Лексика.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Елена Владимировна Nиколаева

Конспект нестандартного урока по теме "Лексика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika..doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Лексика.

Цель урока: вспомнить основные понятия в теме «Лексика».

Задачи урока: развивать внимательное отношение к родному языку;

                         обогащать  словарный запас учащихся;

                          способствовать совершенствованию речевых умений и навыков.

Ход урока.

- Ребята, мы с вами закончили знакомство с частями речи и сегодня начинаем повторение пройденного материала за весь курс русского языка начальной школы.

А сегодня ждут нас новые друзья!

Узнаем вместе все об этом ты и я.

На башне – флаг с названием страны.

Скорей читайте! (Лексика)

Вы удивлены? Мы остановились в океане Знаний на чудном острове Лексики. Вы знаете, что она обозначает?

Лексика – наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из которого на этом острове созданы прекрасные речевые здания. А сейчас отправляемся в путешествие по этому замечательному острову.

Стоп, ребята!

Вот дела – многозначные слова!

Вы на карту посмотрите.

Что заметили, скажите!

Что же такое многозначные слова?

Давайте разберём данный пример. (Хвост – часть тела животного; задняя часть самолёта; последний вагон; самый последний).

Вспомните ещё многозначные слова.

Придумайте предложения со словом «плитка» и запишите их себе в тетрадь.

Дети записывают предложения, затем читают их вслух.

А теперь мы с вами вспомним другие интересные слова. Закройте глаза и послушайте загадку Самуила Маршака.

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас.

Кто догадался, о каких необычных и интересных словах мы будем сейчас говорить? (о словах с переносным значением)

Вызывает восхищение переносное значение.

А теперь послушайте песню и запомните слова в переносном значении. (диск)

Назовите слова в переносном значении.

Молодцы! Вы хорошо уяснили, что такое слова в переносном значении, поэтому мы отправляемся дальше – в гости к словам – омонимам. Кто может объяснить, что такое слова-омонимы?

(Это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения)

Значит, многозначные слова – тоже омонимы.

А теперь посмотрите на доску и скажите, сколько здесь разных слов.

На доске: норка, завод, град, коса, скат.

Составьте предложения с этими словами так, чтобы был понятен их смысл.

А теперь мы отправимся к словам, у которых много общего, но по звучанию они разные. Итак, отправляемся к синонимам. Что здесь лишнее? Найдите и скорее расскажите.

На доске: огонь, дым, пламя

                 алфавит, азбука, чистописание

                 лошадь, конница, кавалерия

                 шалун, тихоня, озорник.

Запишите слово «ребёнок» и подберите к нему синонимы.

Дети записывают слова в тетрадях, затем читают их. (Ребёнок – малыш, дитя, кроха, деточка, крошка)

А теперь прослушайте внимательно песню и запомните, какие синонимы в ней встретятся. (диск)

Интересные были слова,

Но в дорогу нам пора.

А что это за слова:

День и ночь,

Холод – жара,

Огонь – вода.

Правильно! Это слова с противоположным значением – синонимы. Посмотрите на нашу карту. Что вы заметили? Какие антонимы здесь скрываются? ( большое – маленькое), а теперь давайте потренируемся подбирать антонимы и проведём игру «Магнит».

Левая часть магнита (знак «+») «притягивает» добрые слова, правая (знак «-») – слова с противоположным значением.

На доске:  

ласково – грубо,    трудолюбивый – ленивый,

храбрец – трус, щедрый – жадный,

любить – ненавидеть,  внимательный – рассеянный,

злой – добрый.

Вы очень хорошо работаете, поэтому мы успеваем посетить  ещё  одно очень интересное место. Мы идём с вами в гости к фразеологизмам. Готовы? Тогда в путь, друзья!

На доске:   бить баклуши, работать спустя рукава, зарубить на носу, кот наплакал, намылить шею.

Как вы понимаете эти выражения?

Составьте устно предложение, используя любой из этих фразеологизмов.

А теперь послушайте загадки-складки и  доскажите словечко.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой…

Мы исходили городок

Буквально вдоль и …

И так устали мы в дороге,

Что еле волочили…

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, кто…

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши…

А теперь последнее задание – сложное испытание! Во-первых, вспомните несколько постоянных сравнений. Подсказкой вам будут рисунки.

1 рисунок.  Много людей в тесном помещении (как кильки в бочке)

2 рисунок.  Противный длительный дождь (дождь как из ведра).

А в заключении, давайте вспомним, что обычно желают, когда предстоит сложное испытание, трудный экзамен? (ни пуха, ни пера). А кто из вас знает, откуда пошло это выражение? (диск)

Итог

А сейчас с помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке. Я надеюсь, что время на уроке было потрачено нами не зря,  и мы ещё не раз отправимся с вами на замечательный остров под названием – Лексика. А незаменимыми спутниками и помощниками в этих путешествиях, я надеюсь, будут словари. (показать). С их помощью вы сможете сделать свою речь более яркой, насыщенной и сможете лучше воспринимать чужую речь.

Прощаться настала пора…

Урок заканчивать пора!

На нём узнал ты много слов

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их,

Не зря урок наш был потрачен.

Ребята, большое спасибо вам за активную работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формирования связной речи.

В методических рекомендациях раскрываются особенности работы с детьми, имеющими недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное  развитие ре...

Ознакомление с лексикой "Расписание уроков"

Красочная анимированная презентация знакомит с названиями предметов в начальной школе, расписанием уроков....

Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.

В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...

Лексика

Правила русского языка....

Ознакомление с лексикой по теме "Пасха" в 3 классе.

Анимированная презентация для семантизации лексики по теме "Ostern" в 3 классе....

Лексико-спортивные игры. Повторение лексики на тему «Школа». Введение темы «Спортивные игры народов Англии». 1 класс

Работа выполнена в соавторстве: Рубцовой Анной Анатольевной, учителем английского языка, Прогимназии НГДУ «Ямашнефть» г. Альметьевск и Косовой Марией Петровной, учителем физкультуры, Прогимназии НГДУ ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....