открытый урок по русскому языку""
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Кравченко Наталья Георгиевна

Тема: Правописание  падежных  окончаний  имен

            прилагательных  женского  рода

            единственного  числа.

Цели:

1)       Обобщить  и  систематизировать  знания  о

  правописании  безударных  падежных

  окончаний  прилагательных  женского  рода

 единственного  числа.

2)   Развивать умения  различать  окончания  имен  прилагательных  ж.р.  ед.ч., правильно  их  писать.

3)   Воспитывать  любовь  к  поэзии,  природе,  искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy__urok__po__russkomu__yazyku__v__4__klasse.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок  по  русскому  языку  в  4  классе.

Тема: Правописание  падежных  окончаний  имен

            прилагательных  женского  рода

            единственного  числа.

Цели:

  1. Обобщить  и  систематизировать  знания  о

  правописании  безударных  падежных

  окончаний  прилагательных  женского  рода

 единственного  числа.

  1. Развивать умения  различать  окончания  имен  прилагательных  ж.р.  ед.ч., правильно  их  писать.
  2. Воспитывать  любовь  к  поэзии,  природе,  искусству.

                 Ход  урока.

  1. Орг.  момент.

-Подравнялись  ребята.  Тихо  сели.

2) Сообщение  темы  и  целей  урока.

-Ребята,  мы  продолжаем  изучение  большой  интересной  темы: «Имя  прилагательное».

-Прочитайте  тему урока.(тема  записана  на  доске.)

-Сегодня  мы  обобщим  все  свои  знания  о  правописании  безударных падежных  окончаний  прилагательных  женского  рода  единственного  числа.

-Откроем  тетрадочки  и  запишем  число  ,  классная  работа. Выделите  орфограммы.

-А  теперь-  словарная  работа.

3) Словарная  работа:

а).    

-Прочитайте  слова,  записанные  на  доске:

     

Интерес (?)ный,  чудес(?)ный,  мес(?)ный, радос(?)ный,

М…шина, пш…ница, зв…зда, з…мля.

-На  какие большие группы  можно  разделить  данные  слова? (имена  существительные  и  прилагательные).

-А  как  вы  различаете  имена  прилагательные  и  существительные?

 (Им. Сущ.  Отвечают  на  вопросы  Кто?  Что? и  обозначают  праедмет.

Им.  Прил.  Отвечают  на  вопросы  Какой? Какая? Какое? Какие? и  обозначают  признак  предмета).

-Молодцы!

-На  какое  правило  даны  имена  прилагательные? ( непроизносимое  согласное  в  корне  слова).

-В  каких  именах  прилагательных  вы  напишите  непроизносимые  согласные,  а  в  каких  нет?

-Докажите. (Чтобы  проверить,  пишется,  непроизносимые  согласные  или  нет,  нужно  слово  изменить  так,  чтобы  после  согласного  стоял  гласный  звук).

-Запишите  прилагательные  самостоятельно  в  два  столбика.

-Давайте  проверим!

Интересный                                   Местный

Чудесный                                       Радостный

-Приведите  примеры  слов  на  непроизносимые  согласные.

Б).

-На   какое  правило  имена  сущ. (непроверяемая  безударная  гласная,  проверяемая  безударная  гласная.)

-Назовите  сущ. с непроверяемыми  безударными  гласными. (Машина,  пшеница)

-Что  нужно  сделать  с  этими  словами? (запомнить).

-Где  себя  проверим? (в  словаре).

-Назовите  сущ.  с  проверяемой  безударной  гласной? (звезда,  земля).

-Как  проверить  безуд.  Гласную  в  корне? (правило).

-По  каким  признакам  можно  еще  распределить  сущ. (по  родам).

-К  какому  роду  относятся  данные  существительные? (женский  род).

-А  как  вы  различаете  сущ.  женского  рода  от  сущ.  другого  рода. (Правило).

-Подберите  к  этим  сущ.  подходящие  по  смыслу  прилагательные.

-Что  объединяет  прилагательные  и  сущ.

-А  в  каком  падеже  употреблены  сущ.? Прилагательные .

4.Работа  над  новой  темой.

 На  урок  приходят  гости.

-Ребята,  а  к нам  на  урок  пришли  гости!

Заходит  лиса.

                                            Я  хитрая  плутовка,

                                            Рыжая  головка

                                            Пушистый   хвост краса,

                                            Так  кто  же  я?

                                                                       (лиса)

-А  где  мы  чаще  всего  встречаемся  с  лисой? (в  сказках).

-Приведите  примеры  в  сказках? (колобок,  лиса и  журавль,  лисица  со  скалочкой,  лиса  и  заяц  и т. д.).

-А  что  говорит  о  себе  Лиса? Какая  она? (хитрая,  рыжая  головка).

-Давайте  запишем.

Запись: Лиса (какая?) хитрая,  рыжая.

-В  каком  падеже  сущ.  Лиса? (и.п.).

-В каком  числе  сущ.  Лиса?

-Почему? (Кто? Что?)

 -А  в  каком  падеже  прилагательные?  Почему?

-Какого  рода  сущ. Лиса?(ж.р.)

-Какого  рода  прилагательные? Почему?

-Какой  вопрос  ставим  к  прилагательным  женского  рода? (какая?)

-Какое  окончание  в  вопросе? ( -ая)

-Значит  какие  окончания  могут  быть  у  прилагательных  женского  рода?

 (-ая, -яя).

На  доске  опора:               ж.р.    какая?  -ая,  -яя.

-Приведите  примеры  прил.  ж.р.

-Итак, как же  правильно  написать  окончание  к  прилагательным?

-Расскажите  правило. (с.10).

5. Работа  со  словосочитаниями  

Назовите  словосочетания,  прослушав  отрывки:

                                              Чудная  картина,  как  ты  мне  родна

                                              Белая  равнина,  полная  луна.

-В  каком  числе употреблены  прил.? ( ед.ч.).

-Почему?

-Какого  рода  прил.? (  ж.р.)

-Почему?

-Какой  вопрос  ставим  к  прилагательному?(какая?)

-Какие  окончания  у прил.  ж.р.?(-ая,-яя)

6.Работа  над  пройденным.

-А  теперь  давайте  повторим  падежные  окончания  имен  прилагательных  мужского  и  среднего  рода?

                                             Безмолвное  море,  лазурное  море

                                             Открой  мне  глубокую  тайну  свою.

-Назовите  словосочетания,  где  сущ.  и  прил.  только  среднего  рода?

-В  каком  числе   имена  сущ.?

-Какие  окончания  у  прил.  ср.р.  в  ед. ч. (-ое, - ее).

7. Работа  над  предложением.

На  доске:

 Лебедь    бел… плывет, зл …  коршуна  клюет.

-Прочитайте  предложение.

-Откуда  взяты  слова? (сказка  о  царе  Салтане)

-Кто  автор? (Пушкин)

-Какое  предложение? (предложение  с  однородными  членами)

-Что  вы  знаете  об  однородных  членах?(отвечают  на  один  и  тот же  вопрос, относятся  к  одному  и  тому  же  слову, являются  одним  членом  предложения)

-Когда  ставится  запятая? (если  есть  союзы –а,-но  или  при перечислении)

-Вставите  пропущенные  окончания и  объясните.

-Запишите  с  комментированием

-Расставьте  ударение.

-Разберите  предложение. (Оценка)

8.Работа  со  словосочитанием

-Назовите  словосочетания.

-Выпишите  прилагательное,  связанное  с существительным  и  разберите  как  часть  речи.

План   морфологич.  разбора  им.  Прил.

Лебедь  белая-

1). прилаг.

2).белая

3)ед.ч.

4)ж.р.

5)И.п.

6).подлежащее

9.Работа  с  антонимами.

-Ребята  если  коршун  злой, то  лебедь  какая?(добрая)

-Как называются  такие  слова? (антонимы)

-С  каким  они  значением? (противоположным)

-Придумайте  свои  противоположные  по  смыслу  слова.

-Молодцы.

-Вставьте  вместо  точек  противоположные  по    значению  прилагательные

-    Запишите  с  комментированием, выделяя  окончания.

На  доске:

Зима  холодн.., а  лето……   .

Дорога  широк…, а  тропинка  …….   .

-Определите  род  прилагательных

-Итак , какие  окончания  у  прилагательных  ж. р.  Ед.  ч.?(ая  яя)

10. Игра

-А  сейчас  мы  с  вами  немножко  отдохнем  и  сыграем  в  игру  «Пойми  меня»

-Что  это?

-Искристый, белый, пушистый? (снег)

-Холодная, вьюжная, морозная? (зима)

-Боимся  мы  мороза?

                            Физминутка

Я мороза  не  боюсь

С  ним  я  крепко  подружусь

Подойдет  ко  мне  мороз

Тронет  руку,  тронет  нос

Значит  надо  не  зевать

Прыгать, бегать и  скакать.

11.Закрепление  по  учебнику.

-Прочитайте  задание.

-Выполните  см-но, записав  только  4  словосочитания.

Стр.  14  упр 19.

-Определите  род,число,падеж.

-Проверка.

12.

-Ребята,  любите  ли  вы  бывать  в зимнем лесу? Почему?

Давайте  отправимся  в  лес.

-Но  прежденам  нужно  выполнить  задание:

Образуйте  от  существительных  мороз,  солнце,  снег     прилагательные  ж.р. употребив  их  вместе с подходящими  по  смыслу  сущ.

-Запишите.

- Прочитайте.

13.Работа  со  стихотворениями.

-А  теперь  ребята  прослушайте  2  отрывка  из  стихотворения  и  сравните,  какой  отрывок  на  ваш  взгляд  более  полный  и  точный?

В  воздухе  сверкает  снежок.                    В  воздухе  сверкает

И  румянит  детям  щеки  холодок.         Первый  чистенький  снежок

                                                                       И  румянит  детям  щеки  

                                                                      Легкий  зимний  холодок.

-Какая  часть  речи  помогла  сделать  отрывок  ярким, образным?

-Так  для  чего  же  служат  прилагательные?

14.

-А  теперь  мы  отправляемся  в  заснеженный лес  под мелодию,  а  вы  ,  используя  словосочетания, которые  мы  записали  или  свои  придумайте  предложения  об  удивительной  красоте  русского  зимнего  леса.

Звучит  мелодия.

-А  теперь  я  хочу  послушать  ваши  предложения.

-А  кто  может  полностью  составить  рассказ.

Итог  урока  

-Над  прилагательными  какого  рода  мы  с  вами  работали?(ж.р.)

-В  каком  числе  употребляли?(ед.ч.)

-Какие  окончания  имеют  прилагательные  ж.р. ед.ч.?(-ая,-яя)

15.Д/З

-стр.16  упр.22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....