Урок русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака после шипящих"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме

 

Урок русского языка разработан по теме «Мягкий знак в конце существительных после шипящих» по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

В основе урока лежит технология личностно-ориентированного обучения учащихся (Г.К.Селевко, И.С.Якиманская и др.),  способствующая основательному закреплению знаний учащихся и овладению навыками правописания. На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность учащихся для самостоятельного поиска  новых способов формирования  правописания.

Урок построен с использованием компьютерной технологии, позволяющей младшим школьникам легче воспринимать новый материал, а затем применять умения и навыки на практике.

Материал этого урока был отправлен на региональный конкурс педагогических инициатив «Дидактическая модель проведения уроков с применением Интернет технологий» в рамках проекта «Информатизация системы образования» и был отмечен дипломом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рождественская Светлана Викторовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

города Гая Оренбургской области

    Тема: Правописание мягкого знака на конце существительных после  

            шипящих.

Цели урока:

1. Обучающая:  познакомить учащихся с правилом правописания мягкого знака (Ь) на        

           конце существительных после шипящих;

2. Развивающая:  развивать познавательный интерес, культуру устной и письменной            

          речи учащихся;

3. Воспитывающая: воспитывать ответственное отношение к учёбе, труду, бережное    

           отношение к  здоровью

Задачи:

  1. Научить учащихся применять правило правописания мягкого знака на конце существительных после шипящих;
  2. Составить алгоритм правописания существительных с мягким знаком на конце после шипящих;
  3. Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  4. Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь;
  5. Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

Оборудование: компьютер, учебник русского языка (автор: А.В.Полякова);  

                           тетрадь на  печатной основе; портрет А.Толстого,  книга «Золотой  

                           ключик или приключения Буратино»,

                           предметные картинки с изображением Буратино, острова, ребусы,

                           таблица с алгоритмом правописания мягкого знака после шипящих,  

                           индивидуальные карточки, индивидуальные тесты,      

                           компьютерная презентация.

Литература:

  1. Учебник «Русский язык» А.В.Полякова, Москва «Просвещение», 2003г.;
  2. «Русский язык», поурочные планы по учебнику А.В.Поляковой;
  3. Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин «Конкурс грамотеев», Москва «Просвещение» АО «Учебная литература», 1996г.

Формы работы:     индивидуальная; фронтально-индивидуальная, групповая,                                                                      

                                  самостоятельная

М етоды:  словесный, наглядный, исследовательский, частично-поисковый

                

Форма обучения:    урок - путешествие

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо, чтение

Ход урока.

  1. Организационный момент.

   - Быстренько проверь, дружок,

      Ты готов начать урок?

      Всё ль на месте, всё ль в порядке:

      Ручки, книжки и тетрадки?

  1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня на уроке мы совершим с вами удивительные открытия в Стране Знаний, а помогать нам будет сказочный герой, узнайте его имя:

Мальчик этот – деревянный,

Приключеньям счёта нет,

Но пока он безымянный.

Подскажите, кто он?

Вот его портрет… (картинка с изображением Буратино).

- А из какой сказки пришёл к нам Буратино?

- Кто автор этого литературного произведения?

- Нравится ли вам этот деревянный мальчишка? Почему?

- Кто его друзья? Почему друзья всегда помогали Буратино?

- С кем они боролись? Ради чего?

- Что помогло друзьям прийти к заветной цели? (дружба,

    взаимопонимание, взаимовыручка, поддержка)

- Вот и мы сегодня будем работать дружно, чтобы исследовать одну  

   проблему. И как всегда с нами будет Почемучка (картинка). Он нам    

   задаёт  вопросы, на которые мы ищем ответы.

Индивидуальные задания: (у доски)

  1. Чистописание.

Буратино не хотел учиться, а нам с удовольствием преподнёс интересное задание. Запишем красиво соединения заглавных и строчных букв.

И, Ж, Ш, Н, Ч, Д, Щ, Ц

- Найдите буквы, которые объединяются одним свойством.

- (Ж, Ш, Ч, Щ) что вы знаете об этих буквах?

На экране слайд № 2.

     Слайд № 3.       

- Какие орфограммы с этими буквами вы знаете? (ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН)

  1. Словарная работа. (ребусы)

(КАРАНДАШ, БАГАЖ, ЩЕНОК, ОЧАГ)

- Что такое очаг? (подберите синоним).

- Как связан очаг с нашим героем?

- Что общего можно выделить у всех этих слов? (все мужского рода, у всех есть шипящие звуки)

- Какое слово лишнее по какому-то признаку?

  (щенок – одушевлённое; карандаш – три слога)

  1. Физминутка. (песня «Буратино»).

  1. Постановка учебной темы.

    Слайд № 4.

            Слайд № 5.

               Слайд № 6.

      - Докажите, почему выбрали эти слова?

- Сделайте вывод: когда же после шипящих у существительных будем писать мягкий знак,   а когда нет?

Работа по табличке (Употребление мягкого знака на конце существительных после шипящих) (Интернет: http://posobiya.ru/SREDN_SKOOL/RUSSK/

Слайд № 7.

Чтение правила по учебнику (стр.102)

Работа с ЦОР (карточка ресурса № 128513): учащиеся  работают устно: вставляют, где нужно мягкий знак и доказывают правильность выполнения задания.

  1. Закрепление.

Класс делится на 3 группы: учащиеся выполняют разноуровневые задания.

1 группа – упр.№ 487 (выписать по столбикам)

2 группа – придумать по 5 слов с шипящими на конце с мягким знаком и без него;

3 группа – работа в печатной тетради.

Итог:

- О чём же мы сегодня говорили на уроке? ( о правописании мягкого знака в словах).

- Какую же роль играет в словах мягкий знак?

Слайд № 8.

VII. Творческое задание.

Запомнить словосочетания, затем показываю прилагательное, а все записывают существительное.

Слайд № 9.

Карточка по теме (Интернет: http://rus.1september.ru/articlef):

Задание по выбору:

А: Вставь, где нужно мягкий знак в словах и выпиши эти слова.

Б: Догадайся и допиши недостающее слово:

    Не шумит в реке__________ (камыш),

    Не шумит под полом ______(мышь).

    В этот час такая __________(тишь)!

    Только слышно: «Спи, ____(малыш)!»

Домашнее задание: стр. 103, упр.489.

  1. Итог урока:

     - С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

     - Когда же после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет?

    - Давайте посмотрим с вами на табличку с алгоритмом рассуждения  

       при написании мягкого знака на конце существительных после

       шипящих, которую к сегодняшнему уроку приготовил нам Буратино.

Слайд № 10. (Алгоритм рассуждения при  написании слов)

____

Ь

В начальной

форме?

Это женский род?

На доске расположены картинки с изображением названий островов:

Остров

УДАЧИ

Остров ТРЕВОГИ

Остров ОТКРЫТИЙ

Остров РАДОСТИ

- Итак, наш урок подошёл к концу.

- Справились ли мы с вами с поставленными задачами?

- Какое задание показалось вам более интересным?

- А где вы испытывали трудность?

- Впереди вас ждут острова. К какому острову приплыл сегодня каждый из      

 вас? Подойдите каждый к своему острову. Объясните, почему вы сделали  

      такой выбор?

Огромное вам спасибо за работу на уроке! Буратино вам дарит золотые ключики для того, чтобы вы им открывали волшебную дверь в Стране знаний и узнавали каждый раз больше нового и интересного. Желаю вам успеха и удачи в пути!

Литература:

  1. Т.И Тарабарина, Е.И.Соколова. И учёба, и игра: русский язык. – М.:Валдос, 2003
  2. Г.А.Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: Валдос, 2003
  3. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку. – М.: АСТ: Астрель, 2007
  4. А.В.Полякова. Учебник по русскому языку. (3 класс)
  5. Тетрадь на печатной основе.
  6. http://school-collection.edu.ru/ 
  7. http://yandex.ru/yandsearch?text
  8. http://posobia.ru/SREDN_SKOOL/RUSSK/091/images/ob
  9. http://rus.1september.ru/articlef

10. ЦОР (карточка ресурса: №128513).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мягкий знак у существительных после шипящих

Слайд 2

[ Ч ] [ Щ ] всегда мягкие

Слайд 3

[ Ж ] [ Ш ] всегда твёрдые

Слайд 4

СЮРПРИЗЫ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Слайд 5

МОЛОДЁЖЬ ВРАЧ РОЖЬ РЕЧЬ ВЕЩЬ НОЧЬ КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ?

Слайд 6

ЁЖ КИРПИЧ ЛЕЩ ПОМОЩЬ ТОВАРИЩ БОРЩ Какое слово лишнее? Почему?

Слайд 7

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ НА КОНЦЕ РОД М.Р. Ж.Р. - Ь

Слайд 8

Роль мягкого знака в словах: Ь – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ; Ь – РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ; Ь – ПОКАЗАТЕЛЬ ЖЕНСКОГО РОДА У ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХСЯ НА ШИПЯЩИЙ

Слайд 9

СКОРАЯ ПОМОЩЬ ДОРОГАЯ ВЕЩЬ ЖЕЛЕЗНЫЙ ОБРУЧ ВЕРНЫЙ ТОВАРИЩ ГЛАЗНОЙ ВРАЧ ОСТРЫЙ НОЖ ТЯЖЁЛЫЙ БАГАЖ ТЁМНАЯ НОЧЬ КОЛЮЧИЙ ЁРШ НОЧНАЯ ТИШЬ

Слайд 10

ДА НЕТ НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ЭТО ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ? ЕСТЬ ЛИ ШИПЯЩИЙ НА КОНЦЕ? ЭТОЙ ОРФОГРАММЫ НЕТ В СЛОВЕ ЭТО ЖЕНСКИЙ РОД? В НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ? Ь ________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Презентация выполнена по УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....

урок русского языка Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих" 4 класс 21 век

на уроке отрабатывается способ действия при выборе написания мягкого знака после шипящих, развивается умение сопоставлять, анализировать, развивается орфографическая зоркость....

Урок русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» (4 класс по УМК «Планета знаний»)

Данный урок формирует практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;способствует формированию умений сравнивать, обобщать, группировать, анализиров...

технологическая карта урока русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце основы имён существительных»

Формирование самооценки младших школьников на уроках русского языка в рамках программы ПНШ....

Презентация к уроку русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих"

Представлена презентация к уроку русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих"...