Работота с родителями в начальной школе
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Кошман Марина Ивановна

Предложенная статья содержит работу классного руководителя по организации работы с родителями младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  по теме: "Отчества и фамилии".

ЦЕЛЬ:

  1. познакомить детей с образованием отчеств и понятием "этимология  фамилий", вызвать интерес к собственной фамилии и фамилиям родственников как части истории рода и страны в целом;                                                                                                              

повторить значение терминов: генеалогия, родословная, род, поколение;

значение имен  членов своей семьи;

познакомить с произведением местного поэта М. Ткаченко;

  1. развивать речь учащихся, гибкость мышления и др. психические процессы (восприятие, произвольное внимание и память, воображение);

обогащать словарь детей;

  1. воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к семейным традициям, ощущения своего места в роде, что ведет к сознательному отношению к жизни своего народа и к истории человечества.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет М. Ткаченко, П. Ткаченко, семейные реликвии учителя , словарное слово"реликвия", сундук с тестами, грамзапись "Большая перемена", видеозапись первого урока ( отрывок), сравнительные карточки фамилий по странам,

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.
  2. Проверка домашнего задания  с введением нового термина "реликвия".

- Что хранит наш замечательный местный поэт (нательный крест и саблю)    на доске                  

                                                                                                                                 запись: словарь                      

_ В каждой семье есть памятные предметы , которые являются свидетелями дом. зад:

 жизни семьи,  памятью о близких людях. Это и предметы, и фотографии.

( Рассказ и показ учителем своих реликвий)

Реликвия - вещь, свято хранимая, как память о прошлом.

2. От того, как мы относимся к родной старине, зависит, быть или не быть                      

 отечественной культуре. Многое забыли, растеряли. Большое спасибо                сундук с

нашим бабушкам, которые являются главными хранительницами семейных        тестами

 реликвий.

- Что же хранит бабушкин сундук? О чем он вам поведает?

( Выполнение детьми тестов на фоне музыки из кинофильма

 "Большая перемена").

 Генеалогия                                        ряд поколений, происходящих от одного    

                                                             предка

Родословная                                      одновременно живущие люди одного

                                                            возраста

Род                                                     историческая дисциплина, изучающая

                                                            родословную человека, его семьи

Поколение                                          все родственники, имеющие общего

                                                             предка

Напиши свое имя и что оно обозначает. 

3. Укрепляя свой род. мы помогаем не только себе, но и своей стране.

Россия всегда держалась родами, была крепка ими.

(рассказ о роде А. С. Пушкина) Обратите внимание на выставку

"Генеалогическое древо".

ПРИРОДА, НАРОД, РОДИНА, БЛАГОРОДСТВО                                            Общую часть

                                                                   

Не случайно в этих словах одинаковая часть.

Пора укреплять фамильные кланы. Так не будем же "Иванами

не помнящими родства".

  1. Сообщение темы и задач урока.
  1. Видеозапись.
  2. - Мы уже говорили о генеалогии, об именах. О чем будем

 говорить сегодня?

      IV. Новая тема.

    Работа над понятием ''отчество".

  1. Чтение отрывка знакомства старика Хоттабыча с Волькой

На доске появляется запись:

Гассан - Абдурахман - ибн - Хоттаб

Волька- ибн -Алеша (Алексеевич).

ИБН - ВИЧ (сын)

Очевидно отчествами разного типа пользуются и другие народы. А зачем?         словарь

  1. Работа с учебником. стр.26                                                                               отчество

                  отчество- величание по имени отца

Какие же отчества существуют в других народах?

  1. Кто знает что такое ''макинтош"? ( непромокаемый плащ)

Пожалуй вы сочтете за насмешку, если я вам скажу, что перед вами не имя,

а скорее отчество. Загляните в любой энциклопедический словарь и вы найдете

 там такое сообщение:

 

Мак-Интош                            

                                    Шотландия          

Мак-Дональд

Шотландия лежит на севере Англии; к юго-западу от Англии расположена               отчества

Ирландия                                                                                                                            по  странам 

Здесь патронимическая приставка "Мак' заменена на "О'.и

 Мак-Коннел  = О, Коннел

О` Брайен - Ирландия

Во Франции попадаются фамилии, в которых перед личным именем стоит частица

 "дю'.

Дюклерк, Дюбер, Дюруа

У итальянцев такую же роль играет притяжательное словечко "дель".

Андреа дель Сарто

Испанские фамилии оканчиваются на "с'.

Родригес

К Востоку у турок  Имя отца "оглу".

Керим Ахмат - оглу.

  1. Самостоятельная работа. Записать свои отчества, как жителей другого

народа.

Физминутка (песенка с движениями)

Мы вам песенку споем                             Пусть смеются каждый раз

     Песенку с картинками.                             Даже люди строгие,

     И хотим, чтоб вы ее                                  Что фамилии у нас

     Встретили с улыбками.                             Смешные очень многие.

                                    Вот Евгений Вырвикишко,

                                    Коля Около Кулак,

                                    Михаил Убей-Кобыла,

                                    Гриша Труп - бывает так.

                                    Продан, Песик, Лысый, Хвостик,

                                    Мухомор, Мозоль, Балда,

                                    Психа, Пудель, Костобрюхов,-

                                     Вот какая ерунда.

    Антропонимия фамилий

 

  1. Лет 60-65 назад всем гражданам СССР было предоставлено право свободно

 менять фамилии, если почему-то они этими фамилиями недовольны.

Как вы думаете, много ли нашлось желающих? Десятки? Сотни? Нет тысячи, и даже   словарь:

 десятки тысяч. целые месяцы, годы центральная газета "Известия" изо дня в день      фамилия

печатала перечень людей , желающих изменить прозвища.

Так что же такое " фамилия"?

Чтение учебника с.26.

Изучение русских фамилий помогает открыть немало ценных фактов. А занимается   словарь:

этим наука  антропонимия.                                                                                               антропонимия

  1. Как же возникли русские фамилии?

                             Из православных имен.

           Артемьева-Артемий (посв. богине охоты и луны)                  картинки к

           Ефименко Ефимий (благодушный)                                         происхожден

            Игнатенко-Игнат (огненный)                                                    фамилий

    От уменьшительных именных форм.

            Панин, Панютин, Панюшин, Панюшкин,  Паншин,

           Панаев, Панькин, Пашутин, Павлищев.

   От домашних имен ( прозвищ )

    Одинец- один ребенок в семье или одинокий человек ( бобыль)

    Слепуха - Слепой, лишенный зрения, близорукий.

    Шестопал - имеющий шесть пальцев.

     Щербина - щербатый (беззубый)

   По виду профессий ( пример фамилии Чумаков, см.словарь

                                                                                        фамилий)

    От названий и прозвищ пришельцев "чужой", "не свой".         

     ( Новоселов, Чужаков, Новиков)

    Из названия места или национальность.

      ( Мещеряковы, Черкасовы, Карелин).

           Россия привлекала много иноземцев:

               Грек, Прусаков, Туркин, Литовцев, Сербин.

               От названия городов

               Ярославцев, Ростовцев, Муромцев, Мосалитов

             

               Флора и фауна

               Баранова, Малинина, Муравьев, Бирюкова ( бирюк - волк), Чевелев (чивиль-

               воробей), Шпак ( скворец), Бобровы. Туровы.

Где же можно узнать толкование Фамилий?

  1. В областных, районных архивах, в храмах, где хранятся регистрационные

      книги за 200-300 лет.

  1. Словари и справочники фамилий

(рассматривание книг на выставке)

. Чтение стихотворения С. Михалкова "Финтифлюшкин".

 V Итог урока. Дом. задание

Литература

  1. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий - М.; Аст Астрель, 2001.
  2. Михалков С. В. Мой друг -. М.; Детская литература, 1990.
  3. Ткаченко П.И. Кубанский говор. - М.; Граница, 1998.
  4. Успенский Л.В. Ты и твое имя - Ленинград; Детская литература, 1972.
  5. Федосюк Ю.А. Фамилия - М.; Детская литература, 1969    !
  6. Шейко Н.И. Русские имена и фамилии - М.; Вече, 2005.
  7. Краснякова В.А. Мой дом - моя крепость.// Читаем, учимся. играем. - 2005. - №3. - с. 58-60.
  8. Титовская Н.Н.  Путешествие в историю имен.// Читаем, учимся. играем. - 2005. - №3, - с. 61-63.
  9.  Жабкина Н.М. Загляните в семейный альбом.// Читаем, учимся. играем.- 1998.-№5.-с.94-96. !
  10. Несмеянова В.В.. Загляните в семейный альбом.// Читаем, учимся. играем.- 1998.-№5.-с.97-98.
  11. Гисматулина С. Моя родословная.// Воспитание школьников.-2000.-№10.-с.36-37.

  1. Электронный проект - "Узнай свою родословную"
           
    http://respublikaidei.ru/objects/object112.html
  2. )www.hist.nnov.ru Архивы России. Гостевая книга
  3. www.hist.nnov.ru Семейный архив на основе родословного дерева - программа "Наследия"

Министерство образования РФ

                                                                             Разработала учитель СОШ №55

                                              Кошман Марина Ивановна

Ст. Старонижестеблиевская 2006г.

3

1

1

2

3

4

4

2



Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: геометрические фигуры

Цель: проверить умение детей различать геометрические фигуры: квадрат. треугольник, круг; упражнять на развитие пространственных представлений; учить находить закономерность, оперировать понятиями "выше", "ниже"; развивать логическое мышление, наблюдательность, речь учащихся; воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование: раздаточный материал "Геометрические фигуры", стихи из " Математики"

 (__________), загадки с картинками (самолет, поезд. корабль), рисунок кораблика на клеточках ( для сильных дополнительно мотоцикл), набор картинок "Кто выше летает?"

Ход занятия:

  1. Организация детей.
  2. Сообщение темы и задач занятия.
  1. Чтение загадок о геометрических фигурах. (Дети находят фигуры из раздаточного материала)
  2. - Покажите угол на треугольнике. Какая фигура получится, если отрезать один уголок? (учитель рисует на доске)
  3.                 Физминутка (чтение загадок из сборника о самолете, корабле, поезде; имитация

                           движений этого транспорта)

                                                                         

                                               

                 4.Попробуем теперь из этих фигур точно по клеточкам нарисовать кораблики:

5.                    Игра на развитие внимания "Летает, не летает".

                       работа по картинке "Что выше летает?"

6. Задание "Точки".

    Ребенку дают карандаш и рисунок. на котором поставлены точки

- Соедините точки таким образом, чтобы получились квадраты: самый большой и самый маленький.

- Какие еще квадраты могли бы у вас получиться? Сосчитайте общее количество квадратов разного размера.

  1. Игра на внимание " Круг, квадрат, треугольник"

  1. Итог урока.

- Найди закономерность и дорисуй:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям учащихся начальной школы

В статье даются ключевые советы родителям, как помочь своему ребенку быть успешным в учебе.Заповеди родителям помогут ребенку быть уверенным в себе, правильно расставить приоритеты в своей школьной жи...

советы родителям учеников начальной школы

советы родителям на каждый день...

Дефектолог советует. Рекомендации родителям. Сборник статей и памяток для родителей учащихся начальной школы

Пособие предназначено для родителей учащихся начальной школы. Авторы статей раскрывают причины некоторых школьных трудностей и способы их преодоления. В брошюру вошли рекомендации психологов, логопеда...

Формы взаимодействия школы с семьёй, работа с родителями в начальной школе

В работе указаны формы и методы проведения родительских собраний, формы взаимодействия школы с семьёй. Отмечены правила при подготовке к родительским собраниям, и принципы общения с родителями. Предст...