Урок по теме: "Общие сведения о личных местоимениях"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Сташкевич Ольга Михайловна

Открытый урок был дан  врамках проведения аттестации на высшую категорию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_obshchie_svedeniya_o_lichnyh_mestoimeniyah.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Рыбновская средняя школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Открытый урок по русскому языку.

4 класс 3 четверть.

Тема: «Общие сведения о личных местоимениях».

учитель Сташкевич О.М.

2008 – 2009 уч.год.

Цель:

  1. Формирование умения распознавать местоимения в тексте, правильно их употреблять.
  2. Формирование умений пользоваться личными местоимениями.
  3. Формирование умения распознавать местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.

Задачи:

  1. Познакомить с ролью местоимений в речи.
  2. Познакомить с особенностями местоимений.
  3. Развитие навыков орфографической зоркости.

Оборудование:

  1. Напечатанный на каждого учащегося текст про дятла.
  2. Напечатанный на каждого учащегося тест «Общие сведения о личных местоимениях».
  3. Бланк таблицы «Личные местоимения» для каждого учащегося.
  4. Сигнал-схема.

     5. Карточки для задания «Какое местоимение так изменяется?»

     

1. Организационный момент.

Учитель предлагает учащимся прочитать наизусть стихотворение  Ф. Васильева.

Учащиеся читают стихотворение:

Когда ты хочешь молвить слово, мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,то рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся, то медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь, не выпускай его в полёт.

Учитель:

- Думаю, что вы прислушаетесь к совету поэта – быть внимательным к словам русского языка.

2. Орфографическая минутка.

Учитель предлагает учащимся записать сегодняшнее число.

-Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. Разберите предложение по членам предложения.

Лебе...ь выт..нул длинную шею и поплыл (в)к...мыши.

3. Введение в тему.

Учитель раздаёт детям напечатанный на листочках текст.

- Сейчас мы попробуем себя в роли редакторов. Прочитайте текст. О какой птице вы прочитали? Относится ли эта птица к зимующим?

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает.  Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

-Всё ли вам в этом тексте понравилось?

(Нет, в каждом предложении повторяется слово дятел.)

 -Как быть?

(Заменить его другим словом, например птица.)

-Прочитайте текст, заменив каждое слово дятел словом птица.

Учащиеся читают текст, заменяя слова.

- Нравится вам новый текст?

(Нет, он непонятен.)

-Что же нам делать? Попробуйте заменить слово дятел в некоторых предложениях словом птица, а в некоторых предложениях другими словами он и у него.

Учащиеся читают текст.

-Нравится ли вам текст сейчас? (Да, сейчас текст лучше.)

Вы хорошо справились с работой редакторов.

4. Объявление темы урока. Постановка учебной задачи.

На доске запись: дятел – он, у дятла – у него.

-Поставьте  вопрос к каждому слову в паре. (Кто? - дятел; кто? - он; у кого? - у дятла; у кого? - у него.)

-Что мы видим? (Вопросы одинаковые.)

-Что обозначает имя существительное? (Предмет.)

-Слова он, у него обозначают предмет? (Нет. Эти слова указывают на предмет.)

-Вместо какой части речи мы употребили слова он, у него? (Вместо имени существительного.)

-Кто знает, как называются такие слова? (Местоимениями.)

Как названье дать словам: я, ты, мы, и нам, и вам,

Кто и что, какой и сколько, этот, тот, такой и столько,

Наш и ваш, и мой, и твой, их, его, её и свой?

- Это, без сомнения, все местоимения!

Учитель вывешивает на доску сигнал-схему:

                  М -       имя

-Итак, местоимение – это часть речи, которое не называет предмет, а указывает на него.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с личными местоимениями. Это и будет темой нашего урока.

Запишите название темы у себя в тетрадях.

5.Работа по теме урока.

1) Знакомство с местоимениями.

-Ребята, местоимения бывают единственного числа и множественного числа. Они относятся к 1-му лицу, ко 2-му лицу и к 3-му лицу. У каждого на парте лежит таблица. Давайте попробуем её заполнить.

Образец заполненной таблицы.

ЛИЦО

ЧИСЛО

     единственное

   множественное

            1-е

             Я

             МЫ

            2-е

            ТЫ

             ВЫ

            3-е

  ОН (м.р.), ОНА (ж.р.), ОНО (ср.р.)      

          ОНИ

- Назовите местоимение, которое говорит о себе. (Я).

-Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других, включая себя в их число? (Мы).

-Какие местоимения употребляем, обращаясь к другому лицу? (Ты).

-К нескольким лицам? (Вы).

-Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о ком- либо или о чём-либо? (Он, она, оно, они.)

-Обратите внимание, у местоимений ОН, ОНА, ОНО мы можем определить род.

-Поменяйтесь таблицами и проверьте, верно ли они заполнены, а для этого откройте свои учебники на стр.29.

2) Задание «Найди местоимение».

На доске написаны слова: семья, телефон, ворона, тыква, выбор, любимый.

-Найдите местоимения в этих словах. Какого числа эти местоимения и к какому лицу они относятся?

Учащиеся выходят к доске и подчёркивают в словах местоимения.

-Какие местоимения вы не нашли в этих словах. (ОНИ, ОНО).

3)  Физкультминутка.

 Мы работали отлично,отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей.

Мы попрыгаем как зайки! Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули!

-Скажите, а какое личное местоимение прозвучало в нашей физкультминутке? (Мы).

4) Задание «Найди четвёртое лишнее».

- Прочитайте, найдите в каждой строчке четвёртое лишнее слово.

На доске запись:

1) я, яма, ты, он                  3) Ока, окно, оно, око

2) мы, вы, ты, они               4) он, она, они, оно

- Спишите слова без лишних. Укажите лицо и число местоимений.

5) Задание «Подумай и отгадай».

Учитель предлагает учащимся устно ответить на вопросы:

  1. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Ямы).
  2. Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь).
  3. Первый слог -  личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква).
  4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в словах сварщик, пильщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Ящик).

6) Задание «Какое местоимение так изменяется?»

- Личные местоимения, как и существительные, изменяются и употребляются с предлогами. Более подробно мы познакомимся с этим на следующих уроках, а сейчас попробуйте догадаться, какое местоимение так изменилось.

Учащимся раздаются карточки с заданием (работа в группах):

  1. У него, к нему, его, с ним, о нём - .......(     л.,      ч.)
  2. К вам, с вами, для вас, о вас - ........(       л.,       ч.)
  3. Для меня, ко мне, меня, со мной, обо мне - .......(       л.,     ч.)
  4. Тебя, к тебе, у тебя, с тобой - .......(       л.,       ч.)

7) Работа с дидактическим материалом.

  1. Откройте книги на стр.109, упр.1. (Учащиеся списывают текст, вставляют подходящее по смыслу местоимение).

6. Проверочная работа. Тест «Общие сведения о личных местоимениях».

-Пришло время проверить, как вы усвоили материал сегодняшнего урока? Давайте ответим на вопросы теста. (Тест на парте у каждого учащегося).

  1. Какое личное местоимение указывает на того, кто говорит о себе?

а) я          б) оно         в) ты

  1. Каким местоимением можно заменить существительное коллекция?

а) он        б) она         в) оно

  1. Прочитай текст. Какое существительное автор заменил выделенным местоимением?

Через леса, через поля, через шумные города в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, они остановились на отдых.

                                                                   ( По Соколову-Микитову)

а) леса          б) города        в) журавли

  1. Ученик подчёркивал в тексте личные местоимения. Где он ошибся?

а) К морю опять он подходит,

У моря бесёнка находит.

         б) Кабы я была царица,-

          Говорит одна девица.

        в) Ты волна моя, волна!

          Ты гульлива и вольна.

     5. Прочитай предложения. Какое местоимение ты поставишь во второе предложение?

          Вечером Ваня накопал червяков. Рано утром ... отправился на рыбалку.

         а)  я      б) он     в) ты

  1. Продолжи фразу: «Личные местоимения не называют предмет, а только ...»

а) описывают его;   б) выделяют его;  в) указывают на него.

7. Словарно-орфографическая работа.

1) Упражнение «Какие это слова?».

  1. К данным согласным добавьте нужное количество букв так, чтобы получилось слово.

ВРН (ворона)            ВРБЙ (воробей)

СРК (сорока)             ПТХ    (петух)

2) Диктант.

Саша нашёл птенца дятла и принёс его домой. Птенчик ничего не ел и не пил. Он забился в угол под лавку. Мальчик дал ему старый валенок. Птенец забрался в валенок и уснул.

-Понравился ли вам текст? Устраивает ли вас содержание текста?

(Нет, Саша не стоило приносить птенца домой.)

-Найдите в этом тексте личное местоимение, подчеркните.

8. Рефлексия.

- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?

(Учащиеся выбирают кружочек определённой цветовой гаммы, соответствующий их настроению и кладут в «конвертик настроения»).

9. Домашнее задание.

Стр. 31, упр.№10.

10. Итог урока.

Учитель предлагает учащимся ещё раз прочитать стихотворение Ф. Васильева с которого был начат урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе "Личные местоимения"

Конспект урока русского языка по учебнику "Русский язык 3 класс" Авторы: Хохлова Т.Е., Зеленина Л.М. Цели урока: ознакомить учащихся с личными местоимениями множественного числа, на что они указы...

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Конспект и презентация к уроку по русскому языку. "Закрепление. Правописание личных местоимений с предлогами".

Конспект урока по русскому языкув 4 классе.Тема: Закрепление. Правописание  личных местоимений с предлогами.подготовилаучитель начальной школыКушулинская Наталья Фёдоровна...

конспект урока русского языка в 4 классе "Общие сведения о личных местоимениях"

конспект урока русского языка в 4 классе "Общие сведения о личных местоимениях"...

Конспект открытого урока в 4 классе на тему: «Личные местоимения. Роль местоимений в речи»

Этот урок был дан на городском семинаре. Технологическая карта урока составлена по требованиям ФГОС....

Методическая разработка к уроку русского языка в 4 классе " Личные местоимения. Повторение.Роль местоимений в речи".

Методическая разработка по русскому языку для учащихся четвёртого коррекционного класса (дети с тяжёлыми нарушениями речи).В методической разработке показана пальчиковая гимнастика для развития мелкой...