Мастер - класс "Россия- Родина моя". Обобщающий урок по теме "Имя существительное"
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Урок обобщения по теме "Имя существительное", 4-5 классы. Используется комплект учебников "Я - гражданин России" №3  Я. В. Соколова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Обобщение и систематизирование знаний по теме «Имя существительное» Россия – Родина моя»

Учитель начальных классов Удалова Татьяна Леонидовна

Цели:    образовательные:

  1. обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое  значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
  2. совершенствовать навыки морфологического разбора;
  3. повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;

развивающие:

  1. развитие памяти и  мышления (уметь выделять общие  и единичные признаки, делать обобщающие выводы);
  2. развитие умения грамотно выражать мысли в устной и письменной форме;

воспитывающие:

  1. воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных заданий);
  2. воспитание патриотизма,  воспитывать любовь к Родине, гордость за свое государство, правовую грамотность, умение жить и работать в коллективе.

Тип урока: повторение и систематизация знаний.

                                                          Ход урока

1. Вступительная часть. Открытие темы.

Урок сегодня необычный,
Но для тебя вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.
Найти ответ, стремиться помнить
Всё, что узнаешь и запомнишь.

- Сегодня мы продолжаем наше путешествие в страну Морфологию.

         Учитель читает стихотворение Фета, стихи у учащихся на парте.

Это утро, радость эта,

Эта мощ(?) и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и в…р…ницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и б…рёзы,

Эти капли – эти слёзы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пч…лы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Это вздох н…чной с…ленья,

Эта ноч(?) без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.

        2. Особенности художественного стиля.

        - Как можно озаглавить это стихотворение? (Весна, весеннее пробуждение, весенняя радость)

                - Что  в этом стихотворении вам  показалось особенно интересным?

        - Сколько существительных? (36)

        - Как вы узнали, что это существительные?

        - Можем ли мы открыть тему урока? «Имя существительное как часть речи».

3. Целеполагание. Актуализация знаний

Целеполагание: повторим морфологические признаки имени существительного, синтаксическую  роль имени существительного в предложении.

                                   Обращение к наглядности (таблица, стенд). Повторение теоретического материала.

        - Вернёмся к стихотворению А.А. Фета. Вы обратили внимание, что в тексте есть слова с пропущенными буквами.

Словарно-орфографическая работа.

Задание: вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.

        - Вспомним правописание изученных орфограмм.

        - Сколько в этом стихотворении предложений? (Предложение одно, 36 существительных, ни одного глагола. Удивительно!)

        - С какой целью Фет использовал такое количество существительных в одном предложении? (  Одна картина меняет другую)

- Но движение, действие выражается глаголом, а глаголов здесь нет. Что же способствует оживлению картины? Чтобы ответить на этот вопрос нужно исследовать текст.

4. Исследовательский практикум.

  1. Мы уже говорили, что в стихотворении 36 существительных и ни одного глагола. Назовите существительные, которые, по вашему мнению, оживляют картину. Почему? (Существительные со значением действия: говор, крик, свист, зык, вздох)

Задание: Найдите в тексте конкретные существительные. Определите морфологические признаки двух  существительных.

Задача этого этапа урока повторить морфологические признаки существительных.

                                     ж.р., 1 скл. (выполнение задания)

                - Что мы вспомнили об имени существительном?

Вывод: Существительные могут обозначать не только предмет, но и действие, качество, состояние природы

 Поэт в стихотворении рисует природу, здесь есть и живые и неживые предметы. Одни отвечают на вопрос кто? Это…                        Другие отвечают на вопрос что? Это…

Задание: Пользуясь стихотворением, найдите одушевлённые существительные и неодушевленные.

Задание: Определите, какие существительные собственные, какие нарицательные.

- Обратимся к стихотворению Фета. Вы обратили внимание, что поэт условно разделил стихотворение на 3 части. Как вы думаете, почему? ( утро, день и вечер).

Иллюстрации на доске

- Картины природы показал А. Фет в своем произведении. Картины природы я могу отнести к понятию «родная природа», а « родная природа» - это ….. (моя Родина)

 5. Работа над понятием «Родина»

Работа с карточками: (в конвертах, на парте)

- сложить слова из букв, найти данные слова в классе (слова прикреплены в классе в разных местах), прикрепить их на доску, поделив на 2 группы:

                                 мн.ч и ед.ч (9 слов)

- Что объединяет эти слова? Какова тема? (Родина)

- Как стихотворение А. Фета может быть связано с темой Родины?

                                      На доске

Школа                                                    города

семья                                                      деревни

 страна                 РОДИНА                    леса

                                                               Родители

                                                               Друзья

                                                                Поля

Подберите однокоренные слова к слову Родина.

Род-н-ой, род-и -тел-и, род-ств-енн-ик-и, на -род, род, род-н-я, род -ин-а

Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? ( Это что-то близкое, родное, свое по рождению, по духу)  

-Выполните морфемный  разбор слов

– Что для вас понятие Родина? Вы убедились: это понятие очень широко, слово              Родина многозначно. Заглянем в словарь Ожегова.

Родина, -ы, ж.  (таблица)
1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.
2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н..: Москва – его родина. Индия – родина шахмат.

Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины

- Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия). Наше село лишь маленькая часть большой страны, которая называется Россия.

Показ иллюстраций (природа) на доске

- Обратимся к стихотворению А.А. Фета. Свою любовь, свои чувства он выразил через стихи, художники выражают свою любовь к Родине, природе через картины, композиторы через музыку, писатели через произведения.

- Как вы можете выразить свою любовь к Родине? (сочинение стихов, рисунки, посадка деревьев, бережное отношение к природе,  помощь людям, т.е хорошие поступки, изучать историю нашей Родины, посещать музеи, путешествовать).

Работа по учебнику №3    «Удивительная страна – Россия!»

- Рассматривание иллюстраций на с. 3

- Какие достопримечательности вы бы поместили?

- заполнение формы – клише по учебнику (по группам)- тексты, пословицы (приложение)

Синквейны «Родина»

- Прочитайте свои синквейны, составленные дома

На доске (кластер)                       Родина           Природа

                                                      Россия         Край родной

                                                 Душа              Мать                 Мой дом    

6 . Выяснение синтаксической функции существительного.

- Вернёмся к стихотворению на доске А.А. Фета.

Задание: Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения. Объясните знаки препинания.

- Что мы увидели? (В предложении 27 подлежащих).

- Разбор предложения «Наша Россия – удивительная страна»

Вывод: Имена существительные чаще всего в предложении являются подлежащими, но могут быть и сказуемыми, и второстепенными членами предложения.

7. Презентация «Россия – мой дом»

Глядя на слайды презентации, мы еще раз убедимся, что Россия – удивительная страна

Вывод делает учитель

Домашнее задание: Рекламный текст, стихотворение (выбор)

8. Подведение итогов. Рефлексия

Расположить свои солнышки на планете Земля (учитель тоже помещает солнышко, вокруг него солнышки детей)

- Можно я подарю вам свой синквейн

Урок

интересный, полезный

информирует, учит, развивает

Сколько голов, столько и умов

Русский язык!

Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране.

                                                                               Приложение

Это утро, радость эта,

Эта мощ(?) и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и в…р…ницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и б…рёзы,

Эти капли – эти слёзы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пч…лы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Это вздох н…чной с…ленья,

Эта ноч(?) без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.

Это утро, радость эта,

Эта мощ(?) и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и в…р…ницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и б…рёзы,

Эти капли – эти слёзы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пч…лы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Это вздох н…чной с…ленья,

Эта ноч(?) без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.

                                                                                       Приложение

Наша Россия уникальна! Это ______________часть суши.

Это выдающиеся люди:_____________________________________________________

Это и простые люди__________национальностей.

Россия – удивительная страна! Она славится уникальной природой.

На территории России расположились горы___________, ________

У нас Камчатка с ее_____________.

У нас Байкал с удивительными__________________________.

У нас реки:___________________________________________

Соберите пословицу.

На чужой сторонушке

Родина–мать

У чужой еды

Каждый кулик

Где выросла сосна

В своём болоте

У своего гнезда

и лягушка поёт

и ворон орла бьёт

рад своей воронушке

и вкус чужой

умей за неё постоять

 своё болото хвалит

там она и красна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме "Распознавание падежей имен существительных. Обобщающий урок"

Обобщающий урок по теме "Распознавание падежей имен существительных".Цель урока: Обобщить знания учащихся об особенностях каждого падежа; развивать умения распознавать падежи по вопросу , предлогу, ро...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Склонение имен существительных" (обобщающий урок) - программа "Школа России"

Нестандартный урок по обобщению знаний по данной теме. Чтобы создать интерес к учению, нужно увлечь работой всех учеников....

Презентация к обобщающему уроку «О родине, о подвигах, о славе» по литературному чтению по программе "Перспектива" 4 класс

Презентация к обобщающему уроку «О родине, о подвигах, о славе» по  литературному чтению  по программе "Перспектива" 4 класс...

Карточка для групповой работы к обобщающему уроку «О родине, о подвигах, о славе» по литературному чтению по программе "Перспектива" 4 класс

Карточка для групповой работы к обобщающему уроку «О родине, о подвигах, о славе» по  литературному чтению  по программе "Перспектива" 4 класс...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Имя существительное» (обобщающий урок)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Имя существительное» (обобщающий урок)Ахметова Саида Аслановна, учитель начальных классов  План - схема открытого урока...

Обобщающий урок по ОРКСЭ на тему "Судьба и Родина едины"

Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ на тему "Судьба и Родина едины" 4 класс УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщающий урок по теме "Родина"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование знаний обучающихся об истории ВОВ, о ее героях, последствиях и значении для русского народа.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить знания обучающихся по теме «Родина&raq...