Буквы Б и б, звуки, которые они обозначают.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Орехова Лариса Анатольевна

Цели урока:
- познакомить с новыми согласными звуками (б) и (б), письменными и печатными буквами, которыми они обозначаются; научить находить буквы Б и б в печатном тексте, читать слоги и слова с из ученными буквами;
- развивать интерес к чтению и желание читать;
- формировать навык чтения, тип правильной читательской деятельности;
- воспитывать культуру поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_b_i_b.doc233 КБ

Предварительный просмотр:

БУКВЫ Б И б; ЗВУКИ, КОТОРЫЕ ОНИ ОБОЗНАЧАЮТ

 1 класс. Урок изучения нового материал.

Цели урока:

- познакомить с новыми согласными звуками (б) и (б), письменными и печатными буквами, которыми они обозначаются; научить находить буквы Б и б в печатном тексте, читать слоги и слова с из ученными буквами;

- развивать интерес к чтению и желание читать;

- формировать навык чтения, тип правильной читательской деятельности;

- воспитывать культуру поведения.

Оборудование:

- изображения сказочных героев – смешариков: Крош, Лосяш, Нюша;

- тексты телеграмм от смешариков с просьбой о помощи и с благодарностью;

- напечатанное крупными буквами слово «Спасибо!»;

- таблица слогов с буквой Б;

- таблица слогов с изученными буквами;

- карточки со словами сироп, молоко, булавка, болтик, травы, борода;

- изображение бананов и белки;

- цветные магнитные карточки для звукового анализа слова (зелёные, синие);

- индивидуальный раздаточный материал ( карточки с заданиями лежат на партах у всех учеников);

- магнитофон, кассета с детскими песнями для динамической паузы и диск с успокаивающими мелодиями для релаксации;

- табличка  с правилами работы на уроке;

- лента букв, на которой размещены только изученные буквы;

- таблица с изображением печатных и письменных букв Б, б.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Учитель: Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и друг другу. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесем нашу  волшебную фразу: Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ! Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам. Но в любом деле необходимо соблюдать определенные правила.

( На стене справа висят таблички с правилами. Дети озвучивают их).

 Не выкрикиваем

Не перебиваем друг друга

Мы слышим друг друга

Учимся работать сообща

Я желаю вам успехов!

II. Создание проблемной ситуации.

Учитель (открывает доску): Ой, а что это такое?

( На доске  -изображение Кроша и Нюши с текстом телеграммы)

Текст телеграммы:

Помогите! Спасите! У Лосяша пропал голос!

Лосяш не знает, где его искать! Сидит и ждет, когда голос вернется.

Помогите найти голос Лосяша!

                                             Нюша и Крош.

(Учитель дает прочитать телеграмму читающему ученику, под текстом телеграммы открывается изображение больного Лосяша).

Учитель: Ой, как жалко Лосяша. Я знаю, что рецепт лекарств есть у Совуньи в книге рецептов, но ее нет дома, а Крош и Нюша не могут сами  отыскать нужную запись в книге рецептов. Им требуется помощь. Поможем смешарикам? (дети отвечают).

Учитель:  Любое дело нужно начинать с разминки.

III. Разминка.

Дети выполняют задания:

-Чтение алфавита по порядку, по рядам, по столбикам;

-Прочитать буквы гласных звуков, буквы согласных звуков на ленте букв.

-Назовите букву, которая обозначает всегда мягкий согласный звук. Назовите звук, который обозначает эта буква.

-Назовите букву гласного звука, перед которой всегда стоит мягкий согласный звук.

-Хоровое чтение слогов с изученными буквами по таблице слогов.

Учитель: Ну что же, умственную разминку мы сделали, а теперь давайте проведем разминку для тела.

IV. Динамическая пауза.

( Под веселую детскую песенку дети выполняют ритмическую разминку).

V. Работа над темой урока.

Учитель:

Вот теперь можем приниматься за дело. Чтобы отыскать рецепт в книге Совуньи, нужно знать, на какой странице он записан – ведь книга очень толстая. А вот и подсказка.

(На доску вывешиваются картинки с изображениями бананов и белки).

 

(Дети самостоятельно определяют количество звуков в слове и фиксируют свои выводы в индивидуальных карточках, затем – проверка на доске).

Учитель: Дайте характеристику первого звука в каждом слове.

(на доске и в карточках фиксируется цветом первых звуков).

Учитель: В чем же заключается подсказка? Кто понял?

Дети: Твердый согласный звук б и мягкий согласный звук б обозначаются одной буквой  - буквой Б. Значит, нам в книге рецептов нужно найти страницу, обозначенную этой буквой.

Учитель: А для этого вы должны знать, как выглядит эта буква.

( на доску вывешивается таблица с изображением букв Б, б).

Учитель: Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

(Дети анализируют, на что похожи буквы Б, б, сравнивают печатные и письменные, большие и маленькие, строчные и заглавные).

Учитель:  напечатайте по 5 букв Б в ваших карточках, чтобы проверить, хорошо ли вы  запомнили, как выглядит эта буква.

Учитель:  А теперь прочитайте вслух слоги с новой буквой.

(На доску вывешивается таблица слогов с буквой Б).

Учитель: Прочитайте  по строкам (читают девочки), по столбикам (читают мальчики).

Учитель: Назовите слова, в которых есть эти слоги. Молодцы. Теперь вы можете отыскать рецепт для Лосяша. Но сначала немного отдохните. Ведь чтобы отыскать рецепт, нужно быть внимательным и собранным.

VI. Релаксационная пауза.

(Звучит спокойная музыка).

Учитель: Опустите ваши головы на сложенные руки, закройте глазки и попробуйте представить то, о чем я вам сейчас буду читать.

(Учитель читает под музыку стихотворения об осени. Последнее стихотворение более энергичное, чем предыдущее, чтобы вернуть детей в рабочий ритм).

Учитель: А теперь хорошо потянулись и продолжим нашу работу. А то у бедного Лосяша горло совсем разболелось.

Учитель: Что это за абракадабра?  (на доске открываются ряды букв)

СТЛПЗБОРОДАВАКХИБУЛАВКАУ

ОВАБИТМНСИРОПХБПРБОЛТИК

УЫИШУТРАВЫУМУНЛРМОЛОКОЗЗ

Учитель: Ребята, здесь необходимо отыскать слова рецепта. У вас на карточках тоже есть эти ряды букв. Работа трудная. Но говорят: «Ум хорошо, а два – лучше». Поэтому я предлагаю поработать парами при поиске слов – и друг другу поможете, и Лосяша быстрее выручим. Какая же пара у нас самая дружная? Это задание - на время. Возьмите карандаши и принимайтесь за работу. Время пошло.

(Переворачиваются песочные часы, дети отыскивают слова. Первая пара, справившаяся с работой, выделяет слова в первом ряду букв на доске, вторая – во втором, третья – в третьем. Затем учитель закрепляет таблички с найденными словами на магнитной доске).

БОРОДА   БУЛАВКА  

СИРОП    БОЛТИК

ТРАВЫ   МОЛОКО.

Учитель: Прочитайте вслух, что у нас получилось (дети читают).

Учитель: Отлично, будем  лечить Лосяша бородой. Возьмем бороду, прикрутим болтиком. Или булавкой приколем?  Что же здесь действительно нужно для лечения, а что – лишнее?

(Дети делят слова на две группы, нужные слова подчеркивают на своих карточках красным карандашом. Один ученик на доске расставляет слова в 2 столбика.)

Учитель: Прочитайте еще раз в слух слова рецепта. А теперь закройте глаза т постарайтесь мысленно отправить их Лосяшу.

(В это время учитель заменяет изображение больного Лосяша на здорового и прикрепляет на доску табличку сос ловами СПАСИБО и текст новой телеграммы).

 СПАСИБО!

МНЕ ДАЛИ ВЫПИТЬ ГОРЯЧЕЕ…

И КО МНЕ ВЕРНУЛСЯ МОЙ …

ТЕПЕРЬ Я СОВСЕМ…

Учитель: Посмотрите! Что это за точки?

(Дети объясняют, что знак многоточия показывает, что фраза не закончена, имеет продолжение).

Учитель: Наверное, голос Лосяша еще не полностью восстановился. Что же он хотел нам сообщить? Чтобы закончить фразы, вы должны найти нужные слова в последнем задании на ваших карточках. Прочитайте вполголоса столбики слов и подчеркните простым карандашом выбранные слова. Задание на победителя.

(Дети, первыми выполнившие задание, прикрепляют таблички со словами  на магнитную доску).

Учитель: А теперь прочитайте, что же хотел сообщить вам Лосяш. (Читают хором)

VII. Подведение итогов и рефлексия.

Учитель: Молодцы, помогли Лосяшу. Но не зря говорится, что доброе дело, совершенное для другого, приносит пользу в первую очередь тебе самому. Так и у нас. Вы не только выручили смешариков, но и сами приобрели новые знания. Давайте вместе вспомним, какие. Назовите тему сегодняшнего  урока. Что узнали нового? Чему научились? Понравился ли вам урок? У вас на карточках есть изображения пушистиков. Раскрасьте своего «пушистика» таким цветом, какое настроение у вас сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буква Х, х и звуки, которые она обозначает.

Урок проводится в 1 классе поУМК "Школа 2100"...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает.»

Конспект урока по обучению грамоте.Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает.»...

Буква Ё, ё и звуки, которые она обозначает. Письмо строчной буквы ё.

Методическая разработка урока чтения и обучения грамоте по программе "Школа России" для 1 класса...

Закрепление изученных букв и звуков, которые они обозначают. Различение согласных и гласных звуков.

Закрепление изученных букв и звуков, которые они обозначают. Различение согласных и гласных звуков....

Технологическая карта урока обучение грамоте+письмо «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает» (Умк Перспектива,1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о букве Ю и звуках, которые она обозначает; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения; формиро...