Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие  умения находить в слове основу и окончание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_13.12.10.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Калининское Марксовского района Саратовской области

Конспект

открытого урока по русскому языку

 в 3 классе

по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.

Учитель: Ауташева Ж.Б.

Дата проведения: 13.12.2010.

Дата: 13.12.10.

Тема: Развитие умения находить в словах окончание и основу.

Цель:  развивать умение находить в слове основу и окончание.

Задачи:

  1. образовательная – развивать умение находить в слове основу и окончание;
  2. развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
  3. воспитательная –воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.

Оборудование урока:

            Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 3 класс, часть1.  

             Картинки Снеговика, Деда Мороза, карточки со словами, схемы слов по

             частям слова.

Ход урока

I. Организация класса.          

- Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте, уважаемые гости!  

 -Ребята, давайте, улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

II. Актуализация знаний. Подготовительная работа, введение в тему.

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами отправимся в гости к самому любимому, самому желанному, а к кому вы узнаете чуть позже.

А вот уже за нами приехал водитель на своем грузовике. А кто он, угадайте.

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель ...  снеговик.

Рассказ подготовленного  ученика.

Снегови́к (он же — Сне́жная ба́ба) — простая снежная скульптура, создаваемая зимой — в основном, детьми. Лепка снеговиков — дошедшая до нас с древних времен детская зимняя игра.

Предполагается, что на Руси снеговики почитались как духи зимы, и что к ним, как к Деду Морозу, возносили просьбу о помощи, милосердии и уменьшении длительности холодов. Возможно, поэтому в «руки» снеговику придавалась метла — чтобы он мог взлететь в небо. Не исключено, что на Руси некогда верили, что воздух населен небесными девицами, повелевавшими туманами, облаками, снегами, и поэтому в их честь устраивались торжественные ритуалы, включая лепку снежных баб.

В русских новогодних сказках и мультфильмах часто выступает в качестве спутника Деда Мороза.

- Он отправится с нами в гости. Догадались к кому? Ну, конечно же, к Деду Морозу!

- Но Снеговик пришел не с пустыми руками, у него мешок, а в мешке задания, выполнив их, мы с вами доберемся благополучно до нашего важного друга всей детворы – Деду Морозу.

III. Чистописание. Задание Снеговика.

- Снеговик  желает, чтобы вы написали букву, с которой начинается его название. Что вы можете рассказать об этой букве?     Сс  

- На следующей строке запишите сочетание букв, с которых начинается слово «Снеговик»?    сн

- Какие слова вы можете назвать, начинающиеся на данное буквосочетание? (Снежок, снег, снежинка, Снегурочка)

- Можно ли назвать их родственными? Почему?

- Можно ли назвать эти слова «зимними»?

IV. Словарно – орфографическая работа. Картинный диктант.

- Снеговик вам предлагает отгадать свои «зимние» словарные слова?  Запишите отгадки и объясните орфограммы. А Снеговик будет их доставать из своего мешка.

По полю скачет,

Ушки прячет.

Встанет столбом -

Ушки торчком. (Заяц).

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет.

(Иней)

Есть ребята у меня

Два серебряных коня

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (Коньки)

Кто не ведает границ?

Кто летит быстрее птиц?

Он то грозен, то мятежен,

То как пух весенний нежен.

Кто свободней всех на свете?

Догадались? Это... ветер

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? ...(Ворона)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

В Антарктиде среди льдов

Ходит в фраке день деньской.

Крылья есть, но не летает,

Лихо в прорубь он ныряет,

Очень важный господин

Семенит сюда... (Пингвин )

(В тетрадях записаны слова: мороз, коньки, иней, ветер, ворона, пингвин, заяц)

- Это не просто предметы, эти предметы хранят в себе задания.

   

   

  V. Группировка слов по признакам.  Устная работа.

- На какие две группы можно распределить слова? (одушевленные и неодушевленные). Объясните свой выбор.

VI. Сообщение темы и цели урока.

 - Сегодня Снеговик впервые у нас в гостях и не все понимает и знает, поэтому мы с вами поможем Снеговику понять: что такое основа и окончание.

VII. Частичный фонетический разбор слова ЗАЯЦ, КОНЬКИ. (Устно)

- Найдите слово, где количество звуков и букв не совпадает.  (Коньки – 6 б., 5 зв., заяц – 4 б., 5 зв.). Докажите.

VIII. Работа по теме урока.

                А). Устный опрос. Игра «да» или «нет»

-Окончание- часть слова?

- Окончание- изменяемая часть слова ?

- Окончание – часть основы?

- Окончание – служит для связи слов в предложении?

- У одного же слова могут быть разные окончания?

- С помощью окончания образуются новые слова?

- Что такое основа слова?

Б) Работа по учебнику.

1) Упражнение 190

Выполняют упражнение. Первый «шаг» в задании выполняется коллективно.

Выделяют основу слова и окончание по алгоритму.

2) Упражнение 191

Составить и записать слова по схемам с данным корнем.

Физкультминутка

В). Самостоятельная работа по вариантам.

1) Составляют слова  1 вариант – с корнем  комнат,   2 вариант – с корнем звёзд

2) Проверка. Взаимопроверка.

- Какие орфограммы есть в словах? Обозначьте их.

- Найдите окончание и основу слова.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Да побыстрее, а то мороз заморозит вас и превратитесь в сосульки.

IX. Итог урока.

- Давайте сделаем вывод:

- Что такое окончание?

- Что такое основа слова?

- Составьте и запишите слово по подсказкам:

А) В слове есть окончание и основа. Основа состоит из трех частей. Каких?

Б) Корень тот же, что и в слове обмен, в приставке есть два звука Э, которые обозначены буквой е , два мягких согласных звука; суффикс тот же, что в слове травка.

В) Окончание – 1-ая буква алфавита. Что это за слово? Запишите его и разберите

    по составу.

- Молодцы!

- Ну вот, мы и добрались до заветной цели. Мы пришли к нашему другу.

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый ...Дед Мороз

Вот он Дед Мороз какой!

Ладно нарисован:

Вышел с сумкой не пустой

Перед годом Новым!

До чего ж хорош старик

На рисунке этом:

Улыбается, стоит

У еловых веток.

Если лес укрыт снегами,

Если пахнет пирогами,

Если елка в дом идет,

Что за праздник? ... Новый Год! 

XI. Домашнее задание.

Стр. 140      № 6



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 1 класс "развитие умения находить однокоренные слова, выделять корень

технологическая карта  к уроку по программе "Школа 2100" Урок-сказка "Путешествие с Русалочкой"...

Открытый урок по русскому языку на тему: "Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова"

Данный урок является третьим уроком в изучении темы "Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова"...

Урок русского языка в 1 классе. "Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень". ОС "Школа 2100"

Цель:- развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова.- развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание фактуальной информации).Оборудование: учебник, тетрад...

Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев"

Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев" (2 класс)...

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...