Гласная буква в слабой позиции
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Гласная буква в слабой позиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva.docx12.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гласная буква в слабой позиции.

Цель урока:

Закрепить правила произношения безударной гласной;

углубить понятие орфограммы, учить выделять орфограмму;

Формировать орфографическую зоркость, развивать орфографические навыки;

Учить бережному отношению к природе.

ХОД УРОКА

I. Порисуем

Выполняется рисунок в квадрате, сначала учениками на доске, затем учениками в тетради.

– Кого нарисовали? Запишем слова: утка, лебедь, гусь, птица, пингвин.

 – Какое слово можно  написать под каждым рисунком?

 – Какая буква спрятана во всех рисунках? Какой рисунок полностью повторяет эту букву?

 – Какие три точки можно выделить, чтобы правильно написать Е (выделите в клетках на доске).

 – Напишите одну строчку Е.

 – Что можете сказать о букве Е?

II. Какие еще гласные буквы знаете? Сколько их? Запишем гласные первого ряда, на другой строчке гласные вторго ряда:

а   о   у   ы   и   э

 е   ё   ю   я   и   е

– Сегодня мы будем говорить о безударной гласной. Какая гласная лишняя? Почему? Зачеркнем ее.

 – Чем отличается гласная в сильной позиции от гласной в слабой позиции?

 – Всегда ли гласная в слабой позиции произносится нечетко?

 – Давайте проверим: все ли гласные произносятся нечетко в слабой позиции?

 – Выделим гласные – орфограммы, поставив ударение в записанных словах.

 – Почему же не все безударные гласные выделяются?

 – Можно ли сделать вывод, что гласная а всегда слышится так, как пишется?

 – Прочитайте слово на доске так, как оно произносится: канарейка.

Вывод: значит нужно смотреть гласную в слабой позиции, на конце слова и в середине.

III. – Как называется все живое на Земле? Запишем (Животный мир). Выделим орфограммы – гласные, поставим ударение.

 – Мне очень нравятся мультфильмы о животных, особенно там, где поет черепаха:

 Я на солнышке лежу

 И на солнышко гляжу.

 – А вам?

 – Запишем начало этой веселой  песенки. Выделим орфограммы – гласные, поставив ударение.

 – Зачеркнем цветным карандашом все орфограммы в двух рядах гласных, которые мы уже выделили.

 – Давайте вспомним, еще о ком поет черепаха?

 – Самый страшный? Крокодил. Запишем это слово. Выделим орфограммы.

 – Много в мире страшных животных, например, есть очень ядовитая змея – гюрза. Встреча с ней опасна? Но может ли человек таких животных уничтожать? Почему?

 – Есть короткое слово, которым можно заменить слова животный мир. Оно записано на доске. В нем нет ни одной орфограммы. (Фауна, экология).

 – Какое это слово? Почему у без ударения и не является орфограммой?

 – Прочитать второе слово. Кто его слышал? Что оно означает?

 – Продолжим предложение: Животный мир – это фауна.

IV. Самостоятельная работа

– Запишите любое предложение из упражнения 25, выделите орфограммы.

Вывод: буквы а и ы ясно слышатся на конце слов, буквы у, ю не являются орфограммами в середине слова. На конце слова иногда бывают. Об этом мы подробно поговорим  на других уроках.

V. Комментированное письмо

– Запишите предложения:

Ежи живут в лесу.

 Над водой летела чайка.

– Выделите все орфограммы – гласные. Есть ли орфограммы – гласные в сильной позиции?

VI. Если время позволит – загадки о животных.

VII. Итог урока

– Чтобы правильно записать гласную в слабой позиции надо:

Попытаться проверить ударением;

Применить правила жи-ши, ча-ща, чу-щу;

Если не удастся первое и второе запомнить написание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»

Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова...

Орфограммы слабых позиций гласных звуков.

Контрольная работа по русскому языку по теме "Орфограммы слабых позиций гласных звуков" по развивающей системе Эльконина - Давыдова....

Сильная и слабая позиция гласных фонем

В своей работе учителя очень часто встречаются с ошибками детей именно в орфограмме "безударная гласная". Здесь рассматриваются основные пути отрабатывания у детей данного правила....

Проверочная работа по русскому языку 2 класс. Тема "Орфограммы слабой позиции гласных и согласных звуков".

Проверочная работа по русскому языку во 2 классе по теме "Орфограммы слабой позиции гласных и согласных звуков" по учебнику В.В.Репкина....

Конспект урока по русскому языку по теме: «Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма» 2 класс.

Цели деятельности учителя: «Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма».Планируемые результаты:Предметные:Уметь выделять сильные и слабые позиции...

Урок русского языка (послебукварный период) Тема: Безударные гласные звуки [а], [и] – опасное место (слабая позиция безударных гласных звуков)

Формирование у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова( без называния термина), учиться подбирать проверочное слово; вырабатывать навыки грамотного письма;  закрепить знани...

Сильные и слабые позиции гласных звуков

Технологическая карта дистанционного урока с применением цифровых образовательных ресурсов. УМК РО Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова.  Второй класс....