Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Занудина Любовь Николаевна

 

Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.

На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с разноуровневыми заданиями.

Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Цель:

  • Углубить знания учащихся о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен существительных после шипящих.
  • Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, наблюдательность.
  • Воспитывать интерес к родному языку путем индивидуализации обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3_klass.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 3 класс

Учебник «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик

Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Цель:

  • Углубить знания учащихся о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен существительных после шипящих.
  • Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, наблюдательность.
  • Воспитывать интерес к родному языку путем индивидуализации обучения.

Оборудование: индивидуальные карточки, схема.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Повторение изученного о работе «ь».

На доске слова:

В…р…бьи, т…традь, п…льто, учит…ль, к…ньки, в…рнуть, к…рабль, к…ртофель

- Прочитайте данные слова. Что в них общего?

- Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной.

- Все слова с мягким знаком.

- Назовите имеющиеся в этих словах различия.

- Это различные части речи. Слово «вернуть»-глагол, остальные существительные.

- Что такое имя существительное?

- Имя существительное это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет.

- Назовите грамматические признаки имени существительного.

- Имя существительное имеет род и изменяется по числам.

- Какие еще можете назвать различия в данных словах?

- Есть различия в нахождении и роли мягкого знака. В словах тетрадь, учитель, вернуть, корабль, картофель он находится на конце слов, а в словах пальто, коньки – в середине и обозначает мягкость согласных.

В слове воробьи пишется разделительный мягкий знак.

  1. Минутка чистописания.

- Цепочку букв для минутки чистописания составьте самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во мн.ч. и мягкий знак.

-Какая цепочка получилась?

- вькь

- Меняйте попарно и напишите до конца строки.

-вькьвькьвькь…

- спишите слова с доски, группируя в зависимости от места и роли мягкого знака.

тетрадь

пальто

воробьи

учитель

коньки

вернуть

корабль

картофель

  1. Словарно – орфографическая работа.

На доске слова: щепка, ужин, шайба, трубач.

- Определите слово, с которым мы познакомимся. В нем имеется парный звонкий, всегда твердый шипящий согласный звук.

- Ужин. В нем имеется парный звонкий, всегда твердый согласный звук [ж].

- Что такое ужин?

Ужин – это вечерний прием пищи.

Мы привыкли, что ужин – это вечерняя еда. Однако вначале оно означало еду в середине дня. Древнерусское «угь» значило «юг», полдень и постепенно уступило слову «обед».

- Перед вами пословицы, в которых пропущены слова «ужин» и «обед».

Ехал к …, а и… не застал.

… не нужен, был бы…  .

- Ехал к обеду, а и ужина не застал.

- Ужин не нужен, был бы обед.

- Объясните смысл каждой пословицы.

- Найдите в словаре слово ужин. Какую букву нужно запомнить?

- у́жин

- Как вы думаете, чему посвятим урок. Вспомните минутку чистописания и как мы искали словарное слово.

- Мы писали мягкий знак, словарное слово было с щипящим. Тема связана с «ь» в словах с щипящими.

  1. Сообщение темы урока.
  2. Изучение нового материала.

Каждой группе раздаются карточки с написанной в них проблемной задачей. Учащиеся работают по карточкам, решают задачу, формулируют вывод.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ.

Прочитайте слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило их написания.

Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ.

Прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания.

дочь

врач

тишь

шалаш

рожь

нож

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ.

Прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова:

дочь

врач

тишь

шалаш

рожь

нож

Ответьте на следующие вопросы:

  • К какой части речи относятся слова?
  • Определите род имен существительных 1 и 2 столбиков.
  • Какие согласные буквы стоят в конце слов?
  • В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?

Проверка результатов начинается с группы, решавшей задачу на низком уровне, далее – на среднем и высоком.

ВЫВОД:

  1. Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи.
  2. Если это имя существительное в начальной форме, определи род.
  3. Если слово ж.р., то «Ь» пишется

                          м.р., то «Ь» не пишется.

Не знаешь род имени существительного, обращайся к словарю «Какого рода и числа слово?».

         

6. Физминутка.

- Я буду называть существительные с шипящими на конце. Если пишется «ь» - хлопайте поднятыми руками, не пишется «ь» - опущенными.

Ёж, лещ, дичь, печь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, тишь, борщ.

7.Работа с учебником.

Чтение правила стр. 65.

8. Закрепление.

1)стр.65, № 507.(По цепочке с комментированием)

2)Разноуровневое задание.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ.

Спишите предложения с доски. Вставьте буквы.

Ландыш (ь,-) развернул п (а,о)хучую  ч(а,я)шечку.

Уб (е,и)гает мыш (ь,- ) (по) сухим листьям.

СРЕДНИЙ И ВЫСОКИЙ УРОВНИ.

Напишите предложения в соответствии со схемами. Используйте существительные с шипящими на конце м.р. и ж.р.

Вт.чл.   подлежайшее  сказуемое        Вт.чл

Вт.чл.  сказуемое   подлежайшее           Вт.чл

Веселый луч блестит на деревьях.

Тихонько играет дочь в куклы.

9. Обобщение.

- Расскажите на конце каких существительных после щипящих пишется «ь». Приведите примеры.

10. Домашнее задание.

Стр. 66, № 510.

- Прочитайте задание. Кто не понял?

11. Рефлексия.

Список использованной литературы:

1. Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.- М.: «ВЛАДОС», 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

углубление знаний о функциях мягкого знака:  показатель мягкости      согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен     существительны...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

углубление знаний о функциях мягкого знака:  показатель мягкости      согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен     существительны...