Конспект урока "Признаки имени существительного"
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

Окуневич Галина Николаевна

Представленный материал можно использовать на уроке введения новых знаний по теме "Имя сущесвительное" как целиком, так и частично. Урок был создан для работы во 2 классе, но так же может использоваться и как урок повторения в 3-4 классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon is.ppt1.4 МБ
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учиться надо весело, учиться будем весело , чтоб хорошо учиться!

Слайд 2

Имя прилагательное глагол Имя существительное ЧАСТИ РЕЧИ

Слайд 3

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Слайд 4

КТО? ЧТО?

Слайд 5

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ КТО? НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ЧТО?

Слайд 6

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ Краснодар город Россия школа Елена Шарик шарик воробей

Слайд 7

СОБСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: имена, фамилии, отчества людей клички животных географические названия И ван П етрович С околов, кот Б арсик, река К убань, город К раснодар, улица К арякина, планета З емля, кинотеатр « А врора»

Слайд 8

Множество одинаковых предметов НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ :

Слайд 9

РОД имен существительных Мужской Женский Средний он она оно мой моя моё

Слайд 10

ЧИСЛО имен существительных Если имя существительное обозначает один (единственный) предмет, то это существительное ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА Если имя существительное обозначает несколько (много) предметов, то это существительное МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

Слайд 11

Имя существительное С О Б С Т В Е Н Н О Е Н А Р И Ц А Т Е Л Ь Н О Е О Д У Ш Е В Л Е Н Н О Е Н Е О Д У Ш Е В Л Е Н Н О Е род число Ж Е Н С К И Й М У Ж С К О Й С Р Е Д Н И Й Е Д И Н С Т В Е Н Н О Е М Н О Ж Е С Т В Е Н Н О Е

Слайд 12

Молодцы! Спасибо за работу!!! До новых встреч!!!!!



Предварительный просмотр:

Тема:   Морфологические признаки имени существительного

Автор: Окуневич Галина Николаевна,

             учитель начальных классов,

             МБОУ СОШ № 71

             г. Краснодар

ПРЕДМЕТ:  русский язык 

КЛАСС:      2

ЦЕЛИ:  

  1. знакомство с морфологическими признаками имен существительных;
  2. развитие коммуникативных функций учащихся

ЗАДАЧИ:

  1. знакомство учащихся с терминами: имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные,  с понятиями рода и числа;
  2. формирование умения определять основные грамматические характеристики имен существительных;
  3. обучение комплексному применению теоретических знаний и практических умений по данной теме;
  4. обучение сотрудничеству при работе в парах, группах;
  5. активизация познавательной деятельности;
  6. развитие речи и увеличение словарного запаса;
  7. развитие рефлексии.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

  1. урок введения новых знаний с помощью мультимедийной презентации

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. мультимедийный проектор;
  2. компьютер с программным обеспечением Windows XP;
  3. экран для демонстрации презентации;
  4. две коробки с надписями «Подарок» и «Подарки»;
  5. предметы в качестве подарков – ручка, ластик, карандаш, линейка, мелки, наклейки;
  6. схема-опора «Имя существительное» (незаполненная сетка) –4 листа для работы в группах;
  7. карточки со словами и предложениями для индивидуальной, парной и групповой работы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА:

  1. парты расставлены по делению класса на 4 группы.

 

ХОД УРОКА.

1. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Прочитайте девиз нашего урока. (СЛАЙД 1)Давайте будем следовать словам нашего девиза в течение всего урока. Когда мы знакомились с частями речи, то говорили о том, что все мы живем в семье, в которой могут быть такие члены (части) семьи, как папа, мама, бабушка, дедушка, дядя, тетя, сын, дочь. (СЛАЙД 2) Каждый член семьи имеет свое имя. Это сходно с нашей речью. Наша речь, как и семья, состоит из отдельных частей, т.е. из слов. Эти слова имеют названия. Давайте  вспомним эти названия. (ЩЕЛЧКИ 1-6)

(Дети называют части речи)    

- А какая часть речи могла бы о себе так сказать: 

                        Давно живу я в мире этом,

                         Даю названия предметам?        

- Правильно. Именно с именем существительным мы и познакомимся сегодня поближе.  Сформулируйте тему нашего урока. (СЛАЙД 3)

(Появляется тема урока «Имя существительное»).

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Учитель: - По каким признакам мы отличаем существительные от других частей речи? (ответы детей) Все ли существительные одинаковы между собой? Можно ли их отличить друг от друга? Как? (Предположения детей). Формирование групп имен существительных по различным признакам и будет целью нашего урока сегодня.

3. Открытие новых знаний.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

(СЛАЙД 4)

Дети получают карточки, где требуется дописать к каждой строчке слова, обозначающие предметы, изображенные  на экране. Карточка дается одна на парту. Таким образом, идет работа в парах. Если возникают затруднения, то по ходу выполнения задания ребятам помогают их товарищи по группе.

КТО? Мама, кот,…

  ЧТО? Туча, столы,…

- Назовите существительные, которые вы дописали в первую строчку. Давайте проверим ваши предположения (ЩЕЛЧОК). Что у них общего? Как можно назвать такие существительные одним словом? (Предположения детей). Какие слова вы дописали на второй строчке? Чем они отличаются от первой группы существительных? Как можно их назвать? (Предположения детей).

- Делаем вывод . (СЛАЙД 5)

сли во время обсуждения появились правильные названия групп существительных, вывод могут сделать сами дети, если нет, то учитель озвучивает понятия одушевленных и неодушевленных существительных) (ЩЕЛЧКИ 1-2).

- Запишите по два существительных в свои тетради.

Имена существительные собственные и нарицательные.

- Сегодня мы еще узнаем, что имена существительные бывают собственные и нарицательные. (СЛАЙД 6) Сначала выясним, что обозначает слово СОБСТВЕННОЕ? (Предположения детей) Собственное – это мое. (ЩЕЛЧОК)  У каждого человека есть свое собственное имя существительное. Это существительное только его и никому другому не принадлежит. Какое же это собственное существительное есть у каждого из вас? Только ли у человека есть собственное существительное? (Нет, есть собственные названия у городов, рек, улиц, животных, планет и т.д.).

- Игра «Не ошибись». (ЩЕЛЧКИ 1-8) Условие игры: я называю слово, а вы должны определить, собственное оно или нет.

- Для чего служат собственные имена существительные? (СЛАЙД 7) (Для различения предметов – людей, животных, географических названий -  друг от друга)

- Как можно выделить имена собственные на письме?

(Предложения детей).

Предлагаются разные варианты: подчеркивание собственных существительных, написание другим шрифтом, написание с большой буквы. первые два варианта связаны с умением детей работать на компьютере. В конце концов, после обсуждений и споров все 4 группы приходят к одному выводу – писать эти слова с большой буквы (так удобнее). Делается общий вывод.

В русском языке имена собственные всегда пишутся с большой буквы(ЩЕЛЧОК).

- -Как вы думаете, какие существительные можно назвать нарицательными? (Предположения)

Вывод: (СЛАЙД 10) Названия множества одинаковых предметов – это нарицательные имена существительные.

- Запишите свои собственные имена существительные в вашей группе и пару нарицательных имен существительных. Не забудьте правило написания собственных имен существительных.

Ребята опять обращаются друг к другу, чтобы определить, какие слова писать. Таким образом, каждый предлагает свой вариант ответа, а остальные должны его принять или отвергнуть, то есть сделать выбор.

4. ФИЗМИНУТКА.

5. Открытие новых знаний (продолжение).

Род имен существительных.

- Итак, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные. Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.

    Сначала все существительные были очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награжден». Услышали о королевском указе муж и жена и с жаром принялись за работу. Но для начала они решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили они их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул…). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна…). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (так и стали: солнце, небо, поле…)»

    Вот так и появился еще один признак у существительных. Как вы думаете, какой? (Существительные мужского, женского и среднего рода) (СЛАЙД 9)

Группы проводят мини-совещание по определению признака существительного и каждая из групп представляет свой согласованный вариант. Варианты всех групп практически совпадают – род имен существительных.

- С тех пор королева перестала путать существительные. Но она знала секрет различия рода существительных. А вы смогли разгадать этот секрет?

(Предложения детей по определению рода имен существительных. Задание посложнее - поскольку раньше дети не задумывались над этим вопросом. Сейчас предположения даются сложнее. Поэтому и ответы групп разнятся. Каждая группа стремится доказать свою правоту. Предлагается проверить правильность выводов) (ЩЕЛЧОК) 

(Вывод дети читают в учебнике и приводят свои примеры.)

Имена существительные единственного и множественного числа.

- У меня для вас две коробки (Учитель показывает две одинаковые коробки. На одной написано «ПОДАРОК», на другой - «ПОДАРКИ»). Какую коробку вам хотелось бы открыть, чтобы никому не было обидно? (Коробку со словом «подарки») Почему? (Потому что там будет не один подарок, а много). Хорошо. Тогда давайте поиграем. Я достаю предмет, а вы называете слово, которое обозначает множество этих же предметов, или наоборот, если слово обозначает несколько предметов, то вы говорите название одного. (СЛАЙД 10)

 - Мы придумывали пары названий разных предметов. Чем же слова отличаются друг от друга? (Количеством предметов, обозначенных этим словом)

- Попробуйте закончить предложения, которые даны в учебнике. А правильный вариант мы сможем прочитать, открыв следующий слайд.

(Идет групповая работа. Ребята должны закончить следующие предложения: «Если имя существительное обозначает один (единственный) предмет, то это существительное … числа, а если обозначает много предметов, то это существительное …числа»)

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

( Группы предлагают свои варианты предложений, выбирается наиболее точный и сравнивается с тем, который лежит в коробке с надписью «Подарок»). (ЩЕЛЧКИ 1-2)

6. Рефлексия учебной деятельности.

- Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее? Что вы можете рассказать об имени существительном? (Ответы детей).

- Чтобы систематизировать знания, полученные об имени существительном, вам предлагается заполнить опорную схему, по которой вы сможете легко дать характеристику любому существительному. (СЛАЙД 11)

(Схема дана с пустыми графами. Группы в процессе работы заполняют ее и представляют для обсуждения и заполнения общей схемы) (ЩЕЛЧКИ 1-4)

- Эта схема позволит нам очень быстро дать характеристику любому существительному. Давайте попробуем.

(Дифференцированное выполнение задания в учебнике).

7. Закрепление изученного материала

(Во время этапа закрепления нового материала на экране установлен слайд – сводная таблица-опора «Имя существительное» )

  1.  Игра «Кто быстрее».

На доске написаны слова  ИРА   ТОРТ   ОКНО   ЧАСЫ.

К доске приглашаются по одному представителю от каждой группы для письменной характеристики слов. Выигрывает тот, кто быстро, правильно дает характеристику своему слову.

Ребятам приходится делать выбор – кто будет отстаивать честь своей группы у доски. Довольно трудное решение для младших школьников, так как они все хотят участвовать в работе. Но, тем не менее, к доске должен выйти только тот, кому доверяют все члены группы.

  1.  Игра «Найди ошибки».

На карточках записаны предложения:

  1. Улетел орел за город орел.

Наш шарик поймал воздушный шарик.

Не бойся морозов, Сережа морозов.

  1. Наш шарик поймал воздушный шарик.

Не бойся морозов, Сережа морозов.

           Хороши груши в корзине у груши.

  1. Не бойся морозов, Сережа морозов.

           Хороши груши в корзине у груши.

           Домик для скворцов делал Алеша скворцов.

  1. Хороши груши в корзине у груши.

           Домик для скворцов делал Алеша скворцов.

           Наша поля вернулась с поля.

Каждой группе необходимо найти ошибки, исправить их и правильно записать одно предложение (по выбору).

- Взаимопроверка задания, выполненного группами. Карточки составлены таким образом, что каждая группа может проверить правильность выполнения задания  другой группы и своего.

8. Итог урока

- Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Что вам понравилось, о чем еще хотелось бы узнать? Сегодня вы работали командами. Как вы думаете, помогло это вам в усвоении нового материала? Хотелось бы вам продолжить работу в таком составе? Кого бы вы добавили в свою команду из других групп? Почему?

- Вашим домашним заданием будет составление устного рассказа на тему «Что я узнал об имени существительном»  и письменная характеристика любых трех имен существительных по опорной схеме. А для самых любознательных – задание:  попробуйте узнать, какие характеристики имени существительного есть в других языках.

- (СЛАЙД 12) Сегодня был очень плодотворный, насыщенный урок, спасибо вам большое за помощь и активное участие в уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повторение об имени существительном и имени прилагательном."Конспект и презентация .

Урок составлен в форме переделанной сказки "Красная шапочка"....

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») УМК "Гармония" 4 класс

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить систе...