Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Понятие о склонении. Три склонения имён существительных"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему

Ольга Алексеевна  Павлова

Урок изучения нового материала в 4 классе по теме: "Понятие о сколнении существительных. Три склонения" по учебнику Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой "Русский язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3_skloneniya.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:

Русский язык. Программа «Школа 2100»

Класс:

4 класс

Место занятия в структуре образовательного процесса:

Урок изучения нового материала.

Тема урока по учебно-тематическому плану:

«Понятие о склонении имён существительных. Три склонения ».

Номер урока по теме:

1 урок

Вид урока

Урок-исследование

Оборудование:

Таблица «Три склонения имён существительных» компьютерный практикум для начальной школы раздаточный материал

Цель:

  1. Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в ед. числе

Задачи:

  1. Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.
  2. Стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность
  3. Учить учащихся строить в устной речи логически обоснованные умозаключения.
  4. Воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.
  5. Развивать навыки работы с компьютером

Ожидаемые результаты:

Умение определять тип склонения имён существительных

Конспект учебного занятия

Этапы урока:

Этапы

Время

1

Организационный момент.

1 мин.

2

Повторение изученного о падежах

5 мин.

3

Постановка проблемы

5 мин.

4

Решение проблемы

9 мин.

5

Физкультминутка.

1 мин.

6

Первичное закрепление. Словарная работа.

8 мин.

7

Итог.

1 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

                     Долгожданный дан звонок

                     Начинается урок.

  1. Повторение.

- На предыдущих уроках мы с вами учились изменять существительные по падежам, поэтому наш урок начнём с игры  «Узнай падеж»  

(4 команды по 4 человека).

- Какая из команд быстро и правильно  узнает падеж, та и  победит.

Задание командам:

  1. кому? (Д.п.)
  2. на, за, под, через, про, в (В.п.)
  3. нет (Р.п.)
  4. «щедрый» падеж (Д.п.)
  5. без предлога не употребляется (П.п.)
  6. подлежащее  (И.П.)
  7. «падеж-работяга» (Т.п.)
  8. кого? (Р.п., В.п.)
  9. два предлога  (Д.п.)
  10. что? (И.п., В. п.)
  11. о, об  (П.п.)

           В это время 4 человека работают за компьютерами, выполняя задание «Определи падеж» (Компьютерный практикум для начальной школы. Орфографический экзамен, №- №  264, 265, 266).

Проверка ответов  игры «Узнай падеж»  происходит ответственными соседней команды во время фронтального опроса.

Работа в тетрадях.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

 

  1. Постановка проблемы.

- Недавно вы записывали предложение о вашей мечте, я узнала, что

Оля мечтает о собаке³  а Таня – о лошади³  (запись на доске).

-Чего не достаёт в предложении? Почему ставится запятая?  (сложное).

- Как соединяются части сложного предложения, с помощью чего разделяются?  Что обозначает цифра 3 около слов «собака», «лошадь»?

(2 человека разбирают слова как часть речи  на доске, остальные по вариантам записывают в тетрадях).

-Сравните признаки данных слов.

 Как вы думаете, почему у них  окончания – разные?  Оказывается, вы не всё знаете об имени существительном.

-Решить эту орфографическую задачу вы сможете, проведя небольшое исследование.

Это трудное заданье.
Проявите-ка старанье.
Вы особенность ищите
Ничего не проглядите.

4.Решение проблемы (работа в парах).

 -Измените  предложенные существительные по падежам (земля, волна, окно, стол, степь, бельё, Илья, Фома)

 Окончания  выписываются  на демонстрационных листах.

падеж

ЗЕМЛЯ,  …  род.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

После выполнения листы вывешиваются на доску, идет коллективная проверка итогов работы:

- Что вы делали в ходе исследования (изменяли имена существительные по падежам). В русском языке изменение имён существительных по падежам и числам называется СКЛОНЕНИЕМ.

 - Какие слова изменяются по падежам (склоняются) одинаково? (делят на группы).

-  Окончания -а, -я –это разные окончания? (нет, это варианты одного и того же окончания. Буква а обозначает твёрдость согласного, буква я – мягкость согласного.

 -  Сколько получилось групп имен существительных, у которых   однотипные окончания? (все существительные мы разделили на 3 группы). Эти группы  в русском языке получили название 1-е склонение, 2-е склонение, 3-е склонение.

 -  Какие существительные относятся к 1-му склонению? (мужского и женского    рода с окончаниями -а, я- в начальной форме).

-  Ко  2-му склонению? (существительные мужского  рода с нулевым окончанием в начальной форме  и среднего рода с окончаниями

-о, - е в начальной форме)

- К 3-му склонению? (женского рода, с мягким знаком на конце в начальной форме).

Физминутка.

3. Чтение правила в учебнике.

Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 123-124

Учащиеся читают правило, отвечают на вопросы после правила и составляют алгоритм « Как определить склонение существительного»:

  1. Поставить существительное в начальную форму
  2. Определить род
  3. Если ж.р. , окончание –а, я, значит 1 скл., иначе 3 скл.
  4. Если м.р.  окончание –а,я.-1  склонение, иначе 2 скл.
  5. Если с.р. , значит 2 скл.

 Устно отвечают на   вопросы,  стр. 124.

4.Работа по закреплению +  словарная работа

Упр.159

Распределить слова в 3 столбика («по цепочке», объясняют с места).

10.Подведение итога: 

- Давайте вернёмся к нашему предложению.  Кто понял, почему у существительных «лошадь», «собака» разные окончания? (ответы детей).

- А вот когда   пишется окончание –е, а когда –и вв узнаете на следующих уроках.


1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

земля

Илья

волна

бельё

окно

степь

Фома

стол


Определите, о каких падежах идёт речь:

  1. кому? (____п.)                                                                                                                                                                                  
  2. на, за, под, через, про, в (_____п.)
  3. нет (____п.)
  4. «щедрый» падеж (____п.)
  5. без предлога не употребляется (____п.)
  6. подлежащее  (____П.)
  7. «падеж-работяга» (____.п.)
  8. кого? (____п., ____п.)
  9. два предлога  (____п.)
  10.  что? (___п., ___ п.)
  11.  о, об  (____п.)

Определите, о каких падежах идёт речь:

  1. кому? (____п.)                                                                                                                                                                                  
  2. на, за, под, через, про, в (_____п.)
  3. нет (____п.)
  4. «щедрый» падеж (____п.)
  5. без предлога не употребляется (____п.)
  6. подлежащее  (____П.)
  7. «падеж-работяга» (____.п.)
  8. кого? (____п., ____п.)
  9. два предлога  (____п.)
  10.  что? (___п., ___ п.)
  11.  о, об  (____п.)

Определите, о каких падежах идёт речь:

  1. кому? (____п.)                                                                                                                                                                                  
  2. на, за, под, через, про, в (_____п.)
  3. нет (____п.)
  4. «щедрый» падеж (____п.)
  5. без предлога не употребляется (____п.)
  6. подлежащее  (____П.)
  7. «падеж-работяга» (____.п.)
  8. кого? (____п., ____п.)
  9. два предлога  (____п.)
  10. что? (___п., ___ п.)
  11.  о, об  (____п.)

Определите, о каких падежах идёт речь:

  1. кому? (____п.)                                                                                                                                                                                  
  2. на, за, под, через, про, в (_____п.)
  3. нет (____п.)
  4. «щедрый» падеж (____п.)
  5. без предлога не употребляется (____п.)
  6. подлежащее  (____П.)
  7. «падеж-работяга» (____.п.)
  8. кого? (____п., ____п.)
  9. два предлога  (____п.)
  10.  что? (___п., ___ п.)
  11.  о, об  (____п.)

Алгоритм

Как определить склонение  существительного

1.Поставить имя

существительное в начальную форму.

  1. Определить род имени существитель-ного.
  2. Если ж.р., окончание -а, -я, значит 1-е скл., иначе 3-е скл.
  3. Если м.р.,  окончание -а,-я.

значит 1-е  скл., иначе 2-е скл.

  1. Если с.р. , значит 2 скл.


падеж

ЗЕМЛЯ,  …  род.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

падеж

ИЛЬЯ,  …  род.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

падеж

ОКНО,  …  род.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

падеж

БЕЛЬЁ,  …  род.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

падеж

СТОЛ,  …  род.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

падеж

вода,  …  род.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

падеж

степь,  

…  род.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

падеж

Фома,  

…  род.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку 2 класс по теме"Понятие о словах, обозначающих признаки предмета"

Основная цель углубления представления учащихся о роли в нащем языке слов, обозначающих признаки предметов. Развивать умение ставить к слову вопрос. Учить детей описывать предметы с помощью имен прила...

Урок по русскому языку 3 класс по теме "Понятие о частях речи"

Основная цель ознакомления с признаками в основе которых слова объеденяются в части речи, сформировать умение распозновать части речи. Развивать орфографическую зоркость. Работа по расширению словарно...

Русский язык 2 класс «Школа России», автор Канакина В.П. Изменение имён существительных по числам.

Русский язык 2 класс «Школа России», автор Канакина В.П. Изменение имён существительных по числам....

Конспект урока русского языка 3 класс программа "Школа России",тема:"Род и число имён существительных".

Tема урока: Род и число имён существительных.Учитель:Титова Елена АркадьевнаТип урока: Закрепление изученного. Цель: формировать умения определять род и число имён существительных ; безошиб...

Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК "Школа 2100" Правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Цель урока-отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных-развивать внимание,мышление,речь,орфографическую зоркость-воспитывать аккуратность,любознательность....

Русский язык 3 класс. Карточки по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонений".

Работа с этим материалом помогает сформировать навык написания безударных падежных окончаний имён существительных....

Русский язык 3 класс Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»

Конспект урока русского языка с использованием метода активной оценки....