урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок-деловая игра "Заседание редакционного совета".

В уроке используется групповая работа, наглядный метод обучения, проблемный.

Урок интересный, познавательный, обобщающий по теме "Глагол".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok__russkogo__yazyka_v_4.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка в 4 «Б» классе

Деловая игра «Заседание редакционного совета».

Цель: Обобщение знаний о глаголе.

Задачи:

Развивающие:

-формировать коммуникативные умения;

-совершенствовать умения анализировать языковой материал.

Воспитательные:

-дать возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

-учить работать в группах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

Образовательные:

-обобщить изученный материал по теме «Глагол»;

-совершенствовать умения писать безударные личные окончания глаголов;

-совершенствовать умения определять спряжение глаголов;

-закреплять умения правильно употреблять глаголы в речи;

-обобщить знания по правописанию глаголов.

Используемые методы: работа в группах, наглядный, проблемный.

Оборудование: визитки каждому участнику; таблички с названиями отделов; рубрики для газеты; карточки с заданиями для работы отделов.

                                              Ход урока:

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний учащихся.

- Догадайтесь, о какой части речи говорится в загадке.

                 Что без меня предметы?

                 Лишь названья.

                 Но я приду- всё в действие придёт,

                 Летит ракета, люди строят здания,

                 И рожь в полях растёт.

 - Какова же тема нашего урока?

3. Сообщение цели урока.

  - Сегодня урок мы проводим в форме деловой игры. Редколлегиям всех отделов предстоит подготовить к выпуску очередной номер газеты «Глагол» для школьников, изучающих части речи. Отделы прошу приступить к работе.

     Класс разделён на 4 группы по 5 человек. Каждая группа выполняет своё задание. После выполнения отчитывается редактор отдела.

                           Отдел новостей. Карточка №1.

Задание:

     Сообщите новости о глаголе при помощи таблицы. Заставьте её говорить, вписав всё необходимое. Ответьте на вопросы:

       1. Что такое глагол?

       2. Что он обозначает?

       3. На какие вопросы отвечает?

       петь

      читает

     подумает

      сказал

4. Все ли столбики таблицы будут заполнены? Почему?

( от глаголов совершенного вида нельзя образовать глагол настоящего времени)

                                         

                                    Отдел рекламы. Карточка №1.

Вам предстоит прорекламировать глагол. Разделите все глаголы на 2 группы по двум признакам. Ответьте на вопросы:

      1. Что обозначает глагол?

      2. Что объединяет все глаголы?

      3. По каким двум признакам разделили глаголы?

      4. Как определить вид глагола?

Спать, спросить, сварить, мёрзнуть, думать, таять, распилить, сбежать.

                                  Отдел информации. Карточка №1.

Вы даёте в номер статью с фразеологическими оборотами. Объясните читателям, что они означают. Разделите все обороты на 2 группы по смыслу.

Как ещё можно разделить?

       Морочит голову, берёт на пушку, валяете дурака, бьёте баклуши, заговаривает зубы, обводит вокруг пальца, гоняете лодыря, плюёте в потолок, водит за нос, лежите на печи.

                                Отдел писем. Карточка №1.

Ответьте на письма читателей, используя пословицы. Разделите их на 3 группы. Сделайте вывод о правописании глаголов каждой группы. Какие пословицы можно отнести сразу к 2 группам? Укажите их номера.

       Пораньше встане(шь, ш), побольше сделае(шь, ш).

       Потчевать велено, а (не) волить грех.

       Для добра труди(ться, тся), есть чем хвали(ться, тся).

       Кто кого обидит, тот того и (не) навидит.

       От работы похуде(еш, ешь), а от безделья обедне(еш, ешь).

       Кто пахать  не лени(тся, ться), у того и хлеб роди(тся, ться).

      Жизнь измеряе(тся, ться) не годами, а трудами.

      С первого взгляда (не) взлюбил.

      Плохо може(тся, ться), коли (не) здорови(тся, ться).

      Без труда (не) вытащи(шь, ш) и рыбку из пруда.

                                Отдел информации. Карточка №2.

Ответьте на вопросы. Выберите правильное утверждение.

 

       1. Что называется спряжением глагола?

        А) Изменение глагола по падежам

        Б) Изменение глагола по родам и числам.

        В) Изменение глагола по лицам и числам.

2. Выберите верные утверждения:

        А) Глаголы изменяются по временам.

        Б) глаголы не изменяются по временам.

        В) глаголы изменяются по числам

        Г) глаголы не изменяются по числам

3. В предложении глагол чаще всего бывает:

        А) подлежащим

        Б) сказуемым

        В) обстоятельством

4. Выберите верное утверждение:

        Изменяются по родам глаголы:

        А) прошедшего времени

        Б) настоящего времени

        В) будущего времени

5. Глаголы с окончаниями –ет, -ете, -ем, -ешь, -ут, -ют

        А) относятся к 1 спряжению

        Б) относятся ко 2 спряжению

6. Глаголы с окончаниями  -им, -ит, -ите, -ишь, -ат, -ят

        А) относятся к 1 спряжению

        Б) относятся ко 2 спряжению

7. Глаголы-исключения: брить, стелить относятся:

        А) к 1 спряжению

        Б) ко 2 спряжению

8. Глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, терпеть, вертеть

         А) относятся к 1 спряжению

         Б) относятся ко 2 спряжению

                                 Отдел писем. Карточка №2.

Отредактируйте письмо читателя. Поставьте глаголы в нужную форму, определите безударные личные окончания глаголов.

         (Знать)  ли вы как делают валенки? Сначала мастер (готовить) шерсть.                          

         От неё (зависеть) качество изделия. Мастер (соединять) тонкую и        

         толстую шерсть, (мыть), (высушивать) и (расчёсывать). Потом шерсть

         (смачивать) водой и (загружать) в валяльную машину. Машина похожа  

         на длинную ванну. Валы ванны (вертеться), толкут шерсть и сваливают

         её в полотнища. Из этих полотнищ мастер (сворачивать) основу

         валенка. Затем на специальных машинах (формировать) валенок.

         Мастер (надевать) его на колодку, (продолжать) валять, (подогревать)

         водяными  парами, а потом (сушить) и (обтачивать).

Как определить безударное личное окончание глагола? Как определить спряжение?

                               Отдел новостей. Карточка №2.

Ваш отдел рассказывает о путешествии двух друзей. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

         Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес.

         Пошли они и вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались,

         но потом успокаивались. В лесу они находят ягоды черники. После еды            

         ребята повеселились и быстро находили дорогу домой.

                                Отдел рекламы. Карточка №2.

         Прорекламируйте глаголы. Составьте их визитную карточку (выполните морфологический разбор).

 

Ты много гуляешь. Мой товарищ заболел. Завтра я увижу любимую тётю.

              ФИЗМИНУТКА

                            Отдел информации. Карточка №3.

Распределите слова по группам. Разберите по составу.

 Мечтать, живут, задрожали, белеть, любишь, осветил, грустить, шумят, помечтала, бежать, строит, затихало.

                           Отдел писем. Карточка №3.

Составьте текст из отдельных предложений. В 1 предложении глагол 2 лица ед. числа будущего времени. Во 2 предложении глагол 3 лица ед. числа настоящего времени. Расставьте цифры около соответствующих предложений.

Существуют страны, в которых для изготовления хлеба используют фасоль, картофель и жёлуди.

Привычный для нас хлеб изготавливают из хлебных злаков.

В Германии и Скандинавских странах хлеб делают изо ржи и ячменя.

В Индии для этого используют просо.

В Китае хлеб пекут из рисовой муки.

Существует столько видов хлеба, сколько и наций.

В любой точке Земли ты обнаружишь какой-либо вид хлеба.

                           Отдел новостей. Карточка №3.

Подготовьте статью к выпуску «Чудесные новости из мира растений». Поделите текст на 3 части по смыслу и по времени глагола. Вставьте пропущенные буквы.

                                         Цветочные часы.

К ш..сти  ч..сам  утра открыл синий глазок к..локольчик.  Подняли з..л..тые г..ловки одуванчики. Расправ..л ш..рокие лепестки шиповник.  Вспыхнул яркий ог..нёк мака. К в..сьми ч..сам распустились ж..лтые и белые лилии. Спада..т  летн….   жара, ож..вают  другие цв..ты. Распускаются  душ..стый табак и луковая дрёма.  Если ты посад..шь на клумбе цветочн….   ч..сы, они покажут т..бе  точн….    время.

                           Отдел рекламы. Карточка №3.

Подготовьте рекламу нашей газеты.

1. Кому адресована наша газета?

2. Почему необходимо её прочитать?

3. О чём вы узнаете, прочитав газету?

Подведение итогов.

Результаты работы (листы бумаги с выполненными заданиями) каждой группы выносятся на доску с помощью магнитов под соответствующие рубрики газеты «Глагол»: «Правописание глаголов», «Информация о глаголе», «Редактирование текста»,  «Составление текста»,  «Фразеологические обороты», «Разбор слов по составу», «Морфологический Анализ», «Наша реклама». Редакторы отделов отчитываются по своим работам.

Итак, новый выпуск газеты готов к выпуску.

Выставление отметок ученикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...