Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"
статья по русскому языку (1,2,3,4 класс) по теме

Артёменкова Надежда Николаевна

В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка

Скачать:


Предварительный просмотр:

     2.3  Формирование орфографических умений на основе понятий

     

      В начальной школе, как и в основной, формируются следующие виды орфографических умений:

  1. нахождение изученных орфограмм в устном и письменном слове и между словами (орфографическая зоркость)
  2. правильное написание слов с изученными орфограммами ( в том числе слов с непроверяемыми написаниями);
  3. обоснование условий выбора изученных орфограмм в устной форме и графическое на письме;
  4. нахождение и исправление ошибок в словах (и между словами) с изученными орфограммами.

Орфографические умения опираются на следующие виды орфографической памяти: слуховой, зрительный, речедвигательный

(кинестезический) – послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого состав изучаемого слова закрепляется в мускульных движениях органов речи; моторный – многократная запись учениками одних и тех же слов. Практика подтверждает, что при формировании орфографических умений необходимо одновременно опираться на все виды орфографической памяти.

        Для формирования орфографических умений использую специальные и неспециальные орфографические упражнения.

        К специальным орфографическим упражнениям относится списывание и диктанты.

         Списывание как упражнение существует в двух формах: без пропуска орфограмм ( неосложнённое списывание), которое формирует  умение находить слова с изученными орфограммами на письме, а также умение устно и графически обозначать условия выбора правильных написаний; и с пропуском орфограмм (осложнённое списывание), которое направлено на формирование умений верно писать слова с изученными орфограммами, обосновывать условия выбора орфограмм устно и графически. С учётом заданий типа – выписать из данных слов, словосочетаний, предложений слова только с данной орфограммой; выписать в один столбик слова одной орфограммой, в следующий – с другой и т.п. – можно выделить неосложнённое выборочное списывание и осложнённое выборочное списывание, которые учат школьников выбору той или иной орфограммы из ряда изученных и предполагают, что решение орфографической задачи требует от учеников осуществления более сложных мыслительных действий.

           Списывание опирается в первую очередь на зрительный и моторный виды орфографической памяти, а также на речедвигательный. Учитывая, что существенную роль в формировании правописных умений играет проговаривание во внутренней речи в момент письма, приучаю к обязательному послоговому проговариванию записываемого, так как это развивает самоконтроль.

          Диктант. Обучающие диктанты как специальное орфографическое упражнение подразделяются на диктант без изменений, диктант с изменением формы, выборочный диктант.

          Диктант опирается на все четыре вида орфографической памяти, но ведущими являются слуховой и речедвигательный виды.

          Обучающие диктанты имеют две формы подготовки: зрительную (или зрительно-словесную) и словесную (словесно-слуховую).

          Словесная (словесно-слуховая) подготовка заключается в обосновании условий выбора орфограмм, она может проходить до записи диктуемого (предупредительный диктант), во время записи (комментированный) и после записи (объяснительный). То есть с учётом формы подготовки можно выделить следующие подвиды диктантов:

  1. диктант без изменений (зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный);
  2. диктант с изменением формы (зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный);
  3. выборочный диктант (зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный).

Предупредительный диктант. Ценность этого диктанта в том, что  

ошибки предупреждаются до записи.

Выборочный диктант. Его цель – отработать правописание слов на  

изучаемые в данный момент орфографические правила. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определённой орфограммой.

Зрительный диктант. Текст, предназначенный для записи,  

прочитывается самими учащимися. Объясняются орфограммы, вспоминаются правила

Объяснительный диктант. Текст пишется без предварительного  

объяснения и разбора орфограмм. Объяснение написания проводится после записи.          

     При написании каждого из названных видов диктантов формируются  

три первые  орфографические умения, однако любое упражнение заканчивается заданием открыть книгу и проверить себя, что  предусматривает развитие четвёртого орфографического умения – находить и исправлять свои ошибки.

     Часто на уроках использую зрительные диктанты, разработанные  

профессором Федоренко. Данные диктанты заметно развивают орфографическую зоркость.

      Обоснование условий выбора орфограмм может проводиться  

графически, в связи с этим выделяются разновидности диктанта: без изменения формы графический, с изменением формы графический, выборочно графический.

         Графические диктанты.

  1. диктант гласных (ударных, безударных)

ААА (карандаш)

  1. диктант согласных Д (город), З (мороз)
  2. шипящие на конце слов женского рода –ь (мышь)
  3. спряжение глаголов I, II (бежать, говорить)
  4. разбор по составу слова       (школа)
  5. определение количества предложений в тексте (1,2,3.4)
  6. определение слов в предложении (1,2,3)

    Особое место в ряду диктантов занимают словарные диктанты,  

самодиктанты, взаимодиктанты и собственно графические диктанты.

         Диктант с подглядыванием. Если в написании слова затрудняется, то он может заглянуть в учебник, а потом уже написать

         Словарный диктант с "подсказкой". Нередко учащиеся, зная правило, бывают не в состоянии применить его на практике. Я называю слово, указываю, в какой его значимой части находится орфограмма, называю ряд опознавательных признаков орфограммы.

         Например: РЕЧЬ "орфограмма, говорю я – находится после шипящей. Мы должны решить, написать ли "ь". Написание "ь" зависит от рода имени существительного.

         Словарный диктант с грамматическими заданиями. Грамматическое задание, которое учащимся предлагается выполнить а процессе словарного диктанта, является для них путеводной нитью, помогающей выбрать правильное написание.

         Словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение данного диктанта – формирование у детей навыков самоконтроля. Без контроля не может быть эффективной, целенаправленной работы по формированию орфографических навыков.

         Словарный диктант с продолжением. Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова, затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Затем следует самодиктант: к каждому слову словарного диктанта дети придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой.

         Словарный диктант с сопоставлением. Например: Не высокий, а низкий

         Словарные диктанты с элементами игры. Игра – спутник жизни детей. Словарный диктант можно оживить с помощью игры:

     Игра "Зоркий глаз". Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдёт в тексте словарного диктанта большое количество орфограмм?

     Игра "Справочное бюро" способствует воспитанию навыков работы со словарём. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка. Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдёт "адрес" слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать (хоккей, винегрет).

     Игра "по щучьему велению". Учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

    Игра "Я работаю волшебником" не только пробуждает интерес к работе, но и  формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например: Преврати имена нарицательные в имена собственные. (воздушный шарик – собака Шарик, цветок роза – девочка Роза)

          Словарный диктант на основе загадок. Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму.

         Словарный диктант с использованием сигнальных карточек обеспечивает обратную связь

         Картинный диктант. 

    Самодиктант – это вид диктанта, при котором:

  1.  текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;
  2. проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3-5 слов с данной орфограммой. Эта форма работы чрезвычайно эффективна, интересна учащимся, так как они становятся "исследователями" уже знакомого им текста. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий её выбора, подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самодиктовка и сравнение своей записи с исходной.

            Взаимодиктант провожу после подготовки, описанной выше для самодиктанта:

  1. в парах с взаимопроверкой при использовании образца;
  2. одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками ( их число должно соответствовать количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю.

         Ценность подобных диктантов состоит в том, что поиск слов с определённой орфограммой в тексте служит одновременно обогащению словаря младших школьников, зрительному запоминанию написания тех или иных слов и развитию навыка самоконтроля. Перечисленные диктанты направлены  и на развитие навыка автоматического письма (моторного вида орфографической памяти).

         Собственно графический  диктант рассчитан на достаточно высокий уровень осмысления учениками ранее изученных орфограмм, проводится на уроках повторения и обобщения и состоит в "оживлении" графических схем условий выбора орфограмм.  Использую данный вид диктанта только с учётом уровня умений учеников конкретного класса.

          Примеры: на доске записаны следующие схемы:

   о

       е

       и

             Задание: назови орфограмму, зашифрованную в графике. Запиши рядом со схемой слово с данной орфограммой.

             Образец выполнения задания:

       о        - вода – воды

       е        - земля – земли

       и       - лиса – лисы

              Орфограмма – безударная гласная в корне слова.

              На уроках обобщающего характера (после изучения 2-3 орфографических разделов, например, после изучения безударных гласных в корнях слов и правописания звонких и глухих согласных на конце слова – предъявляю ученикам графические схемы условий выбора двух орфограмм с тем же заданием (не больше 4 слов)

     

        я            д                                                а            т

        Таким образом располагаю достаточным количеством специальных орфографических упражнений, которые в совокупности обеспечивают формирование всех четырёх орфографических умений.

         К неспециальным орфографическим упражнениям, которые формируют орфографические умения попутно относятся:

  1. конструирование;
  2. творческий диктант;
  3. свободный диктант;
  4. изложение.

        Орфографическая направленность этих видов упражнений проявляется при включении в общее многоцелевое задание орфографического.

        Конструирование состоит в образовании форм слов, в составлении словосочетаний и предложений с опорными словами, включающими ту или иную орфограмму, а также в подборе слов определённой структуры (с данным корнем, суффиксом и т.д.) попутно может формировать орфографические умения, если задание на подбор будет связано с изучаемой орфограммой.

      Творческий диктант заключается в расширении учениками диктуемого (диктант с продолжением). Работа по орфографии при написании таких диктантов происходит над орфограммами, которыми нужно наполнить расширяемую часть (сначала одно, затем – два предложения).

      Творческий диктант позволяет хорошо организовать повторение ранее пройденного, способствует закреплению всех орфографических умений, развитию речи учащихся.

       Свободный диктант как вид упражнения выполняет орфографические задачи, если входящие  в него слова имеют ранее изученные орфограммы. Ученикам предоставляю право свободной записи диктуемого текста с требованием обязательного употребления слов с необходимыми орфограммами.

        Свободный диктант предоставляет большие возможности для развития речи и повышения грамотности учеников, подготавливает детей к ещё более самостоятельной работе – изложению.

         В зависимости от особенностей изучаемого вида орфограммы и этапа её изучения проводился отбор необходимого комплекса специальных и неспециальных упражнений, последовательно формирующих орфографические умения.

         Таким образом, с выполнением каждого упражнения дети отрабатывают определённые виды орфографических умений на различных вариантах орфограммы.

     Систематически проводя указанные виды работ, формирую у своих учеников орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, даёт неплохие результаты.

       

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

В этом  материале рассказывается как разными методами и приёмами можно добиться правильного написания словарных слов...

Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изме...

Творческий отчёт «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».

«Развитие орфографической зоркостина уроках русского языкав начальной школе»....

Развитие орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе

Материал можно использовать в индивидуальной и групповой работе на уроках русского языка и для дополнительных занятий...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяе...

Орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Методика обучению правописания младших школьников адресуется учителю, но она направлена на обучающихся. Её цель - обеспечить высокую познавательную активность детей, понимание ими материала, который и...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...