Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме:
    Урок русского языка в 1 классе

    Горохова Светлана Анатольевна

    Урок русского языка в 1 классе по теме: "Общее значение однокоренных слов".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    dokument_microsoft_office_word.docx18.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 1 классе 

     

    Тема: «Общее значение однокоренных слов».

    Цель: на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что главное в         слове - это его значение.

    Задачи: сформировать понятие однокоренные (родственные) слова; ввести  понятие корень слова; провести осмысление этих понятий; развивать универсальные учебные действия.

                                                             Ход урока.

    I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

    - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

    (Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других)

    II. Орфографическая разминка. 

    1. «Диагностика» на слух: пружина, Чайковский, прощай, Франция, пушистый.

    2. Скандирование словарных слов:

     ребята

     дорога

     Москва

     учитель

      язык

    - Какое слово лишнее?

    - На какие группы можно разделить слова?

    - Какое слово нельзя перенести?

      Запись слов 2-3 слов (2 человека у доски).

     - Что мы с вами записали? (слова)

     - Что имеют слова? (значение)

    (Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)

     

    Прикрепляется листы с записью: слова, значение.

    III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

              - Послушайте, что произошло однажды на лугу.
              - Вы кто такие?
             - Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
             - А я ваша тётя – Гусеница. - Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?
             - А кто такие родственники? (Люди которые похожи между собой внешне и являются родными.)
             - Назовите родственников среди действующих лиц сказки.

              - Если люди, животные происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками.

              - А нет ли родственников среди слов нашего языка?

              - Как это можно установить? Давайте проведём исследование.

              - Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (Родственных словах.)

    (Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя)

     

    IV. Поиск решения задачи.

    1.Исследование.
             - Назовите героев-родственников сказки :

              - Запишите эти слова: Гусь, гусыня, гусята.
             - Что скажете про значение записанных слов? ( Прикрепляются листки со словами: ПОХОЖЕЕ, РАЗНОЕ) (Можно выделить общую часть)
             - Чем ещё похожи слова с похожим значением?
    (Прикрепляется листок со словами: ОБЩАЯ ЧАСТЬ).
                                          На доске получается схема:
                                                        СЛОВА
                                                значение     

                                       похожее        разное

                                            общая часть

     - Догадайтесь, как называются слова, обладающие этими признаками?

               - А где можно узнать точно название? (В учебнике)

              Проверим свою гипотезу.

    (Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника)

             

    2. Работа с рубрикой «Обрати внимание» с.79

              - Какие же значения имеют родственные слова? 

     

    V. Физкультминутка. 

     - На экране написаны пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

     

    Лес – лесник

    Река – плот

    Сад – садовый

    Дом – домашний

    Дом - дым

    Стена – гвоздь

    Кот – котик

    Поле - полюшко

    Гриб – грибной

    Обед - стол

             - Подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар родственных слов.

     

    VI. Решение поставленной задачи.

     1. Упражнение 3.

              - Найдите общую часть в словах. Работа в парах.

    (Коммуникативные УУД: учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

     

              2. Дети выполняют задание самостоятельно

    Работа над упражнением 5 с.81 в р.т.

    - Можно ли назвать слова в каждой строчке родственными? Выделите общую часть, с помощью которой можно объяснить значение слов. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

     

    VII. Первичное закрепление.

     1. Работа в группах. Игра «Собери «родственников» 
               - Жили – были слова. За долгую жизнь обзавелись они родственниками, но видятся родственники редко. Однажды решили они собраться.
              Давайте поможем словам найти «свою семью».
             - Поселите слова « в семьи» к словам: ДОМ ГРИБ, ЛИСТ.

    - Будьте внимательны, чтобы « в семье» не появился « чужой».
    (Дети распределяются в группы (по рядам) и записывают слова на листах ребята первого ряда к слову ДОМ; ребята второго ряда к слову ГРИБ; ребята третьего ряда к слову ЛИСТ.

    (Коммуникативные УУД: учиться работать в группах; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

    2. Проверка.

              3.Найдите лишнее слово. 

     кот

     котёнок

     котята

     котофей

     котел

     кошка

     котище

     

    VIII. Итоги урока. 

    - Что нового узнали сегодня на уроке?
             - Какие слова называются родственными?

    (Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)

    IX. Рефлексия учащихся. 

    Используется рефлексивный экран

    - Я понял, что…
    - Было интересно…
    - Было трудно…
    - Мне захотелось…
    - У меня получилось…
    - На следующем уроке мы…

    (Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию и коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста).


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    Урок русского языка в 3 классе "В гостях у русского языка"

     Урок русского языка по теме "Состав слова" , тип урока-урок-обобщение. Нетрадиционная форма урока, урок-игра, позв...

    Урок русского языка в 3 классе "В гостях у русского языка"

     Урок русского языка по теме "Состав слова" , тип урока-урок-обобщение. Нетрадиционная форма урока, урок-игра, позв...

    Урок русского языка в 4 классе Урок обобщение знаний

    ТЕМА. Повторение изученного материала.Цели: - обобщить знания, усвоенные учащимися в процессе изученияотдельных тем;- ус...

    Урок русского языка во 2 классе

    Во втором классе ребята сталкиваются с тем, что писать по слуху можно далеко не всегда. Если звук  в слабой позиции...

    Урок русского языка во 2 классе

    Правописание Ь после шипящих на конце существительных. Роли Ь в слове...

    Урок русского языка в 4 классе.

    Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание частицы НЕ с глаголами". Урок усвоения нового материала....

    Урок русского языка в 1 классе

    Урок русского языка: "Текст. Признаки текста"...

    Урок русского языка во 2 классе

    Правописание безударных гласных в корне слова...

    урок русского языка в 3 классе

    план проведения урока русского языка в 3 классе по теме "части слова"...