Урок русского языка в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Сафина Мадина Салиховна

Мультимедийный  урок. Тема  урока:  " Изменение  имен прилагательных  по  родам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мультимедийный урок71 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Республика  Татарстан  Камско- Устьинский  муниципальный  район

                                                                 МОУ « Старо-Казеевская  СОШ»

     

       

                                                               Автор  работы:   Учительница  начальных  классов

                                                                             первой квалификационной категории                                                                            

                                                                             Сафина  Мадина  Салиховна

                                                        

                                                              2011 год

           

     

                           

     

       

      Тема : Изменение  имён  прилагательных  по  родам (  к ЕГЭ шаг  за  шагом)

   Цель  урока: - умение применять навыки  правописания  родовых  окончаний  имён                                      

                              прилагательных  в   именительном  падеже;                                    

                          -  развивать  логическое  мышление  при  составлении  алгоритма

                              написания   окончания ( родового) прилагательного;

                          -  углубить  знания  об  имени   прилагательном;

                             -  развивать  сознательность   при  выполнении  заданий;

                             -  развивать  устную  и  письменную  речь.

        

       Оборудование:   мультимедийный  проектор,  компьютер,  экран, сигнальные

1

4

3

2

                                      карточки

      Авторский  медиапродукт:   мультимедийная  презентация « Изменение  имён  

                                                         прилагательных   по  родам»

      Материал:  Р.Х.Ягафарова « Русский  язык» 3 класс  3 часть (с. 3-7)

                           В.В.Никифорова  « Контрольно- измерительные  материалы» ( с. 40-41)

                           О.Н.Крылова « Типовые  тестовые  задания» (Вариант  10  часть 3)                                                  

                         « Проверочные  и  контрольные  работы  по  русскому  языку» (с. 30-31)

                         « Школьный   русско- татарский  словарь»

                                          Ход  урока

      I  Организационный  момент.  ( Слайд 1)

          Проверка  готовности  класса  к  уроку.

      II Актуализация  знаний. ( Слайд 2)

             Отгадываем  загадку:  Нос  у  него  белый,

                                        Сам  он  чёрный,

                                        Очень  проворный.

                                        Друг  садов  и  полей

                                        Поедает  червей.

     Учитель:

     - Как  вы  думаете,  кто  это?

     Ученики:

      -  Грач

    Учитель:

      - Какие  слова  вам  помогли  отгадывать  загадку?

    Ученики:

      -  белый,  чёрный,  проворный ( Объясняется  значение  слова   по       словарю.

      (« Школьный  русско- татарский  словарь» с. 378)

          Проворный -  җитез,  өлгер ( Слайд 3)

    Учитель:

      -  Что  вы  можете  сказать  об  этих  словах?

    Ученики:

      -  Они  отвечают  на  вопрос  какой?

      -  Слова  белый  и чёрный  обозначают    цвет,  проворный – характер

      -  Эти  слова- прилагательные, потому  что  все  они  отвечают  на  вопрос  какой  и  

         обозначают  признак  предмета.    

     - Эти  прилагательные  мужского  рода  

   Учитель:

     - Правильно, ребята, молодцы! (Слайд  4)   

              Имя  прилагательное – это  самостоятельная  часть  речи,  которая  

          обозначает  признак  предмета  и  отвечает  на  вопросы  какой?  какая? какое?

     Учитель:

    - Ребята, а   слова  белый,  черный,  проворный -  признаки  каких    предметов?

     Ученики:

    -  Нос,  грач

    Учитель:

     - Что  мы  можем  сказать  об  этих  словах?

   Ученики:

    -  Грач – существительное  мужского  рода,  единственного  числа, одушевлённое

     - Нос-  существительное  мужского  рода,  единственного  числа,  неодушевлённое

    Учитель:

   -  От  чего  зависит  окончание  прилагательного?

      Ученик  рассказывает  правило ,  изученное  на  предыдущем  уроке ( учебник

       «Русский язык» с. 4)

         Имена  прилагательные  в  единственном  числе  изменяются  по  родам. Формы  

         рода  прилагательных  служат  для  согласования  с  существительными.

       

    III  Минутка  чистописания  ( Слайд 5)

                               

                         

                                   

    - Узнали  сочетания  в  узоре? ( Записывают  узоры  в  тетрадях)

    IV  Работа  по  теме  урока « Изменение   имён  прилагательных  по  родам»

         ( Контрольно – измерительные   материалы )    Задания  А4  ( Слайд 6-9)

        1.Выполнение  тестовых  заданий ( Учащиеся  поднимают  сигнальные  карточки)

  1. В  какой  строке  имена  прилагательные  употреблены  только  в  мужском  роде?        
  1. Серое  небо,  снежное  поле,  весеннее  солнце
  2. Родной  дом,  душистый  ландыш,  сладкий  чай

  1. Зимняя  дорога,  горячая  плита,  весёлая  песня
  2. Рыжий  кот,  серое   облако,  рыжая  лиса
  1.  В  какой  строке  имена  прилагательные  употреблены  только  в  среднем  роде?
  1.  Серое  небо,  снежное  поле,  весеннее  солнце
  2. Родной  дом,  душистый  ландыш,  сладкий  чай
  3. Зимняя  дорога,  горячая  плита,  весёлая  песня
  4. Рыжий  кот,  серое   облако,  рыжая  лиса
  1.   Найди  правильную  характеристику   слова  вкусный  ( кисель)  Задание С1
  1.  Имя  существительное  среднего  рода
  2. Слово  с  безударной  гласной  в  корне,  которую  надо  проверять.
  3. Слово,  обозначающее  действие  предмета

  4. Имя  прилагательное  в  мужском  роде  в  единственном   числе

       2.  Зрительный  диктант   ( Слайд  10)

         - Спишите  пословицы  в  тетрадь. Найдите  прилагательные, выделите  окончание,

        определите  род и  напишите :

  1. Родная   сторона – мать,   чужая – мачеха. (Объясняется значение слова мачеха)
  2. Зимой  снег  глубокий -  летом  хлеб  высокий.
  3. Дождливое  лето  хуже  осени.

 3. Как  определяется  род  имени  прилагательного?  ( Задание  А3 « Контрольно-        измерительный  материал)    ( Слайд 11)

     1. Род  прилагательного  не  определяется.

     2.Прилагательные по  родам  не  изменяются.

     3.По  роду   имени  существительного,  с  которым  оно  связано

     4. Нужно  поставить ударение  и  выделить  корень. ( Ученики  поднимают  сигналь-

          ные  карточки)

     V  Физкультминутка ( Слайд 12)

                Мы  шагаем  друг  за  другом

                Лесом  и  зелёным  лугом.

                 Крылья  пёстрые  мелькают,

                В  поле  бабочки  летают,

                Раз, два,  три,  четыре –

                Полетели,  закружились.

   VI Словарно- орфографическая  работа  ( Слайд 13)

           Подберите  к  данным  прилагательным  соответствующие  по  смыслу  существи-

     тельные    и  запишите  словосочетания

    Б..льшая ,  л..тний , с..товая ,  в…сокое,  вес...лый , вк..сное , о..щая ,  в…енный        

    Тетрадь,  варенье,  очередь,   дождь,   корабль,   связь,   дерево,  праздник      

      Учитель:

    - Объясните  окончания  имен прилагательных.

    VII  Индивидуальная  работа – Запишите  предложения  так, чтобы  получился

            связный  текст . Выделите  окончания  прилагательных( Типовые тестовые

           задания – Вариант 10   часть 3) ( Слайд 14)

        А) Весеннее  солнце  пригрело  землю.

        Б)  Совсем  скоро  на  полях  появятся  зелёные  всходы  пшеницы.

        В) Под  лучами  солнца    зазвенела  весёлая  капель.

        Г) С  пригорков  побежали  говорливые  ручейки.          

     VIII  Итог  урока

  1.  Домашнее  задание: Упражнение  1 ( стр. 8)
  2. Продолжите  сообщение.

- Чтобы  определить  род  имени  прилагательного, надо:

 А)   Найти  в  предложении  … …    ( имени  существительного)

Б)  Определить  его   …     ( род)

В)  По  ролу  существительного   узнать … …  ( род  прилагательного)