Разработка урока по русскому языку по теме "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку на тему "Состав слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_sostav_slova.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – обобщения по теме «Состав слова»

2 класс.

Цели:

Дидактическая –

  1. развивать и углублять понятия о частях слова;

Развивающая –

  1. развивать рефлексию, самооценку, фонематический слух, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словом, умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
  1. учить анализировать, выделяя главное, систематизировать.
  2. обогащать  словарный запас  учащихся.
  3.  развивать внимание, мышление.
  4. побудить к творчеству.

Воспитательная –

  1. Содействовать воспитанию  духовно богатой, творчески активной личности.
  2. Способствовать повышению речевой культуры.
  3. Воспитывать умение точно употреблять слова в речи.
  1. способствовать сплочению  классного коллектива , осознать ценность совместной деятельности.
  2. Создание успешности каждого ученика, предупреждение утомляемости детей.
  3. Задачи:
  4. Обобщить знания по теме « Состав слова»

Оборудование: учебник русского языка автор Л.Я.Желтовская (УМК «Планета знаний»), карточки с названием команд, рисунки цветов, иллюстрация города, толковые  словари, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный  момент.

Звучит музыка.

Возьмите за руку того, кто сидит вместе с вами за одной партой. Закройте глаза и молча, пожелайте своему товарищу что – нибудь   приятное, доброе, удачи в работе.

Как вы думаете, теперь вам будет легче работать на уроке? Почему?

Девиз нашего урока: «Один за всех и все за одного»

  1. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке я вам предлагаю отправиться в город Корнеслов, для того, чтобы определить знатоков русского языка по теме «Состав слова». Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, из каких значимых частей состоят слова?

А почему слова в русском языке называются значимыми?  Заглянем  для этого в толковые словари. (У каждого на парте заранее приготовлены словари, дети зачитывают значение слова  «значимые»)

Сейчас мы разделимся на 3 команды: Приставка, Суффикс, Корень. За каждый  правильный ответ команда будет получать жетон, в конце урока мы подсчитаем количество жетонов и определим победителей.

  1. Релаксация. Внедрение в общеобразовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Закройте глазки, сделайте полный и глубокий вдох, задержите дыхание, представьте круг и медленно выдохните в него воздух 3 раза. Откройте глазки. Вот такой воздушный шар у нас  получился. На этом воздушном шаре мы и долетим  в город Корнеслов.

 Дополнительный материал.

  А знаете ли вы, что в 1873 году француз Жозеф Монгольфье вместе со своим братом Этьеном соорудил воздушный шар. Это был лёгкий мешок из полотна и бумаги. К нему подвесили корзину и наполнили мешок горячим дымом. Для пробы в корзину посадили животных: барана, петуха и утку. Они стали первыми воздухоплавателями. Летели они 8 минут и остались живы и здоровы. Только после этого на шаре  подниматься стали  люди.

  (открывается доска на ней  сказочный город)

  1. Каллиграфическая минутка.

На доске записаны слова:

Берёза, малина, горох.

Составьте цепочки букв из непроверяемых гласных. Запишите  1 строчку цепочки в тетрадь.

  1. Какое из данных слов получило своё название от слова маленький? (малина)
  2. Что такое малина? Чем полезна эта ягода?
  3. Как вы понимаете фразу « Не жизнь, а малина», « Малиновый звон».
  4. Как можно назвать маленькую ягодку  малины? Как называется участок земли, где растут кусты малины? (ответы дети записывают в тетрадь)
  5. Как называются слова, которые мы записали? Докажите. Выделите корень в словах.
  6. Расскажите, как правильно выделить корень в словах.
  7. Почему корень слова назвали корнем?

Ученик читает стихотворение «Как растут слова» Е.Измайлов

Как – то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло.

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идёт.

Очень интересно

 Гулять  в саду словесном

  1. Работа по теме урока.

Давайте жителям этой страны сделаем подарок. Прямо в центре города мы разобьём клумбу с цветами.

Задание по командам.

Конкурс «Садовод»

 Каждой команде раздаю заготовку цветка и лепестки. В центре цветка записано слово. Детям необходимо приклеить к нему однокоренные слова на лепестках.

Какое слово оказалось лишним? Докажите. ( дети высказывают свои мнения)

На доске вывешиваю аппликации ромашек.

Знакомые с детства родные ромашки

Мы рвём на лужайке у тихой реки,

Как белые звёзды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадёт с неба звезда.

               Следующий  конкурс называется «Найди друзей».

          Каждый из вас уже подружился с одноклассниками. В городе корнеслов тоже все дружат между собой.  Не зря гласит народная мудрость « Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Как вы понимаете эту  пословицу?

    А какие пословицы о дружбе знаете вы? ( дети заранее должны были приготовить пословицы )

   Сейчас вы должны подружить слова между собой  и записать в тетрадь  как можно больше однокоренных слов за 1 минуту. За каждое правильно подобранное слово команда получает жетон.

( даны слова: ход, боль, соль)

Конкурс  «Путаница».

Жители города Корнеслов предлагают нам развлечься. Они перепутали слова в предложениях. Составьте из слов предложения и запишите их в тетрадь.

Зимушка, пришла.

Пушистый, накрыл, деревья, снег.

  О чём говорится в предложениях?

 Найдите в предложениях слово, в котором 7 звуков, 7 букв, 3 слога, 2 звука согласных звонких. (зимушка)

 Выделите в слове зимушка  корень и суффикс.

Какое значение имеет  этот суффикс?

Назовите слова с таким же суффиксом. ( бабушка, избушка, дедушка…….)

Расскажите всё, что вы знаете о суффиксах.

Разминка для ума.

Как большой дом превратить в маленький? (домик)

Как из топора сделать рукоятку? (топорище)

Работа над развитием речи.

  Ребята, давайте порадуем жителей города и составим предложения о зиме.

( дети записывают предложения в тетрадь и затем читают свои предложения всему классу)

 Молодцы! Погладьте себя по голове, похвалите себя  и назовите своё имя в  уменьшительно – ласкательном значении.

Физкульминутка.

Звучит музыка Г. Свиридова «Метель»

Не боимся мы пороши –

Ловим снег.

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам –

Снега хватит нам и вам!!!

   Как много снега намело в городе Корнеслов. Давайте поможем убрать его.

Раздаю каждой команде карточки в виде снежинок. На карточках записано:  при, город, за, воз, при, шил, про, ход, по, шёл.

 Ребята разделите карточки на две группы.

Какие группы у вас получились? (корни, приставки)

Для чего служит приставка?

Где стоит в слове приставка?

Соберите из частей слова и запишите их в тетрадь, выделив в слове приставку.

А какие приставки вы ещё знаете? Назовите их.

  1. Обобщение знаний по теме.

   Ребята наше путешествие подходит к концу. И нам пора прощаться с жителями города.

    У нас остался последний  конкурс капитанов.

На доске слова: городок, красивый, перезвон. Рядом со словами схемы разбора этих слов, капитанам необходимо правильно соотнести схему со словом.

     За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Аукцион знаний.

Тест.

  1. Значимая часть слова____________________
  2. Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов._______________
  3. Какая часть слова стоит перед корнем?__________________
  4. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении_____________________
  5. Найди однокоренные слова и подчеркни их:

Зимой солнце сквозь тучи улыбается. Зимнее солнце, что мачеха: светит, да не греет.

  1. Подведение итога. Рефлексия. Награждение.

  Нам пора возвращаться домой. Давайте поблагодарим за гостеприимство жителей города и вспомним вежливые слова. ( на экране слайд с изображением  воздушного шара)

Закрываем снова глазки,

Улетаем мы из сказки

1.2.3, 4, 5 – в класс вернёмся мы опять.

Подсчитываю количество жетонов у каждой команды.

Дети в это время пишут отзыв об уроке, на заранее приготовленных сердечках. На одной стороне что понравилось, на другой – что не понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные

Цель урока:  создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре,  закр...

Разработка урока по русскому языку по теме: "Перенос слов с буквой й в середине слова"

Урок закрепления знаний, на котором дети отрабатывают умение переносить слова с буквой й в середине слова....

Разработка урока по русскому языку , 2 класс, Школа 2100, "Родственные слова, корень слова"

Полная разработка урока, включающая в себя презентацию, раздаточны материал, конспект урока и технологическую карту....