Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему:
    Сочинение по картине А.К.Саврасова "Грачи прилетели"

    Фисенко Кристина Юрьевна

    Урок развития речи, можно использовать по всем УМК.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    sochinenie_po_kartine_a.k.savrasova._grachi_prileteli.docx21.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

    Цели:

    1. Совершенствование умения составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности.            

    2. Совершенствование умения использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником.

    Задачи:                                                  

    1. Познакомить с творчеством А. К. Саврасова.

    2. Способствовать развитию творческого воображения, чувств и эмо ций учащихся.

    3. Формировать умение строить текст в определенной композицион ной форме.

    4. Формировать умение отбирать речевые средства, работать с анто нимами, синонимами.

    5. Учить выражать в слове свои впечатления, представления.

    6. Учить понимать авторское видение мира, его позицию посред ством проникновения в мир художественных образов.

    Сопутствующие орфографические темы:

    1. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

    2. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

    3. Обозначение мягкости согласных с помощью ъ.

    4. Правописание сочетаний чк, чн, щн.

    5. Правописание приставок и предлогов.

    Ключевые слова: художник-пейзажист, лирический пейзаж, художе ственный образ, композиция картины.            

    ХОД УРОКА

    I. Предварительная работа

    I. Беседа по содержанию картины

    За несколько дней до написания сочинения в классе вывешивает ся репродукция картины. На уроке учитель предлагает учащимся рассмотреть картину в целом, проникнуться ее настроением, обра тить внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов. Дети внимательно всматриваются в нее, стараются ее прочувствовать и понять. В качестве музыкального сопровождения можно использо вать музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Тогда живо писное произведение эмоциональнее воздействует на ребят, дает тол чок их мыслям, чувствам, воображению. В это время учитель читает отрывок из стихотворения И.А. Бунина:

    Бушует полая вода,

    Шумит и глухо и протяжно.

    Грачей пролётные стада

    Кричат и весело и важно.

    Дымятся чёрные бугры,

    И утром в воздухе нагретом

    Густые белые пары

    Напоены теплом и светом.

    А в полдень лужи под окном

    Так разливаются и блещут,

    Что ярким солнечным пятном

     По залу «зайчики» трепещут...

    — Какое настроение вызывает у вас картина, грустное или радостное?

    Учащиеся отмечают все оттенки и радостного, и грустного, слегка печального настроения.

    — На картине художник изобразил природу. Как называется та кой жанр изобразительного искусства? (Это пейзаж.)

    — Это лирический русский пейзаж. Алексей Кондратьевич Савра сов был родоначальником именно такого пейзажа. Пейзажи художни ки почти никогда не пишут сразу, с натуры. Сначала на этюдах они изучают природу, а потом уже работают над картиной в мастерской, используя материалы этюдов. В переводе с французского слово «этюд» означает «изучение». Немало дорог приходится исходить пей зажисту, прежде чем он найдет в природе то, что отвечает его замыслу.

    — На своей картине Саврасов мастерски передал состояние при роды. Это словно рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ весенней природы, созданный художником, — это лирический пейзаж, несколько грустный, трогательный, волнующий зрителя.

    Учитель вместе с учащимися обсуждает значение словосочетание «лирический пейзаж». Важно, что значение слова «лирический: здесь — «поэтический, взволнованный, задушевный».          

    — Перечислите все, что вы видите на картине. (Корявые березки, усеянные грачами; талый, посеревший снег; задворки села, скрыты» заборами, старая церквушка.)

    — Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж простой, скромный, незамысловатый, но очень близкий, навевающий легкую грусть. Все обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством)

    — Какие образы вы видите на картине? (Весенняя природа, грачиные гнезда, деревья с грачами, грачи, весна.)

    — Как художник показывает нам приближение весны? (В пол растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля. Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-бел ми облаками, хотя край неба уже голубеет.)

    — Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)

    — Общее ощущение от красок картины светлое. Оно строится на мягком, нерезком сопоставлении чуть холодноватых оттенков голубовато-серого неба, воды, снега с серо-коричневыми тонами оттаяв

    шей земли, веток и стволов деревьев, забора. Такие переходы делают изображение более реальным.

    — Что на картине притягивает взгляд зрителя? (Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.)        

    Учитель просит обратить внимание на то, как художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на зе мле, с какой любовью показал на ближнем плане грача с веточкой в клюве. И все это жизненно и правдиво, не оставляет зрителя равно душным.

    — Что вы видите на заднем плане? (Деревню, бескрайние дали, просторы, широту русской земли.)

    — И деревня, и поля изображены не очень подробно. Почему? (Художник хотел, чтобы наше внимание ничто не отвлекало от гра чей, они ведь самое главное на картине.)

    — Давайте определим особенности композиции картины, то, как расположены на ней различные элементы, как продуманы передний, средний и задний планы. Действительно, главное на картине грачи на деревьях. Они сразу привлекают наше внимание. Все остальное как бы на фоне их, «позади». Стройный силуэт церквушки спрятан за деревьями. Линия горизонта как бы приближена к средне му плану, чтобы на фоне неба четко выделить деревья с грачами. Не бо занимает большую часть картины, и деревца уходят высоко вверх. Да и все здесь устремлено кверху. Используя такой композиционный прием, художник дает нам возможность ярче почувствовать прилет грачей, их появление в родных местах. Нам кажется, что художник где-то рядом. Где он может быть, откуда он наблюдает за грачами? (Где-то рядом в левом углу, может быть, на чердаке большого дома или в мезонине у открытого окна.)

    — Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий ветерок, запах та лой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.)

    — Какие звуки могли бы услышать? (Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание ручьев.)

    — Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине? (Грачи. Они обрадовали и взволновали художника своим прилетом, и он сумел показать радость птиц, вернувшихся на ро дину.)

    — Работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но еще любовь и верность этих птиц своей родине. Здесь изображен тихий скромный уголок России, но для грачей он самый дорогой, и выводить свое потомство они будут только здесь. Чувство любви к Родине было присуще и самому ху дожнику.

    — Попробуйте описать грачей, какие они?

    Для выполнения этого задания дети работают с выписанными на доске (или на отдельные карточки) антонимами. Подбирая слова из списка антонимов, учащиеся характеризуют грачей, записывают сло восочетания в «корреспондентские блокнотики».

    Мирные — драчливые, радостные — печальные, спокойные — крикливые, шумные — смирные, спокойные — суетливые, счастливые — грустные, беспечные — трудолюбивые.

    Учитель предлагает задание: найти в следующем небольшом тек сте о весне слова, которые не подходят к содержанию картины, и за менить их антонимами.

    Тает посветлевший снег. Стройные деревца будто наклони лись от тяжести грачиных гнёзд. Небо покрыто голубыми облака ми. От растаявшего снега образовался прудик с чистой водой.

    III. Составление плана сочинения                

    Учитель вместе с детьми составляет несколько вариантов плана.

    Учащиеся будут писать сочинение по тому плану, который им больше нравится.                                              

    Примерный план (вариант I)

    1. Художник и его картина.

    2. Пробуждение весны.

    3. Грачи — главные герои картины.

    4. Изобразительные средства картины.

    5. Отношение к картине.

    Примерный план (вариант II)

    1. История создания картины.

    2. Настроение, которое создаёт картина.

    3. Что помогает создать такое настроение.

    4. Мое восприятие картины.

    IV. Написание сочинения и его проверка

    В ходе подготовки к сочинению учитель предлагает найти мате риал о художнике и картине, сделать выписки в «корреспондентский блокнотик». При работе над сочинением ребята будут использовать этот материал. Завершается работа проверкой сочинения.

    Подготовительные упражнения

    Рассмотрите репродукцию картины известного русского пей зажиста Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Прочитайте, какое описание дала ей искусствовед Н. Борисовская.

    На картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» мы видим уго лок русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным до мом, нераспустившимися берёзами. Пейзаж изображает серую грязноватую весну. Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи. Но «обещание» весны сквозит в каждой детали картины.

    Прилетели первые вестники весны — неугомонные грачи. Они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Деловитый грач под бе рёзой несёт в клюве веточку.

    Сколько звуков в этой картине! Перекликаются птицы, и зве нит капель, шелестит ветер в мокрых ветках, и поскрипывают кривые стволы, звучит колокол.

    Ожидание весны передано и красками. В «унылом» колорите картины проглядывают, подобно первому весеннему лучу, оттен ки розового, голубого, сиреневого, золотистого цветов, которы ми выписаны бескрайние дали, высокое небо и возносящиеся к нему ветви деревьев.

    Художник воспринимает природу как живое существо. Живо писная тема пейзажа великолепно выражена в поэтических стро ках Ф. Тютчева:

    Ещё земли печален вид,

    А воздух уж весною дышит.

    Проанализируйте, с чего начинает описание автор текста. Ка кая основная мысль этого текста? Как она раскрывается? Какое настроение у Н. Борисовской? Что она чувствует, видя репродук цию картины? Что вы могли бы добавить к описанию картины? Найдите слова, с помощью которых части текста «связываются» в единое целое.

    Объясните, почему многие предложения в тексте начинаются с красной строки. Как вы думаете, почему в этом тексте много при лагательных? Найдите их.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

    Рабочая программа по математике 1 класс перспективная начальная школа

    Рабочая программа содержит пояснительную записку,требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Математика» к ко...

    Супершоу "А, ну-ка, мамочки!"

    Мероприятие проводилось в рамках работы с родителями....

    Проектная исследовательская работа "Наши бабушки"

    Работа несложная, ребятам очень понравилась, на школьном Дне науки заняли 1 место по начальной школе.Презентацию пришлос...

    Виды словарной работы.

    Показать разнообразие видов работы со словарными словами....

    Презентация "Олимпийские игры 2012"

    Данная презентация знакомит учащихся с олимпийскими играми 2012...

    Классный час "Семья всего дороже"

    Это мероприятие можно провести как совместное с детьми  родительское собрание....