Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных" (4-й класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Банникова Наталья Олеговна

 

Цели урока:обобщить  и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»;

 

сопоставить прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи; совершенствовать умения в определении рода, числа и падежа прилагательных;

 

учить употреблять имена прилагательные в переносном значении;

 

развивать орфографическую зоркость, мышление, память;

 

обогащать словарный запас учащихся;

 

воспитывать духовно-нравственные чувства.

Задачи:

  1. Систематизация ЗУН по теме «Прилагательное»; усвоение сходства и различия между существительным и прилагательным. Контроль уровня усвоения знаний.

3        Развитие навыков самоконтроля и самооценки. Формирование коммуникативных навыков.Развивать орфографическую зоркость.

4       Прививать интерес к предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_po_teme.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

                        Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных"   (4-й класс)

Цель: Формирование функционально-грамотной личности, обеспечение

            языкового и речевого развития ребенка.

Цели урока: обобщить  и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»;

сопоставить прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи; совершенствовать умения в определении рода, числа и падежа прилагательных;

учить употреблять имена прилагательные в переносном значении;

развивать орфографическую зоркость, мышление, память;

обогащать словарный запас учащихся;

воспитывать духовно-нравственные чувства.

Задачи:

  1. Систематизация ЗУН по теме «Прилагательное»; усвоение сходства и различия между существительным и прилагательным. Контроль уровня усвоения знаний.
  1.  Развитие навыков самоконтроля и самооценки. Формирование коммуникативных навыков. Развивать орфографическую зоркость.
  2. Прививать интерес к предмету

Оборудование:

Оформленная доска, , дидактический материал, средства обратной связи (светофор),   мультимедийное оборудование и компьютерная презентация «Обобщение по теме «Имя существительное и имя прилагательное» (Microsoft Power Point);                                                                              

  1. Орг. Момент. 3

Сегодняшний урок хотелось бы начать  с загадок..                                                                                              Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В тапочки, в слона, в конфеты.

Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?

Сегодня мы будем обобщать знания об именах прилагательных и именах существительных.

Открыли тетради.

Записали число,
Классная работа.

Прочитайте загадку.( на доске)

Он без рук, он без но…
Из з…мли, пробиться смо…
Вас он летом, в самый зной
Л…дяной поит в…дой.

- Кто догадался, что это? (Родник)

- Что такое родник, какого его лексическое значение?

 2. Работа со словарем   Родник – водный источник, текущий из глубины земли.

- К слову родник подберите синонимы. (Ключ, источник)

.( работает 1 ученик , остальные работают с орфограммами )

Вставим пропущенные буквы в загадке. Какие правила вспомнили?

  1. Чистописание.3

-  Найдите существительные в загадке?
На м/ч мы напишем буквы, которые являются в нашей загадке окончаниями существительных в ед. ч. Какие это буквы?
и  ом  ой
Напишите эту цепочку букв, в указанной последовательности до конца строки.

- Найдите прилагательные в загадке.
Запишите прилагательное
ледяной и подберите к нему однокоренные слова.
Ледяной, лед, ледянка, заледенел.     

 - Почему эти слова являются однокоренными ?                                    

 4

3. Словарная работа.( тренажер)  Работа в парах. ( 1 –  вопрос к слову, часть речи, орфограмму, другой – вопрос часть речи  признак) Все пишут в тетради.

-Как определить род имени прилагательного?

-Какие окончания имеют прилагательные ж.р.? м.р.? ср. р.?    

 Приведите примеры.

- составьте предложение с любым словом.


5

 4. Комментированное письмо. -Запишите предложение: В глубокий  зимний  сон погрузились молчаливые  деревья.

 -Разберите по членам предложения.

  -Выпишите словосочетания: сущ. + прил.

Разберите имя прилагательное как часть речи. В глубокий (сон)-н.ф. глубокий  , прил., какой м.р., ед.ч П.п, определение.)

- От чего зависит род прилагательного? Какие прилагательные изменяются по родам? Изменяются ли по родам существительные?)

 5. Синонимы, антонимы   5

А теперь внимание на   доску.

-Внимательно прочитайте записанные слова.(внимательный, молодой, добрый, заботливый, чуткий, старый, отзывчивый, юный, злой, пожилой, жестокий)

-Что объединяет все эти слова? ( имя прил., м.р., ед.ч.)

-На какие две группы можно разделить данные имена прилагательные?

- Запишите слова в два столбика. В первый - имена прилагательные, обозначающие возраст человека начиная с самого раннего возраста. Во второй столбик - имена прилагательные, обозначающие качества человека.

-Проверьте, как у вас получилось.  

-Какими качествами вы хотели бы обладать?

- Подберите из данных групп антонимы. Что такое антонимы?

- Подберите синонимы. Что такое синонимы?

. « Кто точнее»

-Ребята, очень часто мы употребляем в нашей речи имена прилагательные не в прямом ,а в переносном значении.

Каждый член команды должен объяснить как можно точнее доставшееся ему выражение.

1 группа –          железное здоровье        круглая дата                                                                        

2 группа –         железная воля                круглая сумма                                                

3 группа –         железная дисциплина          круглая сирота                                                                

4 группа -            железная дверь           круглый год

 6. Физминутка   2

Называю прилагательные, дети  называют существительное и показывают животное

Рыжая, хитрая , ловкая….          Серый, хищный, жадный…

Косой, слабый, трусливый ….               Большой, косолапый….

 7. Повторение о склонении прилагательных. 6

  1. Учитель:

- Как еще изменяются прилагательные? (по падежам)

- Как? (В зависимости от существительных. Они согласуются с существительными и в падежах.)

- Как определить падеж прилагательного?

- Как определить окончание прилагательного?

2. Работа в парах. (по карточкам)

                                                 1 группа

1. Прочитать текст.

2. Выписать из текста предложения, в которых прилагательное согласуется с существительным в винительном падеже.

Великолепен был вид зимней природы. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность. Стояли короткие зимние дни.

Мороз стал спадать. Померкла ясность синего неба. Наступали зимние длинные сумерки. Небо сыпало снежный пух. (По С. Аксакову)

Каждая команда получает карточку с записанными словосочетаниями. Необходимо догадаться, о каком сказочном персонаже идёт речь, назвать произведение и автора (если есть), дописать окончания прилагательных, указать их род, число, падеж.

2 группа

на стар___   болоте,

в лягушечь___ коже,

мудр___ советами,

в прекрасн___ царевну

3 группа

хрустальн____ туфельку,

на сказочн___ балу,

у королевск___ дворца,

от добр___  феи

4 группа

удивительн____ чудесами,

для верн___ друга,

в стар___ бутылке,

с длинн___ бородой

 

Проверка окончаний и название произведения.(выставка этих  книг) Царевна-лягушка, Золушка Х.-К. Андерсен ,  Старик Хоттабыч (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)

 8. Редактирование текста. (У каждого на столе карточка.)  6

 Задание выполняют по уровням.


1 уровень:
 – списать текст, вставляя имена прилагательные;

                   - дописать 2-3 своих предложения;

                   -  первое предложение разобрать по членам предложения  и

                     указать части речи.

Стоит ….   …..  день. Над нами …..    ….. небо. Всё вокруг покрыто ….. ….. покровом. ….. свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят, словно в сказке.

.

2 уровень: – списать текст, вставляя имена прилагательные;

                   - первое предложение разобрать по членам предложения  и

                     указать части  речи.

Стоит ….   …..  день. Над нами …..    ….. небо. Всё вокруг покрыто ….. ….. покровом. ….. свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят, словно в сказке.

3 уровень: – списать текст, вставляя имена прилагательные.

                                   

Стоит ….   …..  день. Над нами …..    ….. небо. Всё вокруг покрыто ….. ….. покровом. ….. свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят, словно в сказке.

- Одну работу (сильного ученика) учитель зачитывает.

- Сравнить прочитанный текст и текст на карточке.

- Какой текст нравится больше и почему?

- Какую роль выполняют прилагательные в речи?

9. Тест по теме: «Имя прилагательное».  5
презентация

10. Итог:  2

Учитель: Мы повторили все, что знаем о существительных и прилагательных.

- Как вы думаете, можно ли было сначала изучать тему «Прилагательное», а потом «Существительное»? Почему?

 Стихи о частях речи.

11. Рефлексия  2

- подведем итог урока( Смотри слайд.)

- Закончите предложения:        

На уроке                                            я узнал…      мне понравилось…

                                                            я хотел бы…      я понял…

  Дом.задание  :  правила повторить, упр. ?

Спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"

Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....

Технологическая карта урока по Русскому языку "Дательный и творительный паеджи имен прилагательных мн.числа"4 класс ШР

Конспект урока русского языкаТема: «Дательный и творительный падежи имен прилагательных мн.числа»...

Методическая разработка по русскому языку. Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Методическая разработка урока для 4 класса по УМК "Перспектива". Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и уменийЦель урока: обобщить знания об имени прилагательном, как части...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен прилагательных" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.Планируемые результаты: Предметные:- знать какая часть слова указывает на то, что чис...

Конспект урока по русскому языку «1 Обобщение знаний об имени прилагательном» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном; закрепление лексико – грамматических признаков прилагательных.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что так...

Конспект урока по русскому языку « 2 Обобщение знаний об имени прилагательном» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном; закрепление лексико – грамматических признаков прилагательных.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что так...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Начальная форма имени прилагательного» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.Задачи урокаДидактичес...