Урок русского языка "Наблюдение за написанием ЖИ, ШИ"
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Заяц Татьяна Николаевна

Урок проведён во 2 классе по программе "Школа2100". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

во 2 классе

по программе «Школа 2100»

Тема: наблюдение за написанием сочетаний  ЖИ ШИ.

Цели:  - провести наблюдение за написанием сочетаний ЖИ – ШИ в словах;

            - учить определять орфограммы на слух;

            - развивать мышление, воображение, речь, умение анализировать,        

            осуществлять выбор и делать выводы;

            - воспитывать любовь к природе, расширять кругозор детей.

Оборудование: образец написания буквы Ж, портрет татарского поэта – героя

               Мусы Джалиля, карточки с заданиями, магнитно – маркерная доска,

               слова вершина, лужи, тишина, душистый, ландыши, весна, шиповник,

               чижик, зашипит, пушистый, котик, сторожит, картина «Белка зимой»

                из серии «Животные во все времена года», книги со стихами Джалиля

                для детей.

Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Минутка чистописания.

            а) На доске чертёж.

               - Здесь спряталось несколько букв. Найдите их  и назовите.

                   (п, т, х, к, ш, ж, г)

               - Назовите буквы, которые обозначают шипящие звуки. (ж, ш).

                б) Сегодня мы будем писать букву, которая обозначает звонкий

                    шипящий звук (Ж, ж).

Дети прописывают в тетрадях

           Жж   Жв   жи  дж

           жизнь Джалиль прожил

 - Что объединяет эти слова? ( во всех словах есть буква Ж, всё это части речи,

     все части речи в единственном числе и т.д.)

 -  Какое слово лишнее? Почему?  ( Джалиль – имя собственное, прожил – это

     глагол, прожил – оканчивается на твёрдый согласный и т.д.)

 -  обобщение: буква Ж обозначает согласный твёрдый звонкий парный звук.

  1. Актуализация знаний.

а) - Я шла в школу и встретила своего соседа, ученика соседней школы. Он выполнил домашнее задание, но сомневается в правильности. Сейчас мы ему поможем и даже дадим свои рекомендации.

      На доске запись:

         Мы – проворные сестрицы,

        Быстро бегать мастерицы.

       Вдождь – лежим,

       В снек – бижим,

       Вот такой у нас режым.

(Дети, выходя к доске, исправляют ошибки, объясняя правильное написание слов).

  б) Вывод: что нужно повторить мальчику?

                 - написание предлогов

                 - написание парных согласных

                 - написание безударных гласных

                 - написание сочетания ЖИ

  1. Сообщение темы урока.

           - Сегодня мы с вами будем наблюдать за тем, как пишутся сочетания

              ЖИ, ШИ, постараемся запомнить и не допускать ошибок на письме.

  1. Работа над темой урока.

         а) Упражнение из учебника для 2 класса (устно)

            Прочитайте все пары слов и выберите те, которые не похожи на другие

             ( дети выбирают слова с сочетаниями ЖИ, ШИ_

           - Чем они отличаются от других пар?  (У них нет Ы).

           -  А как это отмечено на звуковичках? (синими цветом башмачков)

          б) Обобщение: ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

  1. Самостоятельная работа.

         

 а) Из упражнения в учебнике выбрать и записать слова с сочетаниями ЖИ и ШИ. Расположить их в два столбика.

  б) Проверка работы.

       - По какому признаку вы написали слова в два столбика?

  в) Обобщение: ЖИ, ШИ пиши с И.

Ф И З М И НУТКА.

  1. Закрепление.

а) На магнитно – маркерной доске расположены слова

    вершина, лужи, тишина, душистый, ландыши, весна, шиповник,

   чижик, зашипит, пушистый, котик, сторожит.

    - Почему для нашего урока сегодня подобраны эти слова?

    - Все ли слова подходят к теме? ( котик, весна не подходят).

    - Оставшиеся слова вы легко разделите на две группы. А на 3 группы                                    

            можно разделить эти слова? ( дети обсуждают варианты)

           СЛОВА - ДЕЙСТВИЯ, СЛОВА – ПРИЗНАКИ,  СЛОВА – ПРЕДМЕТЫ.

         - Уберите слова – действия (убрали слова зашипит, сторожит).

         - Уберите слова – признаки (убрали слова душистый, пушистый)

     б) Работа с оставшимися на доске словами.

          - Записать 6 слов с доски в тетрадь

                           по алфавиту

                           по увеличению количества слогов в словах

                           списать и подчеркнуть сочетания ЖИ, ШИ.

             (Дети выбирают один из 3-х вариантов и выполняют задание).

          - Проверка выполнения вариативного задания.

      в) Обобщение: ЖИ и ШИ пиши с И.

  1. Выборочное письмо (на слух).

а) – В этом году исполняется 105 лет со дня рождения  Мусы Джалиля.

       Это великий татарский поэт. На уроках татарского языка вы уже

       знакомились с его творчеством. Им написано много стихов специально    

       для детей.

   б) Чтение отрывков из стихов М.Джалиля «Храбрый заяц», «Мой пёс»,

        «Кукушка», «Вороватый котёнок».

      (Дети записывают слова на слух: уши, дрожит, большим, жила, мыши).

   в) Даётся 2 варианта задания:

          - обвести слова во множественном числе и подчеркнуть ЖИ и ШИ.

          - подчеркнуть ЖИ и ШИ.

     (Дети выбирают вариант и выполняют задание).

   г) Проверка выполнения задания.

   д) Обобщение: ЖИ и ШИ пиши с И.

  1. Работа по картине «Белка зимой».

На магнитной доске слова (деформированное предложение)

 НА   РУЧНАЯ  ЕЛИ   ЖИЛА   ВЫСОКОЙ   БЕЛКА

а) Составление правильного предложения

     - Назовите признаки предложения (заглавная буква, точка)

     - Какое слово подходит теме нашего урока? (жила).

     - Какие орфограммы вы видите в этом предложении?

 б)  Хотите послушать рассказ про эту белочку? (вывешивается картина

       «Белка зимой»).  

       - А рассказа нет! Что же нам делать? (будем составлять сами).

       К уголку картины прикреплён листочек с дополнительным заданием:

       в каждом предложении должно быть слово с сочетаниями ЖИ и ШИ).

  в) Составление рассказа по картине.

      ( Н-р: Падают снежинки. На ветках лежит снег. Белка бежит по веткам.

                 и т.д.)

   г) Обобщение: ЖИ и ШИ пиши с И.

  1. Домашнее задание (дифференцированно):

            - записать 3 предложения о белочке

            - записать 5 предложений о белочке

            - записать 7 предложений о белочке

              (в каждом предложении должно быть слово с ЖИ и ШИ).

  1. Итог урока:

            - Чему учились на уроке?

            -  Какое задание вы считаете самым интересным? Трудным?

            - Оценивание работы детей на уроке.

       

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными"

Урок русского языка "Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными" нестандартная форма урока: урок-суд http://www.k-yroky.ru/load/69-1-0-5448...

Урок русского языка "Правила написания корня слова".

Урок построения системы знаний по теме "Правописание корня слова"....

План-конспект урока русского языка по написанию изложения

План-конспект урока русского языка по написанию изложения (учебник Иванова 3 класс урок № 26 «Начальная школа XXI века»)...

Урок русского языка "Правила написания предлогов О и ОБ"

Урок в 3 классе, технологическая карта урока...

Конспект урока русского языка Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять...

Конспект урока русского языка "Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?" 3 класс

Цель: Совершенствовать навык написания изученных словарных слов, учить воспроизводить лексическое значение слов. Планируемые  результаты Предметные:·...

Конспект урока русского языка «Раздельное написание предлогов со словами» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения писать предлоги раздельно с другими словами в предложенииПланируемые  результаты:Предметные:знать, что такое предлог;уметь употреблять предлог тольк...