Сжатое изложение по рассказу И. Арамилева "Димка"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Супрун Марина Валентиновна

Сжатое изложение по рассказу И.Арамилева "Димка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл szhatoe_izlozhenie.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сжатое изложение ( по рассказу Арамилева «Димка»)

Цели: показать учащимся основные приемы сжатой передачи текста;

            формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли

              в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые

             средства;

             воспитывать любовь и сострадание к животным.

Ход урока.    

  1. Сообщение темы урока.
  2. Работа по теме урока.                                                        

   1.Беседа с учащимися о собаках (породах, для чего нужны собаки)

  а) Рассказ учителя

        Сегодня, я хочу поговорить с вами о братьях наших меньших, которые живут рядом с нами и их благополучие зависит целиком от человека, о собаках.

Что мы знаем о собаках? Что это за зверь?

       Собаки бывают служебные и охотничьи. Служебные собаки выполняют сторожевые, караульные, розыскные, пастушьи и спасательные функции. Служебные собаки оказывают неоценимую помощь слепым людям, являясь их  поводырями.

    Охотничьи собаки предназначены для охоты. К охотничьим относятся спаниели и ротвейлеры.

 -показ иллюстраций собак

-У кого из вас дома есть собака?

б)Описание собаки по плану. (на доске)

     1.Как зовут

     2.Порода

     3.Окрас

     4.Для чего служит

  Об этих верных друзьях человека написано много рассказов, книг. Я приведу слова писателя Арамилева «Иногда люди бьют собак. Когда я это вижу, я вздрагиваю, будто это бьют меня. Знаете ли вы, люди, что собака составляет одно из самых замечений, сделанных когда-либо человеком?»

-Какой вывод из нашего разговора мы должны сделать?

2.Чтение рассказа «Димка» учителем

Сегодня мы будем писать сжатое изложение по рассказу И.Арамилева «Димка»

-Как вы думаете о ком пойдет речь?

После удачной охоты я отдыхал у костра. Я разулся повесил ружьё на дерево. Димка сладко спал. Сон его был чуток. Чуть я шевельнусь как пёс открывал глаза.

По шерсти и по складу Димка походил на волка. Но был меньше вол ков. Димка отличался смирным нравом. Ко мне пёс был очень привязан.

Вдруг на поляне возник волк. Он бежал ко мне. Пасть была широко раскрыта челюсть отвисла. Я понял что выстрелить не успею.

Тут Димка вскочил и вцепился ему в горло. Началась борьба. Наконец я изловчился и спустил курок. Волк был убит вторым выстрелом.

Дома я смазал раны Димки формалином. Но поехать с ним к врачу за сотню вёрст не мог. В тайге было осеннее бездорожье. Я посадил соба ку на цепь и молча смотрел как гибнет четвероногий друг.

Через две недели Димка умер.

Я часто вспоминаю своего верного друга.

3.Анализ содержания.

-Смогли ли вы по описанию определить какая была собака? (порода)

-Большая она была или маленькая?

Как вы догадались, что она большая?

Чем же закончилась встреча Димки с волком?

-Автор употребил такое предложение «молча смотрел, как гибнет четвероногий друг»

Как вы думаете, можно собаку назвать другом?

А является ли автор истинным другом?

4.Составление плана рассказа.

а)Чтение рассказа уч-ся про» себя» (на парте листки с рассказом)

-Сколько частей в рассказе?

б)Работа над 1 частью.

-Чтение части вслух.

Кто главные герои в этой части?

Найдите, какими словами автор называет главных героев.

Я                       Димка    

Я                         пёс      
Я

Считается ли это повтором? Можно ли было сказать иначе?

-Прочитайте текст самостоятельно. Как можно озаглавить?

                                         1.Отдых у костра.

Сколько предложений в этой части? (5)

в)Работа над второй частью

-Чтение части вслух.

Какие герои участвуют в этой части?

Волк         Димка

                  Пёс

-Прочитайте первое предложение. Что значит слово походил? (был похож)

Собака какой породы похожа на волка?

Мы можем теперь сказать какой породы был Димка?

-Правильно ли будет, если мы напишем, что Димка был овчаркой?

-Как вы понимаете смысл 4-го предложения?

-Сколько в этой части предложений? (4)

-Как можно озаглавить?

                                        2.Мой Димка.  

г)Работа над 3 частью.

=Кто участвует в этой части?

Ко мне          Волк

Я                     Он

-Прочитайте 3 предложение. Что можно сказать о волке? (он бешеный)

При бешенстве наступает паралич нижней челюсти, течет слюна.

-Подумайте, как можно озаглавить эту часть?

                                         3.Бешеный волк.

д)Работа над 4-й частью.

Димка      я        волк

                             ему

 
-Что самое главное в этой части? (волк убит)

-Сколько предложений (4)

                                         4.Волк убит.

е)Работа над 5-й частью.

-Чтение в слух.

Кто знает, что такое формалин?

Формалин – это раствор для обработки ран.

Я                            Димка

Я                            с ним

                               Собака

                               Четвероногий друг    

-Как вы думаете, почему автор употребил слово «гибнет», а не умирает? 

-Как озаглавим?

                                                          5.Смерть Димки.     

5.Подготовка к сжатому изложению. (работа в листках с текстом карандашом)

а)Чтение 1 части по предложениям.

1-е предложение. Как вы думаете, можно его опустить?

Читаем 2-ое предложение. Нужно ли его оставить? (Да)

-Читаем 3-е предложение.

Что значит «Димка сладко спал»?

-Когда мы спим сладко, мы слышим, что-нибудь? А собаки?

-Сколько у нас получилось предложений? (4) Прочитайте, что у нас получилось?

-Пересказ.

б)Чтение 2 части.

-Как вы думаете, о чем здесь надо сказать?

-Сколько предложений получилось? (2)

-Кто попробует пересказать сразу две части? (пересказ уч-ся)

в) Чтение 3 части.

2 предложения.

Вдруг на поляне возник волк. Он был бешеный.

г)Чтение 4 части

3 предложения

д)5-я часть.

Это очень печальная часть

-Сколько предложений можно оставить? (1)

Через две недели Димка умер от укусов бешеного волка.

Пересказ.

е) Пересказ всего рассказа.

6.Орфографическая работа.

7.Письмо изложения по плану и опорным словам. (в черновиках)

8.Редактирование текста

а)работа в парах.

б)Зачитыв-ся 2-3 работы учащихся.

8.Письмо изложения.

III.Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. Сжатое изложение. 4класс

Конспект урока "Сжатое изложение" 4 класс...

сжатое изложение "Птица - лесовод", русский язык 3 класс.

Урок русского языка, 3 класс, Программа "Школа России". Тема урока: сжатое изложение "Птица- лесовод".В начале урока  для актуализации мыслительной деятельности обучающимся предлагается  заг...

Сжатое изложение по тексту М.Пришвина "Первая стойка"

Разработка урока по русскому языку по теме "Сжатое изложение текста"...

Урок русского языка в 4 классе. Сжатое изложение. М.М.Пришвин «Первая стойка».

Речевая культура в начальных классах рассматривается как обязательная часть программы по русскому языку, имеющая большое образовательное значение. Конечная цель работы по развитию речи в школе –...

Методика обучения сжатому изложению

Презентация, в которой раскрываются способы сжатия текста, требования к тексту, памятки для учащихся....

Сжатое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»

Сжатое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»...