают, радуют нас своим ароматом и ярким нарядом!

    4. Физминутка (под фоно)

    - Представьте шаги весны и расскажите о них

    5. Актуализация знаний

    - Отгадайте загадку, о какой части речи говорится в ней?

    Что без меня предметы?

    Лишь названья.

    Но я приду – все в действие придет:

    Летит ракета, люди строят зданья,

    Цветут сады, и рожь в полях растет.

    - Какая часть речи может о себе так сказать?  (Глагол)

    - обобщим наши знания о глаголе по плану:

    1) Глагол – это самостоятельная часть речи

    2) Обозначает действия предметов

    3) Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?...

    4) Изменяется по временам, (в прошедшем времени – по родам), по числам, по лицам

    5) Глаголы в н.ф. отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Имеют суффиксы ть, ти, чь.

    6) Глаголы бывают I и  II спряжения

    -Как определить спряжение глаголов и написать правильно личные окончания?

    - Определите спряжение глаголов в данном стихотворении (с использованием веера – I – II)

    Отшумела злая вьюга,

    Стала ночь короче дня

    Теплый ветер дует (I) с юга,

    Капли падают (I), звеня…

    Улеглись в полях метели

    В свои белые постели,

    И весна идет (I) повсюду,

    Гонит (II –искл.) зиму со двора.

    Итог: Как определить безударную гласную в личном окончании глаголов?

    6. Знакомство с орфограммой и правилом

    а) Упр. 277 (с.160) – 1 ученик работает у доски

    - Подчеркнуть глаголы 2 лица ед.ч. и выписать в тетрадь  (ходишь, видишь, не можешь, пойдешь, ошибешься, заблудишься, заголодаешь ).

    На глаголы посмотри и на группы раздели!

    1) Чем отличаются глаголы?

    (время, спряжение)

    2) Что общего в данных словах?

    (лицо, число) – на конце – «Ь»

    - Какую роль играет буква «Ь»?

    3) Чтение правила на с.160

    - Как называется орфограмма?

    (буква «Ь» после шипящей в глаголах 2л.ед.ч.)

    - Как она обозначается?

    - Запишите еще 2 глагола с этой орфограммой и обозначьте ее.

    - Физминутка

    Ветер дует нам в лицо,

    Закачалось деревцо.

    Ветер тише, тише, тише,

    Деревцо все выше, выше!

    7. Закрепление материала

    а) Упр. 278 на с. 160

    Вывод: Какую роль играет буква «Ь» в данных глаголах?

    8. Коллективная творческая работа

    - С каждым днем мы можем наблюдать изменения в природе с приходом Весны, которая начала хозяйничать в ней и устанавливать свои порядки. Вот об этом вы и попытаетесь рассказать в своих творческих коллективных работах.

    (учащиеся работают в группах)

    Проверка коллективной работы

    9. Итог урока

    - Что нового и интересного узнали сегодня на уроке?

    10. Домашнее задание

    Упр.279 (по вариантам)

    1вар.-1 строфа

    2вар.- 2 строфа

    Записать 5 глаголов 2л. ед.ч., по желанию записать 5 предложений о приходе Весны.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    Урок русского языка

     Урок русского языка в 4 классе.Тема: Части речи.Цели: 1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о частях речи...

    урок русского языка

    написание ь знака на конце имён существительных после шипяших...

    Урок русского языка

    Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Сочинение на тему "Открытка для мамы"....

    Урок русского языка

    Урок русского языка...

    урок русского языка

    Урок русского языка в первом классе по теме "Перенос слов".Образовательная система 2100. Урок составлен с учётом требова...

    Урок русского языка

     2 класс. Русский язык. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Тема урока «Правописание сочетаний ча, ща».  Ти...

    урок русского языка

    план-конспект урока...

    Урок русского языка

    Учащиеся научатся классифицировать одушевленные и неодушевлённые имена существительные...

    Урок русского языка.

    Урок русского языка в 3 классе. Тема: Изменение имен существительных по падежам. Технология: "Обучение в сотрудничестве"...