Лексическая работа на уроках русского языка и чтения
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Василенко Татьяна Павловна

Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Решение этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения. Работа со словом сложна и многообразна. Как важно научить детей наблюдать, думать, читать, передавать мысль словом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksich.rabota.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ.

Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Решение этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения. Работа со словом сложна и многообразна. Как важно научить детей наблюдать, думать, читать, передавать мысль словом. Практика работы показывает и подтверждает эффективность хорошо продуманной системы словарной работы, суть которой в том, чтобы слово школьникам было правильно воспринято в тексте. Понятно со всеми его оттенками и особенностями, вошло бы в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации.

В школьной практике используются различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями:

а) выяснение значения путем показа картинки или макета;

б) уточнение значения по толковому словарю;

в) подбор синонимов и антонимов;

г) словообразовательный анализ( бесстрашный- страшный- страх);

д) этимологический анализ (лукавый- от «лука»-изгиб, кривизна, лукавый- криводушный);

е) включение нового слова в словосочетание или предложение;

ж) перевод (интернациональный- международный).

Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспективу.

Обучение грамоте- 1-ая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно.

Задание № 1. Цель: формирование умения употреблять слова в речи в точном соответствии с их значениями; знакомство с омонимами в игре.

Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (Нос).

Знакомство с синонимами.

Работа по страницам «Букваря». Гласный звук «а». Буква А,а. Уход за растениями.

Стихотворение к иллюстрации:

Я без дела не сижу,

Я цветочки все полью.

Расцветут они красиво

Всем на радость и на диво.

Задания:

  1. Уяснение значения слова «цветок» (часть растения, на которой образуется плод).
  2. знакомство со значением слова «букет», научить правильно употреблять это слово в речи (цветы, сложенные вместе).
  3. Подбор близких по значению слов к словам из стихотворения: дело(труд, занятие, работа), красиво (прекрасно, прелестно), диво (изумление).

Согласные звуки «с», «сь». Буквы С,с. В лесу.

Стихотворение к иллюстрации:

В глуши зеленой и лесной,

Всегда тенистой и сырой,

Бьет из камней родник студеный

В крутом овраге под горой.

Задание: к слову «родник» (студеный) подобрать близкие по значению слова.

- Чем отличается родник от ручья? Для ответа используйте строки из стихотворения:

Бежит ручей, спешит, звенит.

Волной своей играет.

А снизу бурные ключи

В бока его толкают.

Итак, данная работа проводилась в следующей последовательности:

  1. подбор близких по значению слов;
  2. выяснение понимания детьми слов;
  3. составление предложения со словами;
  4. использование слов и предложений в устной речи при составлении рассказа по картинке.

Словарная работа на уроках русского языка на основе применения синонимов и антонимов.

Данная работа направлена на осознание младшими школьниками лексического значения слов, формирование умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих устных и письменных работ.

Большие возможности для ознакомления с синонимами имеются при работе над частями речи. Упражнения для введения синонимов в активный словарь учащихся разнообразны. Приведу некоторые из них:

  1. Подбери слова, близкие по значению. Используй данные слова при составлении предложений.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Глагол

Груз-багаж

Застенчивый-робкий

Работать-трудиться

Гнев-ярость

Страшный-жуткий

Мыслить-думать

Враг-противник

Подвижный-гибкий

Грустить-горевать

  1. Допиши имя прилагательное:

Подул ветер …(холодный, студеный).

  1. Замени повторяющиеся имена прилагательные подходящими по смыслу:

Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.

(Слова: пугливые, трусливые, робкие).

  1. Составь словосочетания: веселый (смех, танец), радостное (событие, настроение).

Хочется отметить и другую важную сторону словарной работы – грамматическую Упражнения со словом формируют навыки правописания, особенно безударных гласных.

  1. Подбери родственное слово, которое отвечало бы на вопросы кто? Что? Подбери близкие по значению слова:

Война-воин (боец)

Горестный-горе (грусть, тоска).

  1. Спиши, добавляя близкие по значению слова. Проверь безударную гласную в слове.

Ребенок-м..лыш, утес-ск..ла, мочание-т..шина, горе-б..да.

Работа с омонимами.

Основным дидактическим материалом для разнообразной работы с антонимами может служить «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р.Львова.

В «Словаре» учитель найдет богатый материал для работы : антонимические пары, цитаты, пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки обладают большой выразительной силой.

  1. Прочитайте пословицы, найдите слова, противоположные по смыслу. Объясните смысл пословицы.

Ученье – свет, а неученье- тьма.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Можно создать серию грамматических упражнений, которые формируют навыки правописания. Например,

  1. сравни по вкусу – лимон и мед; по ширине – ручей и речку. Составьте предложения.
  2. Допиши предложения словами с противоположным значением.

Грач черный, а лебедь -…

  1. К данным словам припиши слова, противоположные по смыслу. Укажи, какими частями речи они являются.

Молодость-…

Молодой-…

Молодеть-…

  1. Выдели часть слова, которая вносит противоположное значение.

Прибыль-убыток

Друг-недруг

Грамотный- безграмотный

  1. Составь 2 явления в сочетании «Наш парк весной и осенью»

Словарно- орфографическая работа.

В процессе данной работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.

Все трудные слова, изучаемые в нач. школе, были разделены по тематическим группам: «Животные», «Растения», «школа» и т.д. Слова печатаются крупным шрифтом на карточках, безударные гласные выделяются красным цветом. На слова, которые включались в творческие работы, заводились листы- справочники, в них содержался языковой материал для использования на уроках (см. образец).

Работа над художественным произведением.

Следующий этап развития речи, это работа над словом в предложении, в тексте, где оно имеет конкретное лексическое значение.

Большие возможности для развития речи учащихся имеются на уроках чтения. Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых учащимся незнакомо.

При подготовке к уроку следует проанализировать текст с точки зрения лексических возможностей. При отборе слов для проведения словарной работы необходимо установить, какой прием для объяснения значения слова будет использован. Необходимо также выделить слова, над которыми следует поработать основательно для того, чтобы они вошли в активный словарный запас.

Если в 1,2 классах дети обучались приемам словарной работы, то в 3,4 классах словарная работа частично выполняется учащимися самостоятельно.

Например, 1 класс. Н.Носов «Заплатка».

Словарные слова: защитный цвет

                        от досады        

                         оправдываться

Прием- показ предмета защитного цвета.

Прием- подбор синонима- огорчение.

Прием- выделение корня- правд- (признать себя правым, невиноватым).        

Словарная работа неотделима от анализа идейного содержания рассказа. Она обеспечивает не только единство урока, но и глубокое понимание самих слов, т.к. и основное значение слова и особенно его оттенки отчетливо выявляются в контексте.

Все приведенные приемы словарной работы способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления.

Главное, чтобы это была продуманная система работы, направленная на всестороннее развитие детей. Ведь именно овладение языком, запасом слов и грамматических форм и есть предпосылка для развития мышления. Психолог Н.И. Жикин писал: «Речь- это канал развития интеллекта… Чем раньше буден усвоен язык, тем богаче, тем легче и полнее будут усваиваться знания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"

Различные упражнения, тесты. а также расматривается особенность словарной работы, различные приемы ознакомления со словами и их значениями.......

Лексическая работа на уроках русского языка и чтения

Практика работы показывает и подтверждает эффективность хорошо продуманной системы словарной работы, суть которой в том, чтобы слово школьником было правильно воспринято в тексте, понятно со всеми его...

Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения

Реферат на тему: "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"...

Лексическая работа на уроках русского языка.

Данная брошюра содержит хороший игровой и занимательный материал , подобранный специально для более глубокого изучения лексикологии слов на уроках русского языка, для прочного практического усво...

Лексическая работа на уроках русского языка в начальной школе. Использование фразеологизмов в речи обучающихся

В данном материале  представлена система работы над фразеологизмами в начальной школе. В документ вставлены скриншоты презентаций....

Лексическая работа на уроках русского языка. развития речи и литературного чтения в условиях ФГОС в начальных классах.

Презентация дает представление о работе учителя по теме "Лексическая работа на уроках русского языка, развития речи и литературного чтения в условиях ФГОС в начальных классах."...