Урок русского языка во 2 классе по теме " Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Хабибуллина Гузалия Анваровна

формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Республика Татарстан Альметьевский муниципальный район

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -

    Кама-Исмагиловская начальная общеобразовательная школа

 Открытый урок по русскому языку

      ( 2 класс, учебник Рамзаева Т.Г. 2008г.)

                          По новому образовательному стандарту (ФГОС)

                                                                          Учитель начальных классов

                                                                          Хабибуллина Гузалия Анваровна

                                                                          1 квалификационная категория

                               

                                       Кама – Исмагилово 2011 г.

Тема. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Класс -  2

Цель урока:

Образовательные: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова.

Развивающие:  развивать умение подбирать проверочные слова.

Воспитательные: формирование умения работать индивидуально, в малых группах; формирование коммуникативных умений учащихся ( включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга); воспитание интереса к обучению.

Демонстрационный материал:

  1. картинка с изображением весёлого Смайлика.

      2)  карточки с шагами алгоритма проверки своей работы по образцу.

3) Карточки с изображением двух шагов учебной деятельности из пособия «Учусь учиться или приключения Смайлика»

Оборудование: мультимедийное учебное пособие « Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс»; мультимедийное приложение к урокам « Уроки русского языка 1- 4 классы», ноутбок.

                                               

                                   

           

                                      Ход урока.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

  На доске картинка с изображением весёлого Смайлика      

   - Ребята, давайте все посмотрим на Смайлика и подарим друг другу улыбки.

   - Наши гости ещё не знакомы со Смайликом, кто хочет их познакомит с ним? ( Смайлик- это наш друг. Он пришёл к нам, вместе с нами учиться).

   На доске:

   – Что же значит учиться? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что я не знаю, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.) 

  - Ребята, сегодня на уроке вы хотите получать новые знания? ( Да, мы хотим получать новые знания.) А я вам в этом помогу.

- А сейчас открыли тетради, напишем сегодняшнее число и классную работу.

– Как обычно, начинаем урок с проверки домашнего задания. Какое было домашнее задание? ( Подготовиться к письму по памяти.)

- А теперь, открыли учебники и ещё раз повторим домашнее задание. ( Учащиеся про себя читают стихотворение.)

- Закрыли учебники и пишем.

У каждого учащегося на парте лежат карточки с шагами алгоритма.

 - А сейчас, взяли свои карточки с шагами алгоритма и по порядку в алгоритме проверяем свои работы. Сравним свою работу с образцом и поставим «+» или «?».

– Давайте, посмотрим, что показала проверка по образцу. У кого нет ошибок? Молодцы! У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход?  

  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

     На доске записаны слова:

     ГОРА, ЛЕСА, ТРАВКА, ПОЛЯ.

- Найдите лишнее слово. ( Слушаются разные ответы учащихся с объяснением )

– Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснять, почему эта трудность возникла.

3. Постановка проблемы..

– Какое задание надо было выполнить? (Надо было найти лишнее слово).

– А почему вы не смогли найти лишнее слово? ( Ответы учащихся).

4. Постановка цели, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения

  – Как вы думаете, с чего мы с вами начнём? (Ответы учащихся).

  - Ребята, давайте попробуем в каждом слове поставить ударение и найти орфограммы, то есть опасные места и подчеркнём их? ( Работа учащихся).

  - Какое же слово оказалось лишним? ( Лишнее слово «травка». В этом слове орфограммы парный согласный в корне, а в остальных словах безударный гласный).                    

  - Давайте произнесём слово (травка).

  - Какой звук слышим в середине слова? ([ф]).

  - Какой буквой будем его обозначать? (в).

  - А как вы догадались? (подбираем проверочное слово).

  - Почему вы решили, что это проверочное слово? (потому что чётко слышим согласный звук).

  - Почему? (за ним следует гласный).

 - Где находится парный согласный? ( В корне).

  - Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока? ( Парные согласные в корне). (Учитель пишет тему на доске.)

    - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

   -  Что же мы с вами сначала должны повторить? (Парные согласные.) Чему должны учиться? ( Правильно писать парные согласные в корне.) Познакомиться с ….( новыми словами.)

  5. Чистописание.

    - А теперь, ребята, кто желает на доске написать парные согласные? ( Ученик пишет) Учащиеся читают хором, а затем списывают с доски (Глухие согласные произносятся с шумом, звонкие согласные произносятся с голосом и шумом).

    б   в   г   д   ж   з

   п    ф  к  т  ш   с

  - Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите.

    Хорошо того учить, кто хочет всё знать.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Наблюдение над проверочными словами.

  - Отгадайте загадку. ( Показ слайда).

  - Ребята, какая орфограмма в слове медведь? ( Парный согласный).

  - Как проверить парный согласный? ( Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)

  - Подберите проверочное слово к слову медведь? ( Медведи.)

  - А почему вы решили, что это слово являются  проверочным словом к слову медведь?

(  Потому что чётко слышим согласный звук, после парный согласной стоит гласный.)

   - Ребята, давайте ещё раз посмотрим на эти слова:

        Медведь – медведи    ( На доске появляются рисунки).

   - Что же мы с вами сделали, чтобы проверить парный согласный в корне?( Изменили слово).

    - Давайте зафиксируем наш вывод на доске

         ? парные согласные

           Изменить слово

                     

                       

 

     -  А теперь, ребята, обратите внимание на 2 вариант слов:

          Ягодки  -  ягода  ( На доске появляются рисунки).

     -   Какая орфограмма в слове ягодки? (Парный согласный в корне). Посмотрите, какие это слова? Кто догадался? ( Однокоренные).

     - Выделяем корень в словах. Слово ягода является проверочным к слову ягодка? Почему ? (Да. После парный согласной стоит гласный ).

   - Значит, какой мы можем сделать вывод? Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный? ( Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.)  

   - Давайте зафиксируем наш вывод на доске

         ? парные согласные

           Изменить слово

 

                     или

            ͡     =  ͡

          согласного – гласный

                     

                       

           

           Изменить слово

                        =

          согласные – гласные

                     

                      или

           

 

   - чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный

   - нужно изменить слово

   - подобрать однокоренное ( чтобы после согласного стоял гласный)

   - А теперь проговорите друг – другу.

    Учитель:

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

   - Ребята, а почему нужно ставить гласный? ( Чтобы звук слышался ясно).

   Физминутка.

а) - Ребята, наши медвежата скучают, давайте с ними поиграем.

 - Где живут медвежата? ( В лесу).

 - Давайте, будем ходить по лесу. Как медведи ходят? ( Облокачиваясь с одного бока на другой).

б)  - Ребята, а что любят бурые медведи? ( Мёд). А где находится мёд в лесу? ( На дереве).

    - Давайте поймаем мёд. 1- подкидываем, 2- поймаем.

в) – Ребята, а ещё,  какие медведи бывают? ( Белые медведи). А где живут белые медведи?

( на северном  полюсе  ). Если они живут около океана, чем же они по - вашему питаются? ( Рыбками). А где они его ловят?  Давайте поймаем рыбок? 1 – поймали, 2 – поймали.

г) – Ребята, бурые медведи ещё что любят? ( Ягоды). Давайте их покормим. 1 – поймали, 2- встали, 3 – ням-ням.

д) – Ребята, они у нас очень устали, давайте уложим спать, будем их укачивать.

   Молодцы, они уснули.  

   - А теперь садитесь те, у кого имя начинается с гласного звука, затем – согласного звука.

 

  - Мы выяснили, что парный согласный в корне слова необходимо проверять, напомните как мы говорили? ( Ответы учащихся).

  - Любым ли однокоренным словом мы можем проверить? ( Нет, чтобы после согласного стоял гласный)

  1. Работа по учебнику на с. 170.

 - Рассмотрите рисунки. Какая орфограмма в этих словах? ( Парный согласный ).

 - Как проверили парный согласный в слове голубь ? ( Изменили слово).

 - А в словах морковь и лодка ? ( Подобрали однокоренные слова.)

 - Ребята, что ещё нового вы узнали,о чём мы с вами ещё не говорили? (После проверяемого согласного может стоять не только гласный, но и согласный звук[ н ] ).

         ? парные согласные

           Изменить слово

                 

                    или

                 =  

         согласного – гласный

                     

                      или

           согласный звук [ н ]

                       

     - Давайте зафиксируем наш вывод на доске

           ? парные согласные

 

   

  3. Работа над правилом.

  - А теперь, ребята, давайте придумаем правило проверки парных согласных в корне?

( Учащиеся говорят свои доводы). А сейчас прочитаем по учебнику правило на странице 60. ( Учащиеся читают самостоятельно).

    Вывод.

   - Как проверить парный согласный звук в корне? ( Ответы учащихся).

   - А теперь приведите свои примеры к данному правилу.

 

 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( внутренняя речь )

 1. Выполнение упр. 321.

 - Прочитайте задание. ( В какой части слова пропущены буквы? Подбери к данным словам проверочные слова.)

 - Напишите слова. Выделите корень. Сравните согласные буквы в корне проверочного и проверяемого слова.

  - А теперь проверьте работу.

   Самопроверка по эталону.

  - У кого нет ошибок? Молодцы! У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход?

 - У кого не было ошибок, поставьте на полях «+», а кто нашёл и исправил ошибки, поставьте на полях знак «?».

  8. Включение в систему знаний, повторение.

Работа по мультимедийному учебному пособию «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс».

  1. Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы.

    - Я сочинил стишок, вот он

         Берёзка – берёза

         Ры _ ка – лодочка

         Ло _ ка – селёдочка

         Яго _ ка – рыба

         Селё _ ка – ягода

- Помоги мне его записать правильно. Корни во всех словах пишутся одинаково, чтобы не сделать ошибку, нужно подобрать однокоренное слово, где парный согласный звук слышится чётко. Например, в слове берёзка нужно писать букву з, так как в слове берёза чётко слышится звук з.

  2. – Прочитай стишок, подбери к каждому слову проверочное и вставь пропущенную букву

     Шила шу _ ку –

     Сшила ю _ ку,    

     Шила ша _ ку –

     Сшила та _ ку!  

     Хороша швея Наташа!

шапочка

юбочка

шуба

тапок

     

         

       

                         

     Вставь пропущенную букву.

- Проверь себя, сколько слов ты сможешь восстановить за 3 минуты.

       

        Тест.

     Обведи парные согласные:

З            Н             С               Ч               Б

    Обведи слова с парной согласной на конце:

Кот      дом       рак         луг        нос

    Подчеркни слова, которые являются проверочными:

Сапожек   погодка  грибы   виноград    глазок    лебеди

   Вставь букву:

Д У .  

З У .  

М О Р О  .  

А Р Б У  .  

       Л Е Д Н И   .  

С У  .

  9. Рефлексия учебной деятельности.

       - Молодцы ребята,  вы сегодня хорошо потрудились на уроке. Я очень рада, вы и хорошо размышляли, анализировали.

       - Вернёмся к целям нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой?

       - Достигли ли мы этих целей?

       - Что нам помогло?

       - Молодцы! А теперь оцените свою активность на уроке.

     

 

       

   

   ( Дети по руке показывают высоту своей активности на уроке.)

        Учитель согласовывая с учащимися ставит оценки за урок

        - А теперь, ребята, открыли дневники и запишем домашнее задание. Выбрать из любого текста 10 слов с парной согласной в середине слова и записать проверочные слова; учить правило с. 60.

        - Урок окончен. Спасибо за работу.

                 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ.

    Игра « Доскажи словечко»

1.  Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … ( глаз).

2.  Всё перетрут терпение и … ( труд).

3.  Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший … ( друг).

4. Что за чудо – синий дом!

    Ребятишек много в нём.

    Носит обувь из резины

    И питается бензином! ( Автобус).

Тест.

  1. Обведи парные согласные:

З            Н             С               Ч               Б

  1. Обведи слова с парной согласной на конце:

Кот      дом       рак         луг        нос

  1. Подчеркни слова, которые являются проверочными:

Сапожек   погодка  грибы   виноград    глазок    лебеди

  1. Вставь букву:

Д У .  

З У .  

М О Р О  .  

А Р Б У  .  

     Л Е Д Н И   .  

С У  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Планета Знаний"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"  УМК "Планета Знаний"...

Урок русского языка по теме "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова".

Урок разработан по УМК "Начальная инновационная школа" для 3 класса....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". 2 класс.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Школа России". В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. 2 класс (часть 2)...