Как я работаю со словарными словами
методическая разработка по русскому языку по теме

Методика запоминания словарных слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_slovarnymi_slovami_1.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика запоминания словарных слов.

Проблема: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов.

Цель: научить правильно писать словарные слова.

Средство: использование метода ярких ассоциаций.

Суть метода: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика:

  1. Записать словарное слово (сл. слово) и поставить ударение. Например: берёза.
  2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.

    Например: бе-рё-за.

  1. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Например: бЕ, бе. 
  2. Найти ассоциативный образ (ас. образ), связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу:

А. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-либо признаком.

            Сл. слово   Ас. образ

Модель:     признак          признак

Ассоциативная связь может быть по:

  1. цвету;              
  2. форме;
  3. действию;
  4. материалу;
  5. количеству;
  6. месту расположения;
  7. звучанию;
  8. вкусу;
  9. назначению и т.д.

Б. Ассоциативный образ должен иметь в своем написании    не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:

          Сл. слово Ас. образ

береза – по цвету        бЕлая

береза – кудрявая        нужен грЕбень - чтобы

                          расчесать - по форме,

                            как буква Е.

   Результат:               бЕреза – бЕлая-

                            гребень – (Е)

  1. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

Например:

          б

         бЕреза

          л

          а

          я

  1. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую сомнительную орфограмму.

Внимание! НЕ навязывать ученику своей ассоциации.

Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

  1. Аналогично показать классу разбор 3-5 словарных     слов.
  2. Произвести совместный разбор 3-5 новых словарных слов.

Цель: выявить понимание правильного выбора ассоциативного образа.

  1. Для проверки дать еще 2 словарных слова.
  2. Дать самостоятельную работу (одно несложное словарное слово) с последующим обсуждением каждой версии.
  3. Дать домашнее задание. Составить авторскую книжку словарных слов со своими ассоциативными образами.
  4. Текстовая проверка. (Количество словарных слов определяет учитель).

Внимание! Подробность шагов сделана с целью «не потерять» кого-нибудь из учеников. После знакомства с методикой каждый ученик может делать свойственный «шаг». Методика – не догма, а источник творчества.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

гАзета – бумАга

дИректор – крИк, рОт

зАвод – трубА

инЕЙ – бЕлый, снЕг

кАпуста – зАяц

кАрандаш – грАнь, бумАга

кАрман – дырА

кОнцерт – нОта, дО, хОр

кОрабль – вОлны, бОцман, кОк

лАдонь – лАпа

мАшина – шинА

сОбака – хвОст

Пример объединения словарного и ассоциативного слова:

Т         з             в          н

р        кАпуста       кОрабль    кОнцерт

У         я             л          т  

б         ц             н          ы

       зАвод                    ы

     кнцерт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над словарными словами ( из опыта работы.)

Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах....

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....