конспек урока по русскому языку 2 класс
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Ларькова Марина Олеговна

Конспект урока по рускому языку. Тема "Устаревшие слова". УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnoe_zanyatie_na_oblast.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы занятия

Цель

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Методы

обучения

Предполагаемый результат

1.Организация начала занятия

Создать условия для:

-концентрации внимания;

-положительного настроя.

1.Взаимное приветствие.

Здравствуйте, ребята!

 Меня зовут Марина Олеговна. В начале урока я прошу вас взяться за руки и улыбнуться друг другу. Пусть наш урок станет ярким и добрым как ваши улыбки!

Я хочу вам подарить смайлики. Выбирайте и прикалывайте. Прошу вас, присаживайтесь.

Стимулирование

мотивации в учении

Положительный настрой,

концентрация внимания

2.Основная часть. Создание образно-эмоциональной ситуации

Создать условий для:

-развития коммуникативной компетенции;

-формирования когнитивной компетенции.

1.Представление уч-ся картин с изображением старинного русского города.

Я приглашаю вас в путешествие по старинному русскому городу. Посмотрите на эту картину. Представьте себя на улицах и послушайте, о чем говорят люди  (включается запись с текстом:

«Повели коней в конюшни

Десять конюхов седых.

Все с цветными кушаками

И с сафьянными бичами»

Все ли слова вам понятны? Значение каких слов не поняли? Запишите их на доске.

 Как  мы можем узнать значение непонятного для нас слова?

Те, у кого на спинке стула изображена

-книга, найдите значение этих слов в толковом словаре;

-губы, спросите у гостей;

-глаза, найдите на картинен;

-рука, попробуйте нарисовать.

Дети называют слова и записываю их на доске.

Прочитать в толковом словаре, спросить у взрослых, найти в Интернете.

Дети сообщают результаты заданий.

Наглядно-практический

Выявление субъектного опыта учащихся,

развитие коммуникативной компетенции, образное восприятие устаревших слов

Введение теоретических знаний, сообщение темы и целей  урока

Создать условия для:

-формирования когнитивной компетенции;

-развития информационной компетенции.

Вы используете эти слова в обычной, повседневной речи?

 Почему?

Как можно назвать вещи, которыми больше не пользуемся?

Как назовем слова, которые перестали употреблять в современной речи?

Как вы думаете, с какими словами мы познакомимся сегодня на занятии?

Тема урока «Устаревшие слова»

Запишите в тетради число, слова «Классная работа», и тему урока «Устаревшие слова»

Сегодня на занятии мы:

- познакомимся с некоторыми устаревшими словами,

-выясним, когда из повседневной речи исчезают слова,

-узнаем, где сейчас можно встретить такие слова;

- постараемся понять нужны ли они нам.

Варианты ответов:

-нет;

-мы больше не пользуемся этими вещами;

старые, немодные, ненужные

- старые

- старыми, немодными, которые не используем

словесный

проблемный

Стимулирование учебно-познавательной деятельности

Динамическая пауза

Создание условий для снятия мышечного напряжения

Вы, конечно не забыли, что мы путешествуем по старинному  русскому городу, послушайте какая музыка тогда звучала и попробуйте под нее подвигаться. Что лучше всего делать под такую музыку?

Выполняют движения

Танцевать

Наглядно-практический

Снижение усталости

Организация исследовательской деятельности

Обсуждение результатов

Создание условий для:

-когнитивной компетенции;

-коммуникативной компетенции;

-информационной компетенции.

Я предлагаю вам разбиться на группы.  Помогут смайлики. Каждая группа получает задание, выполнить которое вам помогут текст учебника, справочный материал, а также вы можете обратиться за помощью ко мне и нашим гостям

задания в конверте.  

1 группа:

1  уч.- выяснить значение слова «кольчуга» и записать на доске;

2  уч.- выяснить значение слова «кафтан» и записать на доске;

3уч. найти изображение этих предметов.

4 уч. – записать слова и их значение на доске.

5 уч. – в отрывке из произведений найти и подчеркнуть предложение с данными словами

2 группа:

1  уч.- выяснить, что значило слово «пирог» в старину и записать на доске;

2 уч. - выяснить, что значило слово «неделя» в старину и записать на доске;

3 уч. найти изображение, которые подходят к этим словам.

4 уч. – записать слова и их значение на доске.

5 уч. – в отрывке из произведений найти и подчеркнуть предложение с данными словами

3 группа:

1  уч.- выяснить значение слова «очи» и записать на доске;

2 уч.- выяснить значение слова «уста» и записать на доске;

3 уч.- найти изображение этих предметов

4 уч. – записать слова и их значение на доске.

5 уч. – в отрывке из произведений найти и подчеркнуть предложение с данными словами

Пришло время узнать о выполнении задания и проверить с помощью большого толкового словаря. Первая группа работала со словами «кольчуга» и «кафтан».  Вторая группа – слова «пирог» и «неделя». Третья группа – слова «очи» , «уста».

Посмотрите на эти группы слов, что вы о них можете сказать?

(Наводящие вопрос: 1гр. Употребляются эти слова сейчас? 2 гр. В каком значении употребляются сейчас? 3 гр. Что произошло со словом?)

Выберите  одно слово и запишите его. Устно составьте предложение с этим словом.

Дети занимают место за столом в соответствии с нужным знаком.

Выполнение заданий с помощью текста учебника и толкового словаря.

Уч-ся сообщают о полученных результатах

Слова из первой группы мы больше не употребляем, потому, что больше нет таких вещей; слова из второй группы изменили свое значение, потому, что изменилась речь;  слова из третьей группы не употребляем, потому, что появились новые слова.

Работа в тетради.

Проблемно-поисковый

Максимальная самостоятельность при решении поставленной задачи.

3.Рефлексия

Подведение итогов занятия

Итак:

-с какими устаревшими словами вы сегодня познакомились?

- когда из повседневной речи исчезают слова?

-вспомните, где сейчас мы можем встретить устаревшие слова?

- нужны ли нам они? Для чего?

Великий русский писатель И.С. Тургенев говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык- это клад, это достояние переданное нам нашими предками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в умелых руках оно в состоянии совершить чудеса».

В заключение нашего урока я угощу вас яблочками, но они непростые, а волшебные. Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое прикрепите на яблоню красное яблоко, если ничего не узнали – желтое яблоко, если вам было скучно и урок не понравился – зеленое.

- когда исчезают вещи, которыми пользуемся;

- в сказках, в книгах по истории;

- нужны, обогащают нашу речь;

Оценивание урока

Осмысление  важности полученных знаний

Предмет: русский язык        

Класс: 2      

УМК : «Начальная школа 21 века»      

Учебник: «Русский язык» в 2-х частях, часть 2 авторы: Иванов С.В. Евдокимов А.О.

Тема:  Устаревшие слова (блок «Как устроен наш язык»)

Цели занятия:  создать условия

                                                       - для развития общекультурной компетенции через осмысление слов вышедших из

                                                         употребления и введения понятия «устаревшие слова»;

                                                       -для развития когнитивной и информационной компетенции;

                                                       -для развития творческого воображения и формирования коммуникативной компетенции;

                                                       - для принятия учащимися базовых национальных ценностей;

План занятия:

  1. Организационный этап – 2 мин.
  2. Основная часть – 24 мин.

1)Создание образно-эмоциональной ситуации – 4 мин.

2) Введение теоретических знаний – 4 мин.

3) Динамическая пауза – 2мин.

4) Организация исследовательской работы – 8 мин.

5) Обсуждение результатов исследовательской работы – 6 мин.

     3. Рефлексия – 4 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Конспек урока по русскому языку 1 класс "Школа 2100"

Тема: "Заглавная буква в именах собственных" 2 класс программа "Школа 2100"...

Конспек урока по русскому языку. Тема: "Родственные (однокоренные) слова. Корень слов (первое представление)."

Данная разработанная  технологическая карта позволяет учителю легко провести урок, а его учащимся получить первое представление о таких понятиях в русском языке, как "корень слова" , "родственные...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...