Словарная работа на уроках русского языка
статья по русскому языку (2 класс) на тему

Шевакова Елена Валериевна

Словарная  работа—это  не  эпизод  в  работе  учителя,  а  систематическая,  хорошо  организованная,  педагогически  целесообразно  постоянная  работа,  связанная  со  всеми  разделами  курса  русского  языка,  ведётся  она  с  1 по  4  класс.  Одним  из  средств,  обеспечивающих  осмысленность  и  тем  самым  повышающих   правильность  и  прочность  запоминания  непроверяемых  написаний,  является  этимологический  анализ.  Этимологическая  справка  содержит  информацию  о  происхождении   слова,  его  первоначальном  значении,  помогает  «прояснить»  исторический  состав  слова. Приведена небольшая часть таблицы с этимологическими справками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарная  работа  на  уроках  русского  языка

Традиционно  слова  с  непроверяемым  написанием,  или  так  называемые  словарные  слова,  усваивались  младшими  школьниками  путём  механического  запоминания  их  графического  облика.  Это  объясняется  прежде  всего  тем,  что  правописание  таких  слов  основано  на  историческом  принципе  орфографии,  в  соответствии  с  которыми  морфемы  родственных  слов  пишутся  единообразно,  но  проверять  их  посредством  современного  литературного  произношения  нельзя,  и  поэтому  их  написание  рекомендуется  запомнить.  Число  таких  слов  с  каждой  страницей  учебников  всё  больше  возрастает,  достигая  к  концу  курса  начальной  школы  внушительной  цифры—более  500 единиц.  Нет  необходимости  доказывать,  что  наиболее  употребительные  из  них  должны  быть  усвоены  всеми  учащимися  начальных  классов.  К  сожалению,  наблюдения  показывают,  что  учащиеся,  оканчивающие  начальную  школу,  допускают  ошибки  в  написании  большого  количества  весьма  употребительных  слов  с  непроверяемыми  орфограммами.  Одна  из  причин  такого  положения—           неразработанность  методики  обучения  с  непроверяемым  написанием,  прежде  всего  неупорядоченность  дидактического  материала  и  отсутствие  научно  обоснованных  рекомендаций.  Передовой  опыт  учителей  и  специально  проведённые  эксперименты  свидетельствуют,  что  работу  над  словами  с  непроверяемыми  написаниями  можно  рационализировать.  Суть  рационализации  в  том,  что  в  процессе  обучения  написаниям  указанного  типа  активизируется  мыслительная  деятельность  и  память  учащихся,  что  даёт  значительно  более  высокую  эффективность,  чем  изучение  непроверяемых  написаний  «в  словарном  порядке».  Это  достигается  с  помощью  специальных  приёмов  обучения.

  1. Запись  слов  с непроверяемым  написанием  по  алфавиту.
  2. Наиболее  распространённым  видом  словарно-орфографических  упражнений  остаются  диктанты:   выборочный,  картинный,  творческий,  зрительный,  с  комментированием  и  с  использованием  загадок.
  3. Выборочный  ответ,  т. е.  выбрать  правильный  ответ  из  данных.
  4. Подбор  однокоренных  слов—других  частей  речи.
  5. Сопоставление  и  запись  слов  с  «противоположными»  орфограммами.
  6. Подбор  и  запись  синонимов  и  антонимов.
  7. Составление  предложений  с  данными  словами  из  словаря.
  8. Сочинение  по  опорным  словам.
  9. Дописывание  орфографических  таблиц:  -а-а---- ,   о-о---
  10. Игры:  «Первый  слог  потерялся»,  «Какое  слово  записано?»,  «Цепочка  слов»,  «Под  каждой  буквой  столбик  слов»,  «Заполни  таблицу».

Словарная  работа—это  не  эпизод  в  работе  учителя,  а  систематическая,  хорошо  организованная,  педагогически  целесообразно  постоянная  работа,  связанная  со  всеми  разделами  курса  русского  языка,  ведётся  она  с  1 по  4  класс.  Повышение  эффективности  усвоения  слов  с  традиционными  написаниями  психологи,  передовые  учителя  связывают  с  изменением  характера  их  запоминания:  запоминание  графического  облика  слов  должно  быть  осмысленным,  а  не  механическим.  Осмысленность  запоминания  может  быть  достигнута  на  основе  понимания  учеником значения изучаемого  слова,  сущности  и  характера  содержащейся  в  нём  трудности,  установления  связи  данного  слова  с  ранее  изученными  словами,  сообщения  и  использования  специальных  приёмов  запоминания,  активного  включения  «трудных»  слов  в  речевую  практику  ребёнка.

Младшие  школьники,  стараясь  облегчить  запоминание  непроверяемых  написаний,  нередко  пытаются  интуитивно,  непроизвольно  отыскать  опору  запоминания  или  в  языке,  или  во  внеязыковой  действительности.  Однако  часто  эти  опоры  бывают  ложными.  Одним  из  средств,  обеспечивающих  осмысленность  и  тем  самым  повышающих   правильность  и  прочность  запоминания  непроверяемых  написаний,  является  этимологический  анализ.  Этимологическая  справка  содержит  информацию  о  происхождении   слова,  его  первоначальном  значении,  помогает  «прояснить»  исторический  состав  слова.  Нередко  обращение  к  истории  слова  позволяет  мотивировать  его  современное  правописание.  В  систему  по  усвоению  словарных  слов  входит  индивидуальный  словарик,  который  есть  у  каждого  ученика.  Индивидуальные  словарики  систематически  проверяются  и  поощряются  яркой  открыткой  или  просто  добрым  словом.  При  знакомстве  с  новым  словом  с  непроверяемым  написанием  работа  в  словарике  проводится  в  такой  последовательности:  чтение  слов  с  доски,  таблицы  или  с  карточки,  запись  в  словарик,  обозначение  ударения,  выделение  корня,  нахождение  безударной  гласной,  непроверяемой  ударением,  обозначение  её  красным  цветом,  проговаривание  слова  вслух  по  слогам,  этимологическая  справка,  анализ,  разбор  слова  по  составу,  подбор  родственных  слов,  составление  с  данным  словом  словосочетания,  предложения  и  многократное  повторение  этого  слова  на  следующих  уроках.  Дома  в  индивидуальном  словарике  ученики  рисуют  или  наклеивают  картинки  к  каждому  новому  слову.  Словарные  слова  в  словарике  группируются  по  примерным  темам:  «Животные  и  птицы»,  «Орудия  труда  и  машины»,  «Поле,  сад,  огород»,  «Названия  людей  и  профессий»,  «Школьные  принадлежности»…  Тематически  учащиеся  лучше  запоминают  слова  из  словарика,  составляют  с  ними  предложения  и  небольшие  связные  тексты.  Работу  над  трудными  словами  провожу  после  минуты  чистописания.  Такая  словарно-орфографическая  работа  на  уроках  русского  языка  позволяет  решить  орфографические  и  речевые  задачи,  носит  развивающий  характер  и  помогает  осознанному,  более  прочному  запоминанию.

Словарные  слова – слова,  требующие  запоминания

Словарные  слова.

Этимологическая

справка.

        Родственные,  однокоренные  слова.

1   хорошó   -оро-

 

хорош,  хорошенький,  хорошеть

2   быстро

быстрота,  быстренький,  убыстрить

2   вéсело

веселье,  веселить,  развесёлый,  невесело

1   скóро

скоростной,  скорость,  ускорить, ускорение

1   портфéль

«порт» - нести

портфельчик,  портфельный

1   тетрáдь

«тетра» - вчетверо  сложенный   лист

тетрадка, тетрадочка,  тетрадный

1   пенáл

«пенна» - перо

пенальчик

1   карандáш

«кара» -чёрный

карандашик,  карандашный

*   резúнка

«рези» - смола

резина,  резиновый,  резиночка,  резинщик

2   альбóм

«альбус» - белый

альбомный,  альбомчик

*    дневнúк

дневничок

1 русский    язык

«Русь»

язычок,  язычище,  языковый,  языковед

*   матемáтика

«матем» - наука

математический,  математик

*природовéдение

«при + родить»

природа,  ведение

1    класс

классный,  внеклассный,  одноклассник

3   дирéктор

директорский,  директорствовать

1   учúтель

учительница,  учительский,  учить

1   ученúк

ученица,  ученический,  учить

1   ребята

«робя» - робкий

ребячий,  ребячество,  ребятня,  ребёнок

1   дежурный

дежурить,  дежурство,  дежурю

1   дéвочка

девчата,  девчачий,  девчонка,  девчушка

1   товáрищ

«товар» - компаньон

товарищеский,  товарищество,  сотоварищ

1   нарóд

«на + род»

народный,  народец,  народище,  народник

1   рабóта

«раб» - подневольный

рабочий,  работник,  заработал,  работка

1   лопáта

«лопа» - ладонь

лопатка,  лопаточка

2   топóр

«топати» - рубить

топорик,  топорище,  топорный, топоришко

2   молотóк

-оло-

молот,  молоточек

1   завóд

«за + водить»

заводской,  заводик,  заводище,  заводчанин

*   колхóз

коллективное хозяйство

колхозник,  колхозный

1   дерéвня   -ере-

нет  ни  деревца

деревенский,  деревенька,  деревушка

1   гóрод      -оро-

огороженное  место

городской,  городок,  горожанин, пригород

2   столúца

«стол»- власть

столичный,  столичник,  по-столичному

1   Москвá

«моцка» - река

московское,  москвич

Крáсная площадь

красивая

2   Кремль

кремлёвский

1   Рóдина

«родить»

прародина,  родить

1   Россúя

россиянин,  россиянка,  российский

3   живóтные

«жив»

животинка

1   ворóна    -оро-

«ворон» - чёрный

воронёнок,  проворонила,  по-вороньи

1   воробéй  -оро-

«вор» - воркует

воробушек,  воробьиха,  воробьиный

1   сорóка    -оро-

«сорка» - стрекочет

сорочий,  по-сорочьи

1   соловéй  -оло-

«солв» - серый

соловьиная,  соловушка,  по-соловьиному

1   петух

«петь»

петушок,  распетушиться,  петушиный

1   синúца

«синь» - синий

синичкин,  синичка,  синий

1   снегирь

«снег»

снегирёк

1   медвéдь

«мёд  ведает»

медведица,  медвежонок,  медвежья

1   собáка

«соб» - собственность

собачка,  собачонка,  собачий,  собачник

1   лисúца

«лис» -жёлтая шерсть

лис,  лисий,  лисичка,  лисята,  лисонька

1   зáяц

«за + я ц» - прыгун

заячья,  зайчик, заинька,  зайчиха, зайчонок

1   корóва    -оро-

«кор» - рог

коровушка,  коровник,  коровий,  коровёнка

1   молокó   -оло-

«млеко»

молочный, молочко, молочник, молочность

*   яйцó

«яй  + цо»

яичко,  яичный,  яичница,  яйцевидный

3   сáхар

сахарный,  сахарница,  сахарить,  сахарок

*   конфéты

конфетный,  конфетка,  конфеточка

*   компóт

компотик,  компотный

*   батóн

«палка»

батончик,  батонный

*   колбасá

«колобок» - круглый

колбасное, колбаска, колбасник

3   аппетúт

аппетитный,  неаппетитный

2   зáвтрак

«заутра  + к»

завтракать,  позавтракать

2   обéд

«об + еда»

 обедать,  пообедать,  обеденный

2   ужин

«уж  + ин» - полдень

ужинать,  поужинать,  отужинать

1   одéжда

«о + деть - раздеть»

одёжный,  одежонка,  одеть

1   пальтó

«палл»верхнее платье

пальтовый,  пальтишко,  пальтецо

*   костюм

костюмчик,  костюмный

* кармáн  «карм»

мешок для денег

карманчик,  кармашек,  карманный

1   платóк

«плат» - кусок  ткани

платочек,  платочный,  платковый

*   вáрежки

«вар  +ега»

1   конькú

«конь»

коньковый,  конькобежец,  конькобежный

2   сапóг

сапожки,  сапожище, сапожник, сапожный

3   вáленки

«вал – валек» -валять

валеночек,  валенок,  валять

3   ботúнки

«боты»

ботиночек,  полуботинки,  ботиночный

1   посуда

«по + суда»

посудный,  посудник, посудина, посудница

*   стакáн

стаканчик,  стаканный,  подстаканник

3   тарéлка

«тарель» - посудина

тарелочка,  тарелочный

кастрюля «касе»

сковорода с ручкой

кастрюлька,  кастрюльный,  кастрюлечка

3   мéбель

«не  +белый»

мебельный,  мебельщик,  меблировка

2   кровáть  

«кров»

кроваточка,  кроватный,  кроватишка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация словарной работы на уроках русского языка в 1 классе

Данная презентация может быть использована  на уроке русского языка на  на этапе  знакомства с новыми словарными словами. Для повышения интереса  к изучаемому материалу, развития в...

Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка

Данный материал направлен на то, чтобы при изучении новых слов видное место занимали упражнения направленные на ознакомление обучающимися лексического значения, усвоение грамматических форм, на обучен...

Словарная работа на уроке русского языка 2 класс

Написание словарных слов по картинкам, самопроверка с доски...

Словарная работа на уроках русского языка в коррекционной школе

Данный материал представляет разные формы работы со словарными словами, помогает сделать урок более интересным и увлекательным....

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...