Рабочая программа по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса создана к учебникам Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._po_rus._yaz._3_kl..doc374 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

  1.  программы «Школа России» для  начальных классов по русскому языку и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования (№ 1089 от 05.03.2004 г.);
  2. федерального базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ №1312 от 09.03.2004 г.);
  3.  регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования Республики Башкортостан №993 от 24.06.2011 г.);
  4. федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (приказ №2080 от 24.12.10 г. Зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный №19776).

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функцио нальной грамотности и коммуникативной компетенции млад ших школьников, при этом значение и функции предмета «Рус ский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде ляют качество подготовки ребенка по другим школьным пред метам.

Адресат

Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 3А класса МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан.

Идея курса – изучение русского языка с позиций его духовной, культурно-исторической ценности.

Курс направлен:

  1. на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;
  2. на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;
  3. на познание ребёнком окружающего мира и самого себя.

Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес (стремление) к его изучению.

Задачи:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Специфика программы

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтени ем. Эти два предмета представляют собой единую образова тельную область, в которой изучение русского языка сочетает ся с обучением чтению и первоначальным литературным обра зованием.

Систематический курс русского языка представлен в началь ной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаи модействующих между собой и являющихся основой для ин теллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направ ленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуаци ях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)

 Орфографические и пунктуационные правила рассматрива ются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство обучающихся с различ ными принципами русского правописания.

 Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, от работка правильного начертания букв, рациональных соедине ний, достижение ритмичности, плавности письма являются за дачами совершенствования графического навыка при соблюде нии гигиенических требований к данному виду учебной работы.

 Опережающее развитие устной речи по сравнению с пись менной в младшем школьном возрасте требует особого вни мания к работе над письменной речью — применения достаточ ного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному.

Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

Повторение пройденного в начале года

Синтаксис и пунктуация

Состав слова

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Повторение пройденного в конце года

Повторение пройденного в начале года: предложение, слово, части речи, их употребление в предложении; звуки речи, звуки и буквы.

 Синтаксис и пунктуация: главные и второстепенные члены предложения ; подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения ( без деления на виды); распространённые и нераспространённые предложения; логическое ударение; интонация перечисления.

Состав слова: основа и окончание; корень, приставка, суффикс; слова однокоренные и разные формы одного и того же слова; разбор слова по составу, правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок); чередование согласных в корне слова,  беглые гласные; правописание суффиксов -ик, -ек; правописание приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-,

на-, за-, над-, с-; приставка и предлог; разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные; сложные слова.

Имя существительное: лексическое значение; основные грамматические признаки, род и число существительных, изменение существительных по числам и вопросам (по падежам), понятие о склонении существительных; существительные с твёрдой и мягкой основами и их окончания в начальной форме.

Имя прилагательное: лексическое значение, основные грамматические признаки; род и число прилагательных; изменение прилагательных по вопросам, числам, родам; понятие о склонении прилагательных, прилагательные с твёрдой и мягкой основами; родовые окончания прилагательных; употребление имени прилагательного в речи (в предложении).

Глагол: лексическое значение, основные грамматические признаки; время, лицо, число глаголов; правописание не с глаголами; употребление глагола в речи (в предложении).

Виды и формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение уроков изучения и первичного закрепления новых знаний, закрепления знаний, комплексного применения ЗУН обучающихся, обобщения и систематизации знаний, уроков – конференций, уроков зачетов, уроков открытых мыслей.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Проверка и оценка усвоения программы

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зритель ные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие из ложения и сочинения.

Примерное количество слов для словарных диктантов: III класс — 10—12. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: III класс- конец пер вого полугодия — 45—55, конец года — 55—65. Количество слов в текстах для изложений: III класс, конец первого полугодия – 60-70 слов. Содержание тек стов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на обучающихся.

Программа составлена на основе базисного плана по русскому языку  из расчёта 5 часов   в неделю,  общее количество часов  в  год – 170.

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Повторение

18 часов

2

Синтаксис и пунктуация

19 часов

3

Состав слова

61 час

4

Имя существительное

24 часа

5

Имя прилагательное

20 часов

6

Глагол

23 часа

7

Повторение

5 часов

Итого:

170 часов

Результаты изучения курса:

Личностные результаты

        1.        Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

        2.        Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

        З.        Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

        4.        Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

        5.        Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

        6.        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

        7.        Формированиё эстетических потребностей, ценностей и чувств.

        8.        Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

        9.        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

        10.        Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

        1.        Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

        2.        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

        3.        Использование знаково-символических средств  представления информации.

        4.        Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

        5.        Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

        6.        Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

        7.        Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

        8.        Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

        9.        Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

        10.        Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта

интересов сторон и сотрудничества.

        11.        Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

        12.        Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

        13.        Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

        1.        Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

        2.        Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

        3.        Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

        4.        Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,  грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

        5.        Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

        б.        Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

        7.        Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

        8.        Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

        9.        Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

 

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения русского языка в 3 классе дети научатся:

  1. различать главные и второстепенные члены предложения;
  2. различать распространённые и нераспространённые предложения;
  3. различать значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
  4. различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
  5. характеризовать чередование согласных и беглые гласные в слове;
  6. понимать особенности употребления разделительных мягкого и твёрдого знаков;
  7. различать приставки и предлоги;
  8. характеризовать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их лексико-грамматическим признакам.

В результате изучения русского языка в 3 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. активного употребления в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных);
  2. правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;
  3. усиления эмоциональной и смысловой выразительности и точности самостоятельных высказываний с использованием слов с различными суффиксами и приставками;
  4. орфографической грамотности;
  5. применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами –ек, -ик, с изученными приставками;
  6. правописания сложных слов и глаголов с не;
  7. написания слов с непроверяемыми орфограммами;
  8. письмо под диктовку текстов (55-60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

Синтаксис и пунктуация (19 часов)

Планируемые результаты обучения

В результате работы по теме «Предложение» дети научатся:

  1. осознанно выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные), в соответствии с речевой ситуацией;
  2. отличать предложения от словосочетаний;
  3. находить словосочетания в предложениях;
  4. различать главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и словосочетание;
  5. владеть терминами «подлежащее», «сказуемое»;
  6. использовать в устной и письменной речи разные виды предложений: простые двусоставные (без термина); распространённые и нераспространенные.

В процессе работы по теме «Предложение» дети учатся:

  1. разбирать предложения по членам предложения (выполнять синтаксический разбор предложения) с двумя главными членами: выделять в нём подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения (без их деления на виды);
  2. понимать смысловую и интонационную законченность предложения, значение логического ударения в нём;
  3. использовать на практике опыт синтаксического разбора предложений:

- выделять предложения из сплошного текста и оформлять их на письме;

      - различать нераспространённые и распространённые предложения, распространять предложения для достижения большей точности и выразительности текста;

  1. использовать различные части речи как члены предложения;
  2. конструировать предложения и тексты;
  3. расставлять знаки препинания в предложениях, различных по цели высказывания и интонации, в предложениях с перечислением.

Состав слова (61 час)

Планируемые результаты обучения

В результате работы по теме «Состав слова» дети научаются:

  1. характеризовать значимые части слова (объяснять термины «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс»);
  2. разбирать слова по составу (имена существительные, прилагательные), включая слова с чередующимися согласными и беглыми гласными в корне слова: свет – свеча; день – дня;
  3. различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
  4. подбирать группы однокоренных слов и изменять форму данного слова (имени существительного и прилагательного);
  5. подбирать однокоренные слова с данным корнем, используя суффиксы и приставки;
  6. объяснять (различать) роль приставки, суффикса в приобретении словом самостоятельного значения или нового оттенка в группе однокоренных слов: двор – дворик – дворник;
  7. различать:

- однокоренные слова и слова, близкие по значению;

- слова, не являющиеся однокоренными, но имеющие корень, который звучит и пишется одинаково: вода – водитель;

  1. объяснять различие в значении многозначных слов;
  2. различать и пояснять примерами прямое и переносное значение слов;
  3. использовать опыт работы по разбору слов по составу, по подбору однокоренных слов и изменению формы данного слова при решении орфографических задач:

- определять характер затруднений в правописании слов и место орфограммы в составе слова (орфограмма в корне, приставке или суффиксе);

- применять соответствующие правила и целесообразные способы проверки написания слов, обсуждать и выбирать порядок действий при различных затруднениях:

  1. в правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова;
  2. в правописании приставок по-, под-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-;
  3. в правописании суффиксов –ик, -ек;
  4. в правописании непроизносимых согласных в корне слова;
  5. в правописании слов с двойными согласными;
  6. в правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками;
  7. в правописании слов с приставками и существительных с предлогами (пошёл по полю);
  8. при переносе слов типа подъезд, соловьи, стройка, покрышка, закладка, доставка.

В процессе работы по теме «Состав слова» дети учатся:

  1. использовать опыт работы по анализу состава слова, по различию смысловых и эмоциональных оттенков, вносимых приставками и суффиксами в значение слова, опыт работы с многозначными словами, синонимами и антонимами:

- выбирать  наиболее точные и выразительные слова и словосочетания при составлении предложений, текстов на тему, выбранную самостоятельно или заданную учителем, использовать сложные слова;

- составлять предложения, небольшие тексты с данными группами слов, близких или противоположных по смыслу;

- составлять контекст для многозначных слов или контекст для толкования слов (объясняя их значения);

- составлять предложения, тексты со словами в переносном значении;

  1. используя опыт работы по темам «Предложение» и «Состав слова», строить информационное сообщение, эмоционально-оценочное высказывание; формулировать задание к данному языковому материалу (в соответствии с поставленной целью) и рекомендации по его выполнению: обсуждать, в чём смысл задания, которое предстоит выполнить, что для этого надо знать и уметь, с чего начинать, что можно использовать в качестве справочного материала, как проверить задание и т.д.

Имя существительное (24 часа)

Планируемые результаты обучения

В результате работы по теме «Имя существительное» дети научатся:

  1. находить имена существительные (в именительном падеже и в форме косвенных падежей) в тексте;
  2. определять, на какой вопрос отвечает данное имя существительное и что оно обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);
  3. различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые;
  4. определять число и род имён существительных;
  5. изменять существительные по числам;
  6. различать мягкий знак – показатель мягкости (пень, день) и мягкий знак – показатель рода имени существительного с основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
  7. грамотно писать существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием и основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
  8. ставить существительные в начальную форму;
  9. изменять форму имён существительных в контексте.

В процессе работы по теме «Имя существительное» дети учатся:

  1. изменять имена существительные по падежам (склонять имена существительные);

ставить падежные вопросы к имени существительному;

  1. различать падежные вопросы, которые ставят к одушевлённым и неодушевлённым существительным;
  2. определять падеж имён существительных;
  3. различать в предложении существительные в форме именительного и винительного падежей;
  4. делать морфологический разбор имён существительных;
  5. подбирать синонимы и антонимы к данным существительным;
  6. составлять предложения и тексты с близкими и противоположными по значению существительными;
  7. осознанно подбирать и использовать в устной и письменной речи существительные в соответствии с речевой ситуацией (дом, домик, домище; изба, избушка, избёнка и т.п.);
  8. использовать опыт изменения имён существительных по падежам в соответствии с речевой ситуацией;
  9. употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён существительных (например, на деревьях вместо на деревьев).

Имя прилагательное (20 часов)

Планируемые результаты обучения

В результате работы по теме «Имя прилагательное» дети научатся:

  1. по лексико-грамматическим признакам определять имя прилагательное в тексте;
  2. выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными;
  3. определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти имена прилагательные составляют словосочетание;
  4. определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;
  5. изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам;
  6. разбирать имена прилагательные по составу.

В процессе работы по теме «Имя прилагательное» дети учатся:

  1. изменять имена прилагательные по падежам (склонять имена прилагательные);

определять род, число и падеж прилагательных в сочетании с именами существительными;

  1. проверять правописание падежных окончаний по вопросам (по окончаниям падежных вопросов прилагательных);
  2. делать морфологический разбор имени прилагательного;

различать прямое и переносное значение имён прилагательных (горячее молоко, горячее солнце);

  1. употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён прилагательных;
  2. составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению, и прилагательными, которые используются в прямом и переносном значении.

Глагол (23 часа)

Планируемые результаты обучения

В результате работы по теме «Глагол» дети научатся:

  1. характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим (морфологическим) признакам;
  2. определять (устанавливать) глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы;
  3. различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: (что делать?) стучать – (что?) стук;
  4. различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?.

В процессе работы по теме «Глагол» дети учатся:

  1. устанавливать (называть) начальную форму глагола;
  2. разбирать глаголы в неопределённой форме по составу (свистнуть, гулять);
  3. разбирать глаголы в прошедшем времени по составу, выделяя родовые окончания (светил, светило, светила);
  4. определять форму числа, лица и времени глагола;
  5. изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слова);
  6. устанавливать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени;
  7. грамматически правильно употреблять различные формы глагола в речи (соотносить глагол с личными местоимениями, изменять форму лица, числа глагола в зависимости от личного местоимения, с которым глагол сочетается в предложении);
  8. грамотно писать глаголы с изученными орфограммами;
  9. использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола;
  10. подбирать синонимы и антонимы к данному глаголу;
  11. выбирать глагол из синонимичного ряда применительно к конкретной речевой ситуации, коммуникативной задаче (дождь  капает, сеет, идёт, стучит, барабанит, льёт) и в соответствии со стилистическими особенностями текста  (отец  говорит, сказывает, молвит).

Учебно – тематическое планирование к рабочей программе

по русскому языку

класс 3 А

Количество  часов: в неделю – 5 часов

                           за год – 170 часов

Контрольных диктантов:

I полугодие – 5

II полугодие – 4

Контрольных списываний:

I полугодие – 1

II полугодие – 2

Контрольных изложений:

I полугодие –

II полугодие – 1

Контрольные словарные диктанты – 1 раз в четверть

Контрольные работы

I полугодие – 5

Стартовый контрольный диктант

Входной контрольный диктант

Контрольный диктант за 1 четверть

Контрольный диктант по теме «Слова с безударными гласными»

Контрольный диктант за Ι полугодие

II полугодие – 4

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Контрольный диктант за ΙΙΙ четверть

п/п

№ в четверти

Дата урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Материал

по чистописанию

Повторение

Страница учебника

                                                    I четверть                          42 ч

                                                    Повторение                        18 ч

1

1

2.09

1)Различение понятий «предложение» и «словосочетание»

1

Письмо соединений с буквами нн, мм, лл

Главные члены предложения

3-5

2

2

5.09

2)Выделение словосочетаний в предложении

1

Письмо букв Ж, ж и соединений с ними

Главные члены предложения

6-8

3

3

6.09

3)Стартовый контрольный диктант

1

4

4

7.09

4)Анализ контрольного диктанта. Различение предложений по цели высказывания и интонации

1

Письмо заглавных букв Г, П, Т, Р

Предлоги

12-15

5

5

8.09

5)Различение предложений по цели высказывания и интонации. Конкурсный  диктант

1

Письмо соединений мл, ля

Ударение

12-15

6

6

9.09

6) Р/р Коллективное составление рассказа по рисункам

1

15

7

7

12.09

7)Части речи, их употребление в предложении

1

Письмо букв И, Ш и соединений с ними

Звуки и буквы

16-17

8

8

13.09

8)Начальная форма имени существительного. Слуховой диктант

Письмо соединений сл, вл

Предложение

18-19

9

9

14.09

9) Различение в тексте имён существительных, глаголов, имён прилагательных

1

Упражнение в безотрывном написании соединений ол, ов, во  

Словосочета-ние

20-21

10

10

15.09

10)Различение понятий «звук» и «буква».Алфавит.

1

Письмо заглавных букв Х, Ж и слов с ними

Фонетичес-

кий разбор слов

24-26

11

11

16.09

 11) Перенос слов. Ударение.

1

Письмо соединений гл, кл

Фонетичес-

кий разбор слов

27-28

12

12

19.09

12)Безударная гласная в корне  слова

1

Письмо букв д, з, у и соединений с ними

Перенос слов

29-31

13

13

20. 09

13)Проверка безударных гласных

1

Упр. в безотрывном написании фе, фу

Перенос слов

32-35

14

14

21.09

14)Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные

1

Письмо букв Л, л и соединений с ними

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу

37-39

15

15

22.09

15)Р\р Обучающее сочинение «Случай в лесу»

1

16

16

23.09

 16)Анализ сочинения. Проверка парных согласных в середине и на конце слова

1

Письмо букв И, и и соединений с ними

Проверка безударных гласных

40-41

17

17

26.09

17)  Входной контрольный диктант 

1

18

18

27. 09

18)  Анализ контрольного диктанта. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных Сочетания  жи-ши ,ча-ща, чу-щу

1

Написание ь и ъ и слов с ними

Проверка безударных гласных

42-43

Синтаксис и пунктуация

19 ч

19

19

28.09

1) Главные члены предложения

1

Письмо заглавных букв с верхними горизонтальными элементами Г, П, Т

Разделительный мягкий знак

50-53

20

20

30.09

2) Определение подлежащего и сказуемого в предложении

1

Упражнение в написании слов с буквами Д, д

Правописание

проверяемой безударной гласной

54-55

21

21

3.10

3) Предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи

1

Письмо соединений слов с буквами А, а

Части речи

56-58

22

22

4.10

4) Части речи, выражающие в предложении подлежащее. Личные местоимения

1

Упражнение в безотрывном написании соединений с буквой л

Правописание парных согласных

59-60

23

23

5.10

5) Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены

1

Письмо соединений и слов с буквами Э, э

Правописание парных согласных

61-62

24

24

6.10

6) Р\р Обучающее изложение по плану-вопросам на основе зрительного восприятия  «Мишины друзья»

1

62

25

25

7.10

7) Анализ изложений.

Второстепенные члены предложения

1

Написание соединений и слов с буквами И, и, й

Главные члены предложения

63-64

26

26

10.10

8) Составление предложений по схемам

1

Письмо слов с буквами З,з

Словосочета-

ние

65-67

27

27

11.10

9)Установление связи между главными и второстепенными членами предложения

1

Написание слов с буквами г,п,р,т

Словосочета-

ние

68-69

28

28

12.10

10) Составление распространенных и нераспространенных предложений. Разбор предложений по членам предложения и частям речи

1

Упражнение в безотрывном написании соединений об, бо, од, до

Части речи

70-71

29

29

13.10

11)Различение предложения и словосочетания. Однокоренные  слова.

1

Письмо слов, соединений с буквами О, о

Фонетичес-

кий разбор слов

72-73

30

30

14.10

12) Р\р Составление и запись рассказа по серии картинок   на тему «Кто как готовится к зиме»

1

73

31

31

17.10

13) Анализ сочинения. Логическое ударение в предложении

1

Письмо слов с буквами Ц,ц

Фонетичес-

кий разбор слов

74-75

32

32

18.10

14) Постановка логического ударения в предложении

1

Письмо строчных букв, содержащих овал

Предложение

76-77

33

33

19.10

15) Предложение с интонацией перечисления

1

Письмо слов с буквами У,у

Различение предложений по цели высказывания и интонации

78-79

34

34

20.10

16) Контрольный словарный диктант.   Обозначение на письме запятой интонации перечисления

1

Письмо соединений ул, ум

Правописание

проверяемой безударной гласной

80-81

35

35

21.10

17) Анализ диктанта.

Обозначение на письме запятой интонации перечисления

1

Упражнение в написании заглавных букв, имеющих в своём составе петли

Предложение

82-83

36

36

24.10

18) Контрольный диктант за I четверть

1

37

37

25.10

19) Анализ диктанта. Постановка логического ударения в предложении

1

Письмо парных согласных б-п, в-ф, г-к

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу

84-85

Состав слова

61 ч

38

38

26.10

1)Окончание - изменяемая часть слова

1

Письмо сочетаний ча, ща, чк, чн

Разделитель-

ный ь

86-87

39

39

27.10

2) Р/р Составление описаний животных

1

40

40

28.10

3) Нулевое окончание

1

Написание слов с буквами Р, р

Разделитель-

ный ь

88-90

41

41

31.10

4)  Основа слова

1

Упр. в письме соединений  вл, фл

Разделитель-

ный ъ

42

42

1.11

5)  Выделение основы

1

Письмо соединений и слов с буквами К, к

Написание слов с разделительным ь и ъ

91-93

                                               II четверть                             40 ч

43

1

7.11

6)  Основа, окончание

1

Письмо соединений и слов с буквами С, с

Синтаксичес-кий разбор предложения

94-95

44

2

8.11

7)  Корень слова

1

Письмо соединений пр, ту, ут

Ударение

96-97

45

3

9.11

8)  Приставка

1

Письмо соединений и слов с буквами К, к

Синтаксичес-кий разбор предложения

98-99

46

4

10.11

9)  Суффикс

1

Письмо сочетаний ча, ща, чк, чн

Части речи

100-101

47

5

11.11

10) Значение суффиксов и приставок

1

Письмо слов с буквами е, и

Части речи

102-103

48

6

14.11

11) Р/р  Сочинение по серии картинок  «Три друга»

1

104-105

49

7

15.11

12) Анализ сочинений. Различение разных форм одного слова и однокоренных слов

1

Письмо соединений слов с буквой д

Синтаксичес-кий разбор предложения

106-107

50

8

16.11

13) Правописание безударных гласных в корне

1

Письмо слов и соединений с буквой ж

Перенос слов

108-110

51

9

17.11

14)   Правописание безударных гласных в корне

1

Письмо соединений сс, мм, нн, бб, лл и слов с ними

Ударение

111-115

52

10

18.11

15) Единообразное написание корней однокоренных слов

1

Твёрдые и мягкие согласные

Состав слова

114-116

53

11

21.11

 16) Р\р  Изложение по готовому плану  

1

54

12

22.11

17) Анализ изложений. Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова

1

Письмо букв Н, Ю соединений и слов с ними

Разбор слов по составу

116-117

55

13

23.11

18) Чередование согласных звуков в корне слова

1

Письмо букв о, е в сложных словах

Разбор слов по составу

118-120

56

14

24.11

19) Чередование согласных звуков в корне слова.

1

Письмо соединений слов с буквой б

Фонетичес-

кий разбор слов

121-122

57

15

25.11

20) Беглые гласные в корне

1

Письмо буквы г, соединений и слов с ней

Гласные и согласные звуки

123-124

58

16

28.11

21) Чередование согласных и беглых гласных в корне слова

1

Письмо буквы г, соединений и слов с ней

Гласные и согласные звуки

125-126

59

17

29.11

22) Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова

1

Письмо слов и соединений с буквой ж

Гласные и согласные звуки

127-128

60

18

30. 11

23) Образование однокоренных слов с помощью суффиксов

1

Письмо соединений и слов с буквой п

Способы проверки безударных гласных

129-130

61

19

1.12

24) Контрольный диктант 

по теме «Слова с безударными гласными»

1

62

20

2.12

25) Анализ диктанта. Проверка написания гласных в суффиксах –ик,-ек

1

Письмо соединений и слов с буквой з

Разбор слов по составу

131-133

63

21

5.12

 26) Р\р Обучающее изложение по коллективно составленному плану

1

134

64

65

22

23

6.12

7.12

27, 28) Анализ изложений. Проверка написания гласной в суффиксах –ик,-ек

2

Письмо соединений и слов с буквой к

Разбор слов по составу

   135-137    

66

24

8.12

29) Приставка- значимая часть слова

1

Письмо соединений и слов с буквой л

Разбор слов по составу

138-139

67

25

9.12

30) Правописание приставок

1

Письмо соединений и слов с буквой и

Фонетичес-

кий разбор слов

140-141

68

26

12.12

31) Р\р Сочинение «Зима в природе»

1

142-143

69

27

13.12

32) Анализ сочинений. Правописание приставок

1

Письмо соединений и слов с буквой н

Основа слова

144-146

70

28

14.12

33) Правописание приставок

Контрольный словарный диктант

1

Письмо слов с верхним и нижним соединениями

Состав слова

147-149

71

72

29

30

15.12

16.12

34, 35) Анализ контрольного словарного диктанта. Правописание приставок и предлогов

2

Письмо соединений ся, зя

Разбор слов по составу

6-7

73

31

19.12

36) Контрольное списывание «Зима»

1

74

32

20.12

37) Анализ контрольного списывания. Правописание частицы не с глаголами

1

Письмо соединений и слов с буквой щ

Правописание предлогов

8-9

75

33

21.12

38) Правописание частицы  не с глаголами

1

Письмо соединений и слов с буквой р

Глагол

10-11

76

34

22.12

39) Контрольный диктант за I полугодие

1

77

35

23.12

40) Анализ контрольного диктанта. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

1

Письмо буквы о в верхнем и нижнем соединениях

Глагол

12-14

78

36

26.12

41) Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

1

Письмо слов и соединений с буквой Р

Не с глаголами

15-17

79

37

27.12

 42)Р\р  Выборочное изложение  «Декабрь»

1

80

38

28.12

43) Анализ изложений. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

1

соединений и слов с буквами С, с

Состав слова

18-19

81

39

29.12

44) Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

1

Письмо соединений и слов с буквами Щ, щ

Основа слова

19-20

82

40

30.12

45) Обобщение знаний о написании разделительного твёрдого знака.

1

Письмо соединений и слов с буквой м

Состав слова

21-22

ΙΙΙ четверть

50 ч

83

1

16.01

46) Правописание непроизносимых согласных

1

Письмо соединений и слов с буквой А,а

Разделительный твёрдый знак

23-25

84

2

17.01

47) Правописание непроизносимых согласных

1

Письмо соединений и слов Б,б

Части речи

26-28

85

3

18.01

48) Правописание  непроизносимых согласных.

1

Письмо слов с буквами В, в

Основа слова

29-31

86

4

19.01

49) Правописание непроизносимых согласных.

1

Письмо соединений и слов с буквой И, и

Состав слова

32-33

87

5

20.01

  50)  Р\р Обучающее изложение на основе слухового восприятия текста «Какие бывают дупла?»                  

1

88

6

23.01

51) Анализ  изложения. Написание слов с удвоенными согласными

1

Письмо соединений и слов с буквами К, к

Непроизносимые согласные

34-35

89

7

24.01

52) Написание слов с удвоенными согласными

1

Письмо соединений и слов с буквой Г

Состав слова

36-37

90

8

25.01

53) Написание слов с удвоенными согласными

1

Письмо соединений и слов с буквой Д

Перенос слов

37-38

91

9

26.01

54) Сложные слова

1

Письмо соединений и слов с буквами Я, я

Способы проверки безударных гласных

38-40

92

10

27. 01

55) Р\р  Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

1

Письмо соединений и слов с буквами М, м

93

11

30.01

56) Анализ сочинения. Сложные слова.

1

Письмо соединений и слов с буквами У, у

Способы проверки безударных гласных

41-43

94

12

31.01

57) Образование сложных слов

1

Письмо соединений кл, км

Способы проверки безударных гласных

95

13

1.02

 58) Сложные слова.

1

Письмо соединений, слов с буквами  Ф,ф

Удвоенные согласные

44-46

96

14

2.02

59) Правописание сложных слов

1

Письмо соединений фл, фм

Правописание непроизноси-мыхсоглас-ных

44-46

97

15

3.02

60) Контрольный диктант по теме «Состав слова» 

1

98

16

6.02

61) Анализ  контрольного диктанта. Сложные слова.

1

Письмо соединений и слов с буквами Я, я

Перенос слов

47-49

Имя существительное

24 ч

99

17

7.02

1) Понятие об имени существительном

1

Проверка написаний гласных в суффиксах ик, ек.

Разделитель-ный твёрдый знак

51-53

100

18

8.02

2) Понятие об имени существительном

1

Письмо соединений и слов с буквами Ю, ю

Части речи

54-55

101

19

9.02

3) Употребление имён существительных в речи

1

Письмо соединений и слов с разделительным ъ

Части речи

56-58

102

20

10.02

4) Р/р Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Масленица»

1

59-60

103

21

13.02

5) Анализ сочинения. Род и число имён существительных

1

Письмо соединений и слов с буквами Е, е

Главные члены предложения

61-63

104

22

14.02

6) Род и число имён существительных

1

Письмо сочетаний чк, чн и слов с ними

Перенос слова

64-66

105

23

15.02

7) Имена существительные мужского рода с твёрдой и мягкой основами

1

Письмо соединений и слов с буквой ь

Род и число существительных

67-68

106

24

16.02

8) Имена существительные среднего рода с твёрдой и мягкой основами

1

Письмо сочетаний щн, нщ

Основа слова

69-70

107

25

17.02

9) Имена существительные женского рода с твёрдой и мягкой основами

1

Письмо сочетаний оро, оло

Основа слова

71-73

108

26

20.02

10) Р\р Изложение по самостоятельно составленному плану  «Пески остановили»

1

109

27

21.02

11) Анализ изложения. Имена существительные с шипящим звуком на конце

1

Упражнения в соединениях с буквами л, м

Род и число существительных

74-76

110

111

28

29

22.02

23.02

12,13)Имена существительные с шипящим звуком на конце

2

Письмо соединений с буквами нн, мм,

Части речи

77-78

112

30

24.02

14) Изменение имён существительных по вопросам

1

Письмо сочетаний ша,ща и слов с ними

Синтаксичес-кий разбор предложений

81-84

113

31

27.02

15) Изменение по вопросам одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

1

Письмо букв К, Б, В слов и соединений с ними

Синтаксичес-кий разбор предложений

85-87

114

32

28.02

16)Упражнение в установлении связи слов в предложении

1

Письмо соединений, слов с буквами  Э, э

Фонетичес-кий разбор слов

87-88

115

33

29.02

17) Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам

1

Письмо соединений и слов с буквой ш

Связь слов в предложении

89-91

116

34

1.03

18) Изменение имён существительных по падежам

1

Письмо заглавных букв Г, П, Т, Р

Части речи

92-93

117

35

2.03

19) Склонение имён существительных

Контрольный словарный диктант

1

Письмо парных согласных б-п, в-ф, г-к

Ударение

94-95

118

36

5.03

20)  Анализ контрольного словарного диктанта. Склонение имён существительных

1

Письмо заглавных букв Х, Ж и слов с ними

Правописание

проверяемой безударной гласной

96-98

119

37

6.03

21) Р\р Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце»

1

120

38

7.03

22) Анализ сочинений. Обобщение знаний об имени существительном.

1

Письмо соединений и слов с буквой ы

99-100

121

39

8.03

23) Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

122

40

9.03

24) Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний об имени существительном

1

Письмо соединений ел, ем

Правописание

проверяемой безударной гласной

99-100

                                          Имя прилагательное                  20 ч

123

41

12.03

1) Понятие об имени прилагательном

1

Письмо букв Л, л и соединений с ними

Имя существительное

101-102

124

42

13.03

2) Связь имен прилагательных с существительными. Прилагательные – синонимы и антонимы

1

Письмо букв М,м  и соединений с ними

Имя прилагательное

103-104

125

43

14.03

3) Употребление прилагательных в речи

1

Письмо букв Н,н  и соединений с ними

Ударение

104

126

44

15.03

4) Контрольное списывание «Весна»

1

127

45

16.03

5) Анализ контрольного списывания. Закрепление знаний об имени прилагательном как части речи

1

Письмо соединений и слов с буквами С, с

Части речи

105-106

128

46

19.03

6) Контрольный диктант за 3 четверть

1

129

47

20.03

7) Анализ диктанта. Число и род имён прилагательных

1

Письмо слов с буквами Ц, ц

Главные члены предложения

106-108

130

48

21.03

8) Изменение имён прилагательных по числам и родам

1

Письмо соединений и слов с буквами Э, э

Разбор слов по составу

109-110

131

49

22. 03

9) Родовые окончания имён прилагательных

1

Написание соединений и слов с буквами И, и, й

Изменение имён прилагательных по числам и родам

111-113

132

50

23.03

10) Родовые окончания имён прилагательных

1

Письмо слов с буквами Щ, щ

Части речи

114-115

IV  четверть

38 ч

133

1

2.04

11) Родовые окончания имён прилагательных

1

Письмо слов с буквами Ч, ч

Состав слова

116-117

134

2

3.04

12)

Родовые окончания имён прилагательных

1

Письмо слов с буквами Ш, ш

Ударение

117-119

135

3

4.04

13)Изменение прилагательных по вопросам

1

Упр.  в безотрывном написании фе, фу

Родовые окончания имён прилагательных

121-123

136

4

5.04

14) Склонение имён прилагательных

1

Упр.  в безотрывном написании де, ду

Фонетичес-кий разбор слов

124-125

137

5

6.04

15) Р\р Творческое изложение по рассказу С. Баруздина «Трудное слово»

1

138

6

9.06

16) Анализ изложения. Склонение имён прилагательных

1

Письмо соединений, слов с буквами  Ф,ф

Фонетичес

кий разбор

126-127

139

7

10.04

17) Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

140

8

11.04

18) Анализ диктанта. Склонение  имён прилагательных

1

Письмо соединений и слов с буквами Я, я

Морфологический разбор слова

128

141

9

12.04

19) Р\р Обучающее изложение «Купание медвежат»

1

142

10

13.04

20) Анализ изложения. Склонение имён прилагательных

1

Письмо соединений и слов с разделительным ъ

Предложение

129

Глагол

23 ч

143

11

16.04

1) Понятие о глаголе

1

Письмо соединений и слов с буквами Щ, щ

Части речи

130-132

144

12

17.04

2)Образование глаголов

1

Письмо букв Н,н  и соединений с ними

Разбор слов по составу

133-134

145

13

18.04

3)Употребление глаголов в неопределённой форме

1

Письмо соединений, слов с буквами  Ф,ф

Образование глаголов

135-136

146

14

19.04

4) Р\р Выборочное  изложение по самостоятельно составленному плану «Новый муравейник»

1

147

15

20.04

5) Анализ изложения. Число глаголов

1

Письмо соединений и слов с буквами Щ, щ

Главные члены предложения

136-138

148

16

23.04

6) Изменение глаголов по числам

1

Упр.  в безотрывном написании де, ду

Склонение имен существительных

139-140

149

17

24.04

7) Р\р Сочинение-миниатюра с использованием прочитанного материала

1

150

18

25.04

8) Анализ сочинений. Изменение глаголов по временам

1

Письмо соединений и слов с буквой А,а

Склонение имен существительных

142-143

151

19

26.04

9) Изменение глаголов по временам

1

Письмо соединений с буквами нн, мм,

Фонетичес-кий разбор

144-145

152

20

27.04

10) Контрольное изложение «Прогулка»

1

153

21

2.05

11) Анализ контрольного изложения. Времена глаголов

1

Написание слов с буквами Р, р

Фонетичес-кий разбор

146-147

154

22

4.05

12)Диктант по теме «Глагол»

1

148-149

155

23

8.05

13) Анализ диктанта. Общее понятие о личных местоимениях

1

Письмо соединений и слов с буквой щ

Жи-ши, чу-щу

149-150

156

24

10.05

14) Личные местоимения

1

Письмо соединений и слов с буквой р

Ча-ща

151-152

157

25

11.05

15)  Контрольное списывание «Лесные загадки»

158

26

14.05

16)Анализ контрольного списывания. Личные местоимения

1

Письмо букв К, Б, В слов и соединений с ними

Парные согласные

153-154

159

27

15.05

17) Окончания глаголов в форме единственного числа

1

Письмо букв К, Б, В слов и соединений с ними

Состав слова

155-156

160

28

16.05

18) Контрольный итоговый диктант

1

161

29

17.05

 19) Анализ диктанта. Окончания глаголов в форме единственного и множественного числа

1

Письмо соединений и слов с буквами Ю, ю

Состав слова

157-158

162

30

18.05

20)Окончания глаголов в форме единственного и множественного числа

Контрольный словарный диктант

1

Письмо слов, соединений с буквами О, о

Мягкий и твёрдый знак

163

31

21.05

21) Анализ словарного диктанта. Окончания глаголов в форме единственного и множественного числа.

1

Письмо соединений ол, ом

Безударная проверяемая гласная

158-159

164

32

21.05

22) Р\р Употребление глаголов в речи .Изложение с языковым анализом текста «Как я купил собаку»

1

165

33

22.05

23) Анализ изложения. Личные окончания глаголов

1

Письмо сочетаний чк, чн и слов с ними

Части речи

160-161

Повторение

5 ч

166

34

23.05

1) Предложение

1

Письмо соединений и слов с буквой ь

Разбор слов по составу

162-163

167

35

24.05

2) Обобщение знаний о предложении. Части речи.

1

Письмо сочетаний щн, нщ

164-165

168

36

25.05

3) Главные и второстепенные члены предложения

1

Письмо сочетаний оро, оло

Фонетичес-кий разбор

166-167

169

37

28.05

4) Текст. Виды текстов

Повторение. Состав слова

1

Приставки с гласными о, а

Синтаксичес-кий рабор

168-169

170

38

29.05

5)   Защита проектных исследовательских работ

1

Письмо соединений и слов с буквами Я, я

170-171

Содержание тем учебного курса

Основные содержательные линии курса

  1. «Морфология  и морфемика» (части речи и состав слова),
  2. «Синтаксис и пунктуация»,

Содержание учебной программы

Морфология и морфемика

Состав слова

Значимые части слова. Основа и окончание. Корень, приставка, суффикс.

Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова. Чередование согласных в корне слова, беглая гласная. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Правописание суффиксов – ик, - ек. Правописание приставок по-, под-, от-, до-, об-, на-, за-, над-, с-.

Приставка и предлог. Разделительный ь и ъ знаки. Непроизносимые согласные, двойные согласные, сложные слова.

Части речи

Имя существительное

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Начальная форма. Род, число, падеж. Понятие о склонении. Употребление в речи, роль в предложении.

Имя прилагательное

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Связь прилагательных с существительными. Род прилагательных.

Изменение прилагательных по числам, родам.

Понятие о склонении прилагательных. Родовые окончания прилагательных. Употребление прилагательных в речи.

Глагол

Лексическое значение. Глаголы, обозначающие действие предмета, его состояние, изменение признака предмета. Основные грамматические признаки.

Неопределённая форма глагола. Время, лицо, число глаголов. Изменение глаголов по временам, лицам, числам. Понятие о личных окончаниях глаголов.

Правописание не с глаголами. Употребление глагола в речи.

Личные местоимения

Общее понятие о личных местоимениях.

Синтаксис и пунктуация. 

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Распространённые и нераспространённые предложения. Логическое ударение. Интонация перечисления.

Орфография

Формирование орфографи ческой зоркости, использование разных способов проверки ор фограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  1. сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;
  2. сочетания чк — чн;
  3. перенос слов;
  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  5. проверяемые безударные гласные в корне слова;
  6. парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  7. непроизносимые согласные;
  8. непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  9. гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  10. разделительные ь и ь;
  11. мягкий знак после шипящих на конце имен существитель ных (ночь, рожь, мышь),
  12. безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин),
  13. безударные окончания имен прилагательных;
  14. раздельное написание предлогов с личными местоимени ями;
  15. не с глаголами;
  16. мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м ли це единственного числа (пишешь, учишь),
  17. безударные личные окончания глаголов;
  18. раздельное написание предлогов с другими словами;
  19. знаки препинания в конце предложения: точка, вопроси тельный и восклицательный знаки;
  20. знаки препинания в предложениях с однородными чле нами.

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения русского языка в 3 классе дети научатся:

  1. различать главные и второстепенные члены предложения;
  2. различать распространённые и нераспространённые предложения;
  3. различать значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
  4. различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
  5. характеризовать чередование согласных и беглые гласные в слове;
  6. понимать особенности употребления разделительных мягкого и твёрдого знаков;
  7. различать приставки и предлоги;
  8. характеризовать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их лексико-грамматическим признакам.

В результате изучения русского языка в 3 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. активного употребления в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных);
  2. правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;
  3. усиления эмоциональной и смысловой выразительности и точности самостоятельных высказываний с использованием слов с различными суффиксами и приставками;
  4. орфографической грамотности;
  5. применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами –ек, -ик, с изученными приставками;
  6. правописания сложных слов и глаголов с не;
  7. написания слов с непроверяемыми орфограммами;
  8. письмо под диктовку текстов (55-60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

Перечень учебно – методического обеспечения

Книгопечатная продукция:

  1. Зеленина Л.М. Русский язык: учеб. для 3 кл. кл. нач. шк. В 2 ч./Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Зеленина Л.М. Русский язык. Рабочая тетрадь для  3 кл. нач. шк. /Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Зеленина Л.М. Русский язык. Дидактический материал для  3 кл. нач. шк. /Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Зеленина Л.М. Русский язык. Проверочные работы. 3 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Зеленина Л.М. Русский язык в начальной школе.  3 кл.: книга для учителя /Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2008.

Информационно-коммуникативные средства:

  1. Русский язык (электронный ресурс): Мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе / Е.А.Болотова и др. Волгоград: Учитель, 2010 . – 1 электрон. опт. диск (СD-Rom).
  2. Современные технологии обучения в начальной школе (электронный курс) / Н.В.Лободина, Л.И.Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD-Rom).

Технические средства:

  1. Классная доска
  2. Компьютер
  3. Магнитная доска

Печатные пособия

  1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
  2. Словари по русскому языку: толковый словарь, орфографический словарь.

Список литературы

  1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2009, 1 часть.
  2. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
  3. Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008.
  4. Писарева Л. А., Жиренко О. Е., Обухова Л. А.Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой: 3 класс. М.: ВАКО, 2009.
  5. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
  6. Самый полный сборник контрольных тестов по русскому языку 1-4 кл./ О.В.Узорова, Е.А. Нефедова,- М.: АСТ :Астрель, Владимир: ВКТ, 2008.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №1»

городского округа закрытое административно-территориальное образование

 город Межгорье Республики Башкортостан

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

_____________/Гайсина Р.Р./

                           

Протокол № ______

от «__»___________200___г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №  1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан

_____________/Томина М.П./

 «__»____________200___г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 1    ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан

_____________/Лебедев С.А./

Приказ №_____

от «__»____________200___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Гайсиной Риммы Рафаильевны,

учителя первой  квалификационной категории

/Ф.И.О., категория/

по русскому языку  для 3 А  класса

/предмет, класс и т.п./

2011-2012  уч. г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...