запоминалки
материал по русскому языку на тему

шпкргалки для запоминания правил

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shpargalki.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

шпаргалки

 

«СТЁПКА, ХОЧЕШЬ ЩЕЦФИ!»

 

 

В этой фразе собраны все глухие согласные русского языка, соответственно, не «присутствующие» здесь согласные – звонкие.

 

 *«СЪЕШЬ ЖЕ ЕЩЁ ЭТИХ МЯГКИХ ФРАНЦУЗСКИХ БУЛОК, ДА ВЫПЕЙ ЧАЮ».

Вариант:

 «В ЧАЩАХ ЮГА ЖИЛ БЫ ЦИТРУС, ДА, НО - ФАЛЬШИВЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР»[1]

 

В этой фразе собраны все буквы русского языка. 
Достаточно ребёнку ежедневно летом писать одну эту фразу печатными и прописными (как заглавными, так и строчными) буквами, и он не забудет за каникулы написание русского алфавита.

Вариант:

Здесь не хватает буквы «Ё» и «Ъ»[2]

 

«Нет чулОК, но носкОВ
(родит. пад.)

 

 

Чтобы избежать распространенной ошибки при употреблении этих слов в родительном падеже (неправильно говорить: «чулков – носок»), есть легкая «запоминалка»:
- чулки длинные, а слово короткое («чулок»);
- носки короткие, а слово длинное («носков»)

Нет 
«ЛОЖИ – ПОЛОЖЬ - ПОКЛАДИ»,

есть
«ПОЛОЖИ - КЛАДИ»

«Не клади лук в суп, положи чеснок!»

 

Типичной ошибки[3] можно избежать, если запомнить, что в повелительном наклонении глагол «класть» не любит приставку (кроме «складывай!)», а глагол «ложить» наоборот, в литературной речи употребляется с приставкой (положи,уложи, приложи, сложи!)

 

 

*«Иван Родил Девчонку, Велел ТащитьПелёнку».

*Варианты:

Иван Родионович, Дайте Вашу ТрубочкуПокурить.

 - 
Иван Рубит Дрова, Василиса ТаскаетПоленья.

 

 

«Запоминалка» названий и последовательности русских падежей по первым буквам слов этой фразы:

И-ван             - именительный
Р-одил           - родительный
Д-евчонку      - дательный
В-елел           - винительный
Т-ащить         - творительный
П-елёнку        - предложный.

 

- «Цыган на цЫпочках – цЫплёнок цЫц!

ЦЫган на цЫпочках подошел к цЫпленкуи цЫкнул цЫц

- «ЦЫпленок встал на цЫпочки и цЫц сказал цЫгану».
 
- «
ЦЫган на цЫпочки привстал, и он цЫплёнку цЫц сказал».

 

«Запоминалка» тех слов (исключений из правила), в которых в корне слова пишется«Ы» после «Ц».

 

«Гнать, держать, бежать, обидеть
слыш
ать, видеть, и вертеть
и дыш
ать, и ненавидеть
и завис
еть, и терпеть».

*Вариант:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть -
Вы запомните, друзья,
Их на «Е» спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать
И зависеть, и вертеть. 

 

«Запоминалка» исключения: 

- четыре глагола на ать (аться):

гнать, держать, дышать, слышать

- и семь глаголов на еть (еться):

видеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть

- имеют окончания II спряжения.

 

 

*сталакТиты  ( «Т»   )

сталагМиты («М» =  )

 

 

 

 

 



Вариант:

сталакТиты - поТолок

 

Всем известно, что минеральные наросты, свисающие в виде сосулек со сводов пещер, называются сталактитами; те же, что поднимаются, словно колонны снизу вверх — сталагмиты, но многие постоянно путают эти слова.

«Запоминалка»:

- буква «Т» «похожа» на сосульку ножкой приросшей к потолку   = «сталакТиты»

- буква «М» «похожа» на 2 конуса (столба), растущих вверх  ↑= сталагМиты.

Вариант:

Возможно, кому-то будет проще запомнить, что в словах «талакТиты и поТолок» есть буква «Т».

 

БеСиК

 

 

Вариант[4]:

 

КГБ

 

 

Название российского флага.

Помогает запомнить флаг не только по цветам, но и их расположению: читать по первым буквам названий цветов флага сверху вниз:<БЕлый – СИний – Красный.

Вариант:

«Неудобный» вариант, во-первых, потому, что здесь обратная последовательность цветов, а во-вторых, принято называть «синий» (хотя официально он – «лазоревый»), а в этой аббревиатуре цвета:

К - расный

Г - олубой

Б - елый

 

 

«Каждый Охотник Желает Знать, Где СидитФазан».

 

 

 

*Вариант: 

«Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь».

 

Расположение цветов радуги (цветовой спектр) по первым буквам слов этой фразы:

К-аждый     – красный

О-хотник     – оранжевый

Ж-елает      -  желтый

З-нать         – зелёный

Г-де             – голубой

С-идит         – синий

Ф-азан        – фиолетовый.

 

 

«Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».

 

Биссектриса ж. -  Прямая линия, проходящая через вершину угла и делящая его пополам (в математике).

 

 

«Пифагоровы штаны на все стороны равны».

 

 

«Запоминалка» теоремы Пифагора: «Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов».

Прим. Вообще "пифагоровыми штанами" окрестили, напоминавшую по виду штаны, графическую конструкцию, получавшуюся на чертеже Евклида при весьма сложном доказательстве им теоремы Пифагора.

 

π = 3,1415926…

1)     * Вариант:

 

«Это я знаю и помню прекрасно» 

2)     Вариант:

«Если очень постараться,
Можно сразу Пи прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть
».

 

1) Вариант:

В этой «волшебной» фразе достаточно подсчитать число букв в каждом слове:

«Это(3) я(1) знаю(4) и(1) помню(5) прекрасно(9)»

 

2) Вариант:

Просто «стишок-запоминалка», который позволяет запомнить больше знаков после запятой, что пригодится для более точных вычислений.

 

*Индикатор лакмус красный

кислоту укажет ясно!

Индикатор лакмус синий —

щелочь тут, не стой разиней!

 

«Стишок-запоминалка» о том, что лакмусовая бумажка изменяет цвет на «красный» под воздействием кислот и  на «синий» под воздействием щелочей.

√2    = 1,4142135624

*«Я - Маня, я - дура, но я вот нашла корень из двух».

 

 В этой «волшебной» фразе достаточно подсчитать число букв в каждом слове:

«Я(1) Маня(4), я(1) дура(4), но(2) я(1) вот(3) нашла (5) корень(6) из(2) двух(4)».

Прим. Грубовато, но хорошо запоминается (не в обиду Маням).

 

 

Умножение чисел от 1 до 10

на 9.

 

 

 

 

Прим. В 3-м классе, когда изучали таблицу умножения, я всю четверть проболела, поэтому с таблицей умножения у меня и по сей день проблемы,  и  я придумала для себя эту «шпаргалку», которой до сих пор пользуюсь.

Число, которое умножаешь,  превращаешь в десятки и его же вычитаешь.

8 х 9  то же самое, что и 80 – 8 = 72

5 х 9   =  50 – 5; 

4 х 9   = 40 – 4;

2 х 9   = 20 – 2  

и т.д.

 

Умножение на 11.

 

В нашем детстве калькуляторов не было. Кто-то меня научил, как в уме умножать на 11.

Например:  умножаем число «12» , для этого между 1 и 2 ставим число равное их сумме (1+2 =3), получается  - 132.

14 х 11 равно  1(1+4)4       = 154;

18 х 11 равно  1(1+8=9)8   = 198;

-  22 х 11 равно  2 (2+2=4)2  = 242

и т.д.

 

*Если сумма цифр многозначного числа делится на 3, то это число тоже

можно разделить на 3 без остатка.

 

(это же применимо и к делению на 9)

 

Многозначное число будет делиться на 3 без остатка, если сумма его цифр 
кратна 3.
Например:  654 : 3 (?)

Складываем: 6+5+4 = 15; 
15 на 3 делится!

Значит, 654 можно разделить на 3 без остатка (654: 3 = 218).

*«Это негодяи отнимают кошелёк у бабуси,  а математики – вычитают

 Вот такую «шутливую» присказку иногда используют учителя математики, что бы приучить школьников использовать термин«вычитать» вместо более привычного«отнимать». 

СТИШКИ-ЗАПОМИНАЛКИ» по русскому языку.
(для тех, кто в стихотворной форме легче запоминает правила)
Повторяя зарифмованные фразы, ребёнок легко привыкнет говорить правильно! 

«И ужаСНо, и опаСНо
Букву «Т» писать напраСНо!

Всем извесТно, как прелесТно
Букву  «Т» писать умесТно!»

Вариант:

«Не чудеСНо, не прекраСНо, а ужаСНо и опаСНО букву «Т» писать напраСНо»

 

О непроизносимой согласной «Т» в корне слова.

Вариант:

В этой фразе собраны все 5 слов, где не пишется «Т» между  «С и Н».

 

«Кто в глаголах пишет «ЦА» —
настоящая овца».

 Грубовато, но очень помогает тем, кто мучаеТСЯ при написании глаголов. 

 

«Кое, то, либо, нибудь – чёрточку не забудь!»

 О дефисе в местоимениях:

«кое – какой»,  «что – либо», «где – нибудь»,  «когда – то»… и т.п.

 «ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог!»

 

Во избежание распространенной ошибки: “звОнит”.

 

«Одевать (кого?) Надежду
Надеваем (что?) одежду».

 

Во избежание распространенной ошибки: «Сынок, “одень” шапку»!

 «Долго ели тОрты -
Не налезли шорты!»

 Распространенная ошибка: “тортЫ.

 «Срубили ель, сорвали щавЕль».

 Распространенная ошибка: “щАвель”.

 «Фёкла красная, как свЁкла!»

 Распространенная ошибка: “свеклА”.

 «На полке сметана, творОг, молоко.
И рад бы слизать, да достать не легко».

Вариант:«Купи-ка творОг
Начинить пирог».

 

Распространенная ошибка: “твОрог”.

 

 

«С утра перепалки
Из-за ключей в коммуналке.
Забудьте склоки,
купите брел
Оки!» 

 

Распространенная ошибка: “брелки”.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные запоминалки.

Не все дети могут запомнить порядок планет на небосклоне, название цветов радуги, в этом им помогут запоминалки....

Памятки -запоминалки(русский язык)

Как показывает опыт,стихотворная форма помогает школьникам запоминать основные лингвистические термины и орфографические правила.Памятками можно пользоватьсясо 2 класса....

Запоминалки - Правила русского языка в рифмах

Безударные гласные Если буква гласная вызвала сомнение - Ты ее немедленно ставь под ударение! Собирать, стирать, задира - Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира,...

Использование ассоциативного метода запоминания словарных слов. Карточки - запоминалки

«Сегодня мы пишем словарный диктант». Как часто эта фраза заставляет ученика поволноваться. А всё потому, что дети школьного возраста делают много ошибок при написании словарных слов и в итоге показыв...

Запоминалки по русскому языку

Правила в стихотворной форме на уроки русского языка...

Стихи запоминалки

Стихи запоминалки по русскому языку. Для запоминания правил и орфограмм....