«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Габитова Эльвира Вакиловна

 

            Цели урока:

  • продолжить формировать умение различать  одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам и лексическим значениям;
  • совершенствовать умение работать с текстом, определять его тему, отбирать языковой материал;
  • продолжить развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, развивать внимание, память, мышление, речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Одушевленные и неодушевленные  имена существительные»

            Цели урока: 

  1. продолжить формировать умение различать  одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам и лексическим значениям;
  2. совершенствовать умение работать с текстом, определять его тему, отбирать языковой материал;
  3. продолжить развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, развивать внимание, память, мышление, речь.

Оборудование:

Презентация на компьютере, предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

- Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.

II. Минутка чистописания.

-Работу начинаем с чистописания.

-Внимательно посмотрите на данную запись:

большой - маленький,

сухой -…

война - …

глубокий - …

старый - …

гладить - …

твёрдый - …

- Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву  мы будем сегодня писать на минутке чистописания.

(Необходимо подобрать слова с противоположным значением, антонимы)

- Верно, подберите слова-антонимы, но одно условие, эти слова, должны начинаться с одинаковой буквы.

- Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания? (буква м)

- Какой звук обозначает буква м? (согласный, звонкий, непарный по глухости-звонкости, бывает твёрдый или мягкий)

Пальчиковая гимнастика.

  1. Гребешок;
  2. Кошка;
  3. Лесенка;
  4. Заводная машина;
  5. Буква м.

- Определите порядок написания букв в данном ряду.

Мме   Мми ….

(Заглавная М, строчная м чередуются с гласными буквами, указывающие на мягкость согласного звука)

- Сколько существует таких гласных? (5: и, е, я, ю, ё)

-Какие соединения?

- Напишите начатый ряд букв, соблюдая последовательность.

Самооценка.

- Оцените свою работу, подчеркните самое красивое буквосочетание.

III. Словарная работа.

- Отгадайте загадку.

Какой это художник

На стекло нанёс

Волшебные узоры

Из серебристых роз…    (Мороз)

   - А что такое мороз? Выясним значение этого слова. Какой словарь поможет нам?

(Толковый словарь)

Мороз – сильный холод, стужа, холодная погода, холодное время с очень низкой температурой. Произошло слово от древнего слова мерз – «холодный», от него и образовалось слово мёрзнуть.

- Запишите слово мороз, разберём по схеме СУО (слог, ударение, орфограммы)

- Со словом мороз придумано много пословиц, я приготовила их для вас, да вот беда, части пословиц перепутались, вам необходимо соединить начало и концовку.

Мороз не велик

в большой мороз.

Мороз и метели

а стоять не велит.

Береги нос

под февраль полетели.

 - Выясним значение каждой пословицы.

- От слова мороз образуйте и запишите однокоренные слова.

- Первоначально вспомним признаки однокоренных слов. (Общее значение, одинаковый корень).

- Как по-другому называются однокоренные слова? (родственные)

1.Очень холодный день…(морозный)

2.Он раздаёт подарки взрослым и детям…(Дед Мороз)

3.Устройство, для длительного хранения продуктов питания…(морозильник)

4.Сказочный персонаж, который отблагодарил одну девочку и наказал другую…(Морозко)

- Посмотрите на получившийся ряд однокоренных слов, выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне, написание которой необходимо запомнить.

Мороз, морозный, Дед Мороз, морозильник, Морозко.

- Какое слово будет лишним и почему? (морозный, слово обозначает признак предмета, а все остальные слова являются предметами)

IV. Формулировка темы урока.

- А как называются слова, которые обозначают предметы? (имена существительные)

- На какие группы можно разбить оставшиеся слова? (слова, отвечающие на вопросы кто? и слова, отвечающие на вопросы что?)

- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (одушевлённые)

- Кого можно отнести в группу одушевлённых предметов? (люди и животные)

- Как называются слова, отвечающие на вопросы что? (неодушевлённые)

- Что отнесём в группу неодушевлённых предметов? (все остальные предметы, которые не являются людьми и животными)

- Определите тему нашего урока. (Одушевленные и неодушевлённые  имена существительные)

- Я приготовила вам задания, которые помогут совершенствовать ваше умение различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, помогут развить память, внимание, мышление.

V. «Исключи лишнее слово»

- Прочитайте цепочки слов. Определите общий признак данных слов, исключите лишнее слово и запишите его в тетрадь.

  1. снег, Снегурочка, снежинка, снежок

(общее: однокоренные слова,

лишнее: Снегурочка – слово отвечает на вопрос кто?)

  1. лопата, синица, собака, сорока

(общее: словарные слова, по 3 слога, первая безударная гласная, которую необходимо запомнить,

лишнее: лопата – слово отвечает на вопрос что?)

  1. дуб, сон, код, лоб

(общее: состоят из 3 букв, отвечают на вопрос что? на втором месте гласная буква,

лишнее: сон – на конце слова непарная согласная, остальные слова заканчиваются на парную согласную, которая оглушается)

  1. вода, заяц, река, зима

(общее: состоят из 4 букв, по 2 слога,

лишнее: заяц – слово, отвечает на вопрос кто? это словарное слово, у остальных слов безударную гласную можно проверить)

- Получились слова:

Снегурочка, лопата, сон, заяц.

- Какие задания можно придумать к данным словам?

(Разбить на две группы, в зависимости от вопроса)

- Прочитайте слова по мере увеличения слогов: сон, заяц, лопата, Снегурочка.

VI. Расшифруй слова.

- Даны цепочки слов, у каждого слова вам  необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово.

  1. гиря+тапочки+ракета=….(гитара)
  2. мышцы+катер=….(мышка)
  3. рога+забор=…(роза)
  4. сова+баня+капуста=…(собака)
  5. коза+лето+сова=…(колесо)
  6. сито+нива+царица=…(синица)

Получившиеся слова, записанные на карточках,  фиксируются на доске.

гитара, мышка, роза, собака, колесо, синица

- Первый вариант запишите одушевлённые существительные, а второй вариант запишите неодушевлённые существительные.

Работа выполняется самостоятельно.

- Какие слова выписал I вариант? Почему?

- Какие слова выписал II вариант? Почему?

- А теперь сверим свои ответы. (см. на экран)

- Что заметили?

- Что не так по сравнению с вашими ответами?

(Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках)

- Как вы думаете, почему?

- В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором?

(в 1 столбике - животное, во 2 столбике - компьютерная мышка)

- А слово роза?

(в 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза)

-Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают  одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё  лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова имеют определённое название – многозначные.

VII. Физминутка.

- А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Поиграем в группы слов,

Кто из вас играть готов?

- Сейчас будут звучать слова, обозначающие предметы, услышав слово, отвечающее на вопрос кто? вы приседаете, если услышите слово, отвечающее на вопрос что? встаёте на носочки, руки вытягиваете над головой.

Окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, Мурка, морж, льдина, тюлень.

VIII. «Самый внимательный»

- А теперь мне бы хотелось проверить насколько вы внимательны.

- В предложенном наборе букв, вам нужно найти 6 слов.

- Работать будет в парах, ведь недаром говорится «Один ум хорошо, а два лучше».

- Положите перед собой карточку, внимательно изучите, найденные слова обведите.

тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

встснежокбрлюлшгелесаыук

бпоепокрывалотенгмзимамигв

- Проверка.

Ученики выходят к доске, обводят найденные слова.

дятел, снежок, лес, белка, покрывало, зима

-Полученные слова помогут нам в дальнейшей работе с текстом.

IX. Работа с текстом.

- Перед вами текст, некоторые слова пропущены, вместо них записаны вопросы кто? что? Вам необходимо, используя полученные слова, восстановить текст.

             Наступила (что?).  Белое пушистое (что?) укрыло землю. (Что?) украсил деревья. Вот (кто?) прыгает с ветки на ветку. А (кто?) стучит по верхушки дерева. Хорош (что?) зимой.

- Прочитаем получившийся текст.

- О чём говорится в тексте?

- Как бы вы озаглавили текст?

- Запишите второе предложение, выделите грамматическую основу, покажите графическую связь между словами.

X. «Волшебные превращения»

- А теперь я предлагаю вам побывать в роли волшебников, но не забывайте, у нас урок русского языка, поэтому превращать мы будем?...Как вы думаете что? (слова)

- Даны слова: коса, мак, капля, сон – что общего у этих слов?

(Эти слова отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые существительные)

- Образуйте от данных слов одушевлённые существительные, заменив одну лишь букву.

что?

кто?

коса

коза

мак

рак

капля

цапля

сон

сом

неодушевлённые

предметы

одушевлённые

предметы

- А теперь поработайте со словами: силач, грибник, лыжник, футболист, пожарник.

- Что общего у этих слов?

(Эти слова отвечают на вопрос кто? Это одушевлённые предметы)

- Образуйте от данных слов  однокоренные неодушевлённые существительные.

- На какой вопрос должны отвечать эти слова? (на вопрос что?)

что?

кто?

сила

силач

гриб

грибник

лыжи

лыжник

пожар

пожарник

неодушевлённые

предметы

одушевлённые

предметы

        XI. Самостоятельная работа (разноуровневое задание)

-А теперь предлагается вам последнее задание, при помощи которого  я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.

- У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам.

Карточка №1 

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик.

- Выберите карточку, подпишите и приступайте к работе.

Проверка карточек осуществляется после урока.

XII. Подведение итогов.

- Подведём итог урока. Возьмите двухцветный круг, я буду читать высказывание, если оно истинное, то покажите зелёный цвет, если высказывание ложное, то красный цвет.

  1. Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы)
  2. Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (зелёный цвет – истинное высказывание)
  3. Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (зелёный цвет – истинное высказывание).
  4. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (красный цвет – ложное высказывание, отвечают на вопрос что?)
  5. В русском языке существуют слова, которые могут отвечать одновременно на вопросы кто? и что? (зелёный цвет – истинное высказывание). Приведите примеры таких слов.
  6. Такие слова называются антонимами (красный цвет – ложное высказывание, многозначные слова, антонимы – слова с противоположным значением)

XIII. Домашнее задание.

- Подберите и запишите как можно больше одушевлённых и неодушевлённых существительных на тему «Школа».

XIV. Рефлексия.

- Молодцы. А теперь, используя двухцветные круги:

если вы испытывали затруднения на уроке, у вас возникали трудности, покажите красный цвет, а кому было легко и интересно, покажите зелёный цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одушевленные и неодушевленные существительные

Данная презентация относится к уроку по русскому языку в 3 классе по программе "Начальная школа XXI века". Урок опубликован на дистанционном сайте "Продленка"...

Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок для 3 класса. Разработан в виде исследования. Перед началом урока ставится проблемный вопрос. На протяжении всего урока дети делают открытия и находят ответ на проблему....

Интерактивное задание «Одушевленные, неодушевленные имена существительные»

Интерактивное задание «Одушевленные, неодушевленные имена существительные», предназначено для интерактивной доски SMART Board...

Одушевленные и неодушевленные существительные

Различие одушевленных и неодушевленных существительных...

конспект по русскому языку 2 класс "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"

Тема: "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"...

Тема урока "Окончания одушевленных и неодушевленных существительных"

Для системы развивающего обучения характерный принцип - "от учеников". "Идти от учеников" впрцессе познания - это значит организовывать коллективный поиск....