Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка
презентация по русскому языку по теме

Назина Татьяна Владимировна

Для каждого человека со всей остротой встаёт вопрос, насколько продуктивно он может пользоваться средствами языка. От этого зависят его социализация, самочувствие в различных ситуациях, профессиональная грамотность, проявляющаяся, в том числе через речь и грамотное письмо.

 Приоритетными задачами языкового образования являются: «пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремление научиться выразительно и правильно говорить, обогащение словаря и грамматического строя речи, формирование знаний о системе русского языка и элементарных способов анализа изучаемых явлений языка»[1;15].

Вместе с тем сегодня существует ряд проблем, не позволяющих в полной мере реализовать поставленные задачи.

1.                Фактором социального характера, затрудняющим образование в области родного языка и отрицательно влияющим на его результаты, является то, что русский язык в общественном сознании не рассматривается как величайшая национально-культурная ценность. Хорошее владение родным языком не расценивается как отличительное качество образованного человека, как приоритетная задача его самосовершенствования. В сегодняшнем российском обществе отсутствует идея престижности высокого уровня владения русским языком.

2.                Реальный  статус предмета «русский язык» в системе школьного образования оказывается довольно низким. Изучение его далеко не всегда сочетается с интересом к предмету и часто ассоциируется в сознании школьников лишь с заучиванием правил правописания. Современные ученики редко называют предмет «русский язык» в числе любимых, и мало кто стремится совершенствовать свои знания в области русского языка вне таких прагматических установок.

3.                Многие недостатки в преподавании русского языка в современной школе связаны с недостатками в содержании современных программ и учебников по русскому языку, а также с несовершенством используемых форм и методов работы по обучению русскому языку.

4.                Общеизвестно, что уровень орфографической грамотности школьников в последние годы заметно снижается. Причины этого в целом известны: дети мало читают, мало пишут творческих работ, они не приучены думать над языковыми фактами, не владеют по–настоящему лингвистическими знаниями.

Анализ письменных работ показывает, что наибольшее количество ошибок учащиеся начальных классов допускают при написании слов с безударными гласными в корне.

         Количество ошибок свидетельствует о том, что правило, изученное в курсе русского языка 1 класса, не работает, пользование им не подготовлено должным образом. У учащихся не сформированы навыки:

·        мгновенной постановки ударения в слове, что мешает не только точно определить проблемные безударные гласные, но и правильно подобрать проверочное слово;

·        быстрого подбора группы родственных слов, как можно более полной по объёму, чтобы отыскать необходимое проверочное слово;

·        мгновенного установления корня слова.

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умения заменить фонемы соответствующими буквами. Это  задача уроков обучения грамоте и письму в 1 классе. В последующих классах указанная работа продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, так как у детей уже выработаны определенные умения и навыки.В реализации задачи общего развития младших школьников предмету русский язык принадлежит очень важная роль. Курс русского языка направлен реализовать основные функции языка, прежде всего коммуникативные и познавательные. Именно язык является средством воплощения мысли, средством познания, общения и воздействия. Основными линиями курса являются: работа со словом, предложением, текстом путем наблюдения и сравнения их признаков, организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи - восстановление деформированного предложения, текста, написание творческих работ, ознакомление с изобразительными средствами языка.

           Задания, развивающие орфографические   навыки,  также имеют     цель     развивать      внимание, логическое     мышление,    любознательность,    воображение     и     снятие усталости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 1.ppt1.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Слайд 2

«Учение детей отечественному языку имеет три цели: во- первых, развивать в детях ту врожденную душевную способность, которую называют «даром слова»; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка; в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т.е. грамматические его законы в их логической системе. Эти три цели достигаются не одна после другой, а совместно». К. Д. Ушинский

Слайд 3

Игра «Не ошибись». Игра «Больше слов, больше яблок». Игра «Накорми друзей». Игра «Собираем слоги». Игра «Съеденный слог». Игра«Мышка-норушка». Цель: закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах, их обозначающих. Положить разбросанные яблочки в кармашки. Объяснить, почему ставим на большое дерево, почему на маленькое. Ученик называет слово и определяет где расположено яблочко с той или иной буквой. Цель: активизация словарного запаса детей. Представление двух команд. Учитель показывает букву. Участники называют как можно больше слов на эту букву. Выигрывает та команда, которая назвала большее количество слов и по теме. Можно называть слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? и т.д. Цель: закрепить навыки звукового анализа; развивать и совершенствовать фонематический слух, память и внимание. На доске картинки с изображением животных. Дети должны, обозначив начальный звук названий животных буквами внутри яблочка, сложить слово. Например: яблоко – спрятанное слово. Картинки: ястреб, белка, ласточка, орел, кукушка, ослик. Возможны дополнительные задания. Например, составить из букв сложенного слова новые слова. Цель: закрепить навыки звукового анализа; развивать и совершенствовать фонематический слух, память и внимание. На доске картинки с изображением животных. Дети должны, обозначив начальный звук названий животных буквами внутри яблочка, сложить слово. Цель: развивать фонематический слух; расширять словарный запас . Цель: расширить объем словаря; закрепить правописание слов с буквой й. На тарелке три яблока с буквами. Дети хором читают буквы. Учитель предупреждает, что «съеден» слог- начало слова. Ученики должны добавить такой слог, чтобы получилось слово. Все полученные слова проговариваются, объясняется их значение.

Слайд 4

в кзал за ц в р бей о о о я

Слайд 5

Словарно – орфографическая работа. Берёза. Лиственное дерево с белой корой. К истокам слова. Это дерево мы считаем нашим, исконно русским, хотя название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню бе- , уходящему в глубокую древность и означающему блеск, белизна. Ведь и кора березы – береста – носит название, связанное с тем же корнем. Однокоренные слова. Береза, березка, березонька, березник, березняк, березовый, березовик . Пословицы. 1. Береза не угроза: где стоит, там и шумит. 2. Где дубняк, там и березняк. 3. И у березки слезки текут, когда с нее кору дерут. 4. Березой обогреешься, а не согреешься. Загадки. 1. Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены. 2. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. Когда так говорят? Дать березовой каши – наказать розгами, выпороть, высечь. Предложения, тексты. 1. Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой. (И. Бунин). 2. Улыбнулись желтые березки, растрепали шелковые косы. (С. Есенин). 3. Хороши и чисты березовые светлые рощи. (И. Соколов-Микитов). 4. Солнце спускается за знакомый березняк. (И. Гончаров). 5. Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!

Слайд 6

Занимательный материал для словарно-орфографической работы. «Омонимы-загадки». Есть всегда он у людей, Есть всегда у кораблей. (нос.) Я в дверях, я в замке, Я и в нотной строке, Я и гайку отвинчу И могу, если хочу, Телеграмму передать И загадку разгадать. (ключ.) Игра с антонимами . Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылках лимонада, А зовут меня прохлада. Игра «Наоборотки». Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы. Игра «Как назвать одним словом?». Заботливое отношение к кому-либо ( внимание); отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям ( доброта); моральные качества человека, которые достойны уважения ( честь). Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь». Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов, вырабатывает привычку к словоупотреблению. Например: С е можно быстро обойти все кругом, с и то, чего нельзя делать по отношению к слабым. ( Обежать - обижать). С е можно делать с обувью, одеждой, а с и можно восстанавливать дружбу. ( Примерять - примирять). С о всегда будешь опрятным, а с а - нежным, добрым. ( Полоскать - поласкать). Диктант – игра «Запоминай-ка». Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием не. Учитель предлагает задание: образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам частицу не. Объясните значение слов с не. Придумайте предложение с любой парой слов. Например: чуткий – нечуткий, внимательный – невнимательный Гостеприимный, приветливый, дружелюбный друг.

Слайд 7

Формируемый комплекс 2 Формируемый комплекс 3 Формируемый комплекс 4 Формируемый комплекс 5 Формируемый комплекс 6 Формируемый комплекс 1: Интеллектуально- лингвинистические упражнения развитие речи, устойчивость и распределение внимания, оперативной памяти, аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять операции сравнения, строить рассуждения. речь, устойчивость внимания, творческое воображение, языковая интуиция, мышление. Речь, абстрактное мышление, внимание, оперативная память, аналитико-синтетическое мышление. устойчивое распределение внимания, объем памяти, оперативная память, мышление, наблюдательность, умение осуществлять группировку. речь, устойчивость внимания, логическое мышление, абстрактное мышление, усвоение понятия «вид - род». мышление, умение устойчивость внимания, логическое мышление, абстрактное обобщать, устанавливать последовательность подчинения понятий .

Слайд 8

с 3 ж 100 й , , дят Пирамида к к - к к - - к к - - - к к - - - - к к - - - - - к к - - - - - - - к Ф О Р И Р 1 А

Слайд 9

Игра «МАГИЧЕСКИЕ КВАДРАТЫ» Лиственное дерево с душистыми лечебными цветками. Древнегреческий мифологический герой. Большой сад или роща с аллеями и цветниками. о ДА

Слайд 10

М н О Н о П Б в Г Ъ ы Ь И й К В г Д Н о П Г д Е ВПИШИТЕ БУКВЫ СОСЕДКИ И ПРОЧИТАЙТЕ !

Слайд 11

Пословицы и поговорки. Большая буква в именах людей и кличках животных. Палку толкал лапой Полкан. Палкой Саша шишки сшиб. Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую. Правописание и, а, у после шипящих. Где сшито на живую нитку, там жди прорехи. Делу – время, потехе – час. Держи карман шире. Дом как полная чаша. Конь бежит, земля дрожит. На вкус и цвет товарища нет. Чай пить не дрова рубить. Правописание слов с сочетаниями чн, чк, чт. Белые ручки чужие труды любят. Ласточка день начинает, а соловей кончает. Водичка, водичка, умой мое личико, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок. Правописание безударных гласных в корне слова. Мы сейчас уху варили, Посолить уху забыли. Не солены караси. Сбегай соли принеси! Правописание окончаний имен прилагательных. Горькая правда лучше сладкой лжи. Малое слово большую беду творит .

Слайд 12

имя существительное ь м. р. ж. р. ж, ш, ч, щ ед . ч . П а р н ы е с о г л а с н ы е Б В Д Г Ж З – з в о н к и е П Ф Т К Ш С – г л у х и е В корне слова проверяй так: моро з – моро з ы гря д ка - гря д а ь чк чн нч нщ Б Е З


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка при помощи курса Т.Н. Соколовой "Речь"

В материале рассказывается о необходимости формирования познавательного интереса на уроках русского языка и как помогает курс Т.Н. Соколовой решить эту проблему, какие задачи ставит, какие знания форм...

Индивидуальный творческий проект "Развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично - поискового метода обучения"

Цель работы:   -  развитие  познавательного  интереса  к  уроку  русского  языка  на  основе  использования  частично – поискового...

презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»

Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...

Развитие познавательных УУД на уроках русского языка

Предлагаю задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов,способствующие развитию познавательных УУД. ...

Развитие познавательных действий на уроках русского языка в процессе работы по формированию орфографических навыков.

Современные образовательные стандарты предусматривают определённые задачи в развитии общекультурных, личностных и познавательных действия, которые обеспечивают ключевую компетенцию — умение учиться. Р...

Тема по самообразованию: «Развитие познавательных процессов на уроках русского языка в начальной школе.ФГОС"

Познавательный интерес – один из главных мотивов учения .Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более  продуктивно. Позна...

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка

Роль игры  в развитии познавательного интереса на уроках  русского языка...