Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon myagkiy_znak_na_konce_imyon_sushchestvitelnyh_posle.ppt2.78 МБ
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Русский язык.

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Цель: Ознакомление с новой ролью мягкого знака – показателем женского рода имён существительных, развития умения применять правило написание Ь после шипящих у имён существительных, развитие внимания и мышления, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока:

  1. Орг момент.
  2. Чистописание

На доске эпиграф.

Молодеж    – будущие нашей Родины.

- Спишите, обратите внимание  на нижнее соединение буквы о с согласными. Выделите изученные орфограммы. Давайте устно подберём проверочные слова.

олодёжь – молод, молоденький, Родина- сл.сл)

- Ребята, а вы знаете  кто такая молодежь? А нас  с вами можно назвать молодёжью? А знаете ли вы что этот год был посвящён году молодёжи . Посмотрите на эмблемы этого года. Слайд №1

-Какой частью речи является слово молодежь?

-А сейчас давайте поработаем над словарём. На сегодняшний урок нам готовила сообщение Женя.

Историческая справка.

Имя сущ.- важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По исследованиям учёных существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть то, что его окружает.

- Сегодня  мы продолжаем работу над именем существительным.  Вы познакомитесь с новой ролью мягкого знака, будем учиться ставить мягкий знак после шипящих в именах существительных. Слайд №2.

3. Изучение нового материала:

- Я хочу вам рассказать сказку

-Вы любите сказки? Слушайте…

Слайд №3.

Попал как то ь знак в страну шипящих звуков. Шипят все кругом. Испугался ь и стал проситься к словам. Первым был дом существительных муж. рода. Посмотрите и назовите, какие предметы жили в этом доме? Ну, так вот, зашипели они на мяг. знак   и говорят: « НЕ мужское это дело смягчаться. Мы, мужчины,  войны, нам нужен плащ , шалаш, нож. И прогнали они мягкий знак . Опечалился он и подбрёл к словам ж.р. Идёт и думает :  Женщины всегда, добрые, как мама.

Слайд №4.

- Какие предметы жили в этом домике?

И верно сжалились слова ж.р  и взяли мягкий знак к себе. С тех пор во всех существительных ж.р. на конце после шипящих  пишется мягкий знак.

-Итак, ребята вы поняли, когда нужно писать мяг. знак в имени существительном после шипящих? Давайте попробуем сформулировать правило.

- Чтение правила по учебнику с.138

- Какую работу нужно выполнять, чтобы узнать пишется мягкий знак в слове, или нет? (определите род им. сущ.)

 Слайд №5.    

 Без ь.              С ь

Плащ             вещь

Нож                дочь

Камыш          печь

Ключ              рожь

М.Р.                   Ж.Р.

Физминутка:

Игра(девочки встают если услышат слова ж.р. , а мальчики если слова м.р.)

Шалаш, калач, гуашь, моржь, печь, сторож, ключ, ночь, мелочь.

4.

Закрепление изученного материала:

  1. Стр 132 упр2 (с комментированием)
  2. Задание по уровням:

На доске текст:

Кругом стояла полная тишина.

Наступила ночь.

В лесу живёт ёж.

 3-ий уровень- списать, вставить в словах, где нужно мяг. знак.

4-ий уровень- подчеркнуть грамматическую основу.

5-ий уровень- выполнить полностью разбор по членам предложения.

Проверка у доски.

Слайд №6.

- Найдите лишнее слово, объясните свой выбор:

Плащ           доч            помощ            лещ

Луч              тиш             мяч                 грач

Мыш          рож             ерш                 туш

Гараж          плющ         стри                чиж

-Выпишите эти слова в тетрадь.

5. Итог.

-Давайте вернёмся к чистописанию. Мы оставляем место для буквы в слове молодежь. Сможем мы теперь ответить нужно, писать в этом слове мягкий знак или нет?

Молодцы!

Мы справились с этой целью, которую ставили в начале урока.

6. Д/з стр. 139 упр.4, правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (4 класс)

Аннотация: В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков им...

Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» 3 класс-презентация

1.Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих; 2.Разработать алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных после шипящих. 3. Тест ...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...

Урок русского языка в 3 классе "Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих".

Технологическая карта урока. Использованы сингапурские структуры обучения. Есть самоанализ урока....

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Сопоставление написания имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся шипящими».

Предмет: русский язык УМК: ПерспективаУчитель: Ильинова О.А. Класс: 3 «В» класс МБОУ СОШ №22Дата: 24.01.2019 Тип урока: урок открытия новых знаний.Тема: «Мягкий знак на конце им...