Методика запоминания словарных слов.
методическая разработка по русскому языку по теме

Учу как запоминать словарные слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_slovarnymi_slovami.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика запоминания словарных слов.

Проблема: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов.

Цель: научить правильно писать словарные слова.

Средство: использование метода ярких ассоциаций.

Суть метода: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика:

  1. Записать словарное слово (сл. слово) и поставить ударение. Например: берёза.
  2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.

    Например: бе-рё-за.

  1. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Например: бЕ, бе. 
  2. Найти ассоциативный образ (ас. образ), связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу:

А. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-либо признаком.

            Сл. слово   Ас. образ

Модель:     признак          признак

Ассоциативная связь может быть по:

  1. цвету;              
  2. форме;
  3. действию;
  4. материалу;
  5. количеству;
  6. месту расположения;
  7. звучанию;
  8. вкусу;
  9. назначению и т.д.

Б. Ассоциативный образ должен иметь в своем написании    не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:

          Сл. слово Ас. образ

береза – по цвету        бЕлая

береза – кудрявая        нужен грЕбень - чтобы

                          расчесать - по форме,

                            как буква Е.

   Результат:               бЕреза – бЕлая-

                            гребень – (Е)

  1. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

Например:

          б

         бЕреза

          л

          а

          я

  1. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую сомнительную орфограмму.

Внимание! НЕ навязывать ученику своей ассоциации.

Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

  1. Аналогично показать классу разбор 3-5 словарных     слов.
  2. Произвести совместный разбор 3-5 новых словарных слов.

Цель: выявить понимание правильного выбора ассоциативного образа.

  1. Для проверки дать еще 2 словарных слова.
  2. Дать самостоятельную работу (одно несложное словарное слово) с последующим обсуждением каждой версии.
  3. Дать домашнее задание. Составить авторскую книжку словарных слов со своими ассоциативными образами.
  4. Текстовая проверка. (Количество словарных слов определяет учитель).

Внимание! Подробность шагов сделана с целью «не потерять» кого-нибудь из учеников. После знакомства с методикой каждый ученик может делать свойственный «шаг». Методика – не догма, а источник творчества.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

гАзета – бумАга

дИректор – крИк, рОт

зАвод – трубА

инЕЙ – бЕлый, снЕг

кАпуста – зАяц

кАрандаш – грАнь, бумАга

кАрман – дырА

кОнцерт – нОта, дО, хОр

кОрабль – вОлны, бОцман, кОк

лАдонь – лАпа

мАшина – шинА

сОбака – хвОст

Пример объединения словарного и ассоциативного слова:

Т         з             в          н

р        кАпуста       кОрабль    кОнцерт

У         я             л          т  

б         ц             н          ы

       зАвод                    ы

     кнцерт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образные и звуковые ассоциации для запоминания словарных слов.

Одной из самых трудных тем в курсе изучения русского языка является тема по изучению слов с безударной гласной,не проверяемой ударением.Учитель использует самые разные методы и приёмы.для прочного зап...

Методика запоминания словарных слов (метод ярких ассоциаций)

В презентации подробно раскрыта методика запоминания словарных слов....

Методика запоминания словарных слов

Карточки - образы иассоциации - вот, что поможет вашему ребенку запомнить словарные слова!...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

Словарь сложных слов как способ запоминания словарных слов

В данной статье описан один из способов работы со словарными словами....

Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.

Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....

Методика запоминания словарных слов.

Одной из главных задач обучения является развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный з...