урок русского языка во 2 классе по теме:" Когда командует словарь" УМК "Гармония"
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Жумабаева Динара Тугульбаевна

конспект урока с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Когда командует словарь"

Цель: Создать условия для развития чувства орфографической уверенности учащихся при работе со словами с непроверяемым написанием.

Задачи:

  1. продолжить освоение понятия “непроверяемая орфограмма”
  2. работать над разграничением проверяемого и непроверяемого написания
  3. совершенствовать умения пользоваться орфографическим словарем
  4. прививать любовь к родному языку, воспитывать ответственность и чувство собственного достоинства
  1. Актуализация знаний.

- какие главные орфограммы мы знаем?

- какую орфограмму изучили недавно?

- почему  эти орфограммы называют главными?

- посмотрите на доску и прочитайте слова.

На доске карточки со словами  весна, вода, чувство, травка, солнце, ребята, снег.

-разделите слова на три группы по виду орфограмм. ( безударные, парные согласные, непроизносимые согласные в корне слов).

- какие слова отнесли к орфограмме безударной гласной?

- какая орфограмма в слове весна? Какое проверочное слово? (вёсны)

-какое следующее слово?  Вода. Подберём к нему проверочное слово. (воды)

- следующее слово ребята. ( это словарное слово, к нему проверочное слово не подбирается)

- в слове чувство какая орфограмма? (непроизносимая согласная)

- подберём проверочное слово. ( это слово словарное, его написание нужно запомнить).

- в слове травка какая орфограмма? ( парная согласная в корне слова).

- подберем проверочное слово. (трава)

-ко всем ли словам мы подобрали проверочные слова?

-назовите слова , к которым мы подобрали проверочные?

- какие слова остались?

-запишите эти два слова в тетрадь.(ребята, чувство).

- как мы эти слова называем? (словарные)

-куда мы обращаемся, чтобы узнать как пишется слово? ( к словарю)

2 сообщение темы и цели урока.

- над какими словами сегодня будем работать?

- сегодня мы продолжаем обращаться к словарным словам и будем работать со словарем.

- прочитаем тему урока : «Когда командует словарь?»

- кто может ответить сразу на этот вопрос? Затрудняемся.

- что же делать, если написание слова нельзя узнать, действуя по правилу? (посмотреть в словарь)

- как называются эти орфограммы? (непроверяемые)

- а теперь  обратимся к страницам учебника и узнаем сообщение ученых о словарных словах.

3 чтение правила в учебнике.

- как называют ученые орфограммы словарных слов? (непроверяемые)

- почему? (нельзя подобрать проверочные слова)

- что нужно делать? ( смотреть в словарь)

-как показать, что орфограмма непроверяемая? (подчеркнуть тремя чертами)

А теперь потренируемся по упр 452. Прочитайте задание.

- кто её автор?

- как она называется?

-а строки, которые пропущены вспомнишь? (задание читает ученик)

- а хотите услышать как  эти строки читал сам автор? Фонограмма.

4 работа у доски.

Прочитайте задание  на след. Странице

- выпишем все названия предметов, у которых в корнях есть безударные гласные, не теряй предлоги.

- какое первое слово? Медведи запишет это слово … (комментирует, ставит ударение. Подчеркивает орфограммы )

- можно подобрать проверочное слово? Нет.

- почему? Непроверяемая орфограмма.

- что нужно сделать? Запомнить.

- слова на велосипеде, на собаке, на кобыле, в автомобиле, в трамвайчике пишут у доски комментируя вслух.

- какие из этих слов нам знакомы?

- какие слова встретились впервые? На велосипеде, в автомобиле, в трамвайчике.

- да, эти слова для нас новые, и написание их нужно запомнить.

- иногда, чтобы запомнить написание словарного слова помогает знание о происхождении слова.

- посмотрим не пригодятся ли нам подсказки внука К.И Чуковского. Читает Куаныш.

Физминутка.

5 работа в тпо.

- чтение воспоминаний . запись в строчку слов. Трамвай, велосипед.

-  а след. Воспоминание прочитает. про велосипед читает и комментируя пишет Толя.

-помогли ли нам подсказки? Да.

- давайте наш вывод  сравним с выводом ученых (чтение вывода на стр. 74.)

- согласны вы с учеными?

6 физминутка

7 самостоятельная работа.

- а сейчас вы прочитаете задание под красным квадратиком.

- и выполните упр 454 самостоятельно.

8 работа у доски.

Письмо с окошками по упр 456. -знаю – пишу, не знаю – оставляю окошко.

- посоветуйтесь  и запишите три слова, решив орфографические задачи.

- что вам поможет в решении орфографических задач? (происхождение слва и словарь)

- где вы проверите написание своих слов? ( в словаре)

- приступаем к работе.

- как вы выделили орфограммы?

- помогли вам происхождение слов?

- происхождение слов можно  назвать проверочными словами?

- а для чего они нам нужны? Чтобы легче запомнить написание слов.

- чья пара справилась с заданием, не допустив ни одной ошибки, смело ставьте на полях  восклицательный знак.

- давайте ещё раз проверим написание новых  словарных слов и посмотрим на слайды.

- а теперь поработаем с упражнением 456

Прочитает задание .

- запишем слова, на месте орфограмм оставим окошки и решим орфографические задачи.

- в слове  арбуз какую орфограмму можем проверить? (парную согласную)

- проверочное слово арбузы.  Слышим  звук з- пишем букву з)

-какую  орф. Задачу не решим? Безударную гласную.

- подберите проверочное слово? Нельзя

- почему? Это непроверяемая орфограмма.

Резерв билет, город, завтрак.

Тот . кто решил ОРФО задачи верно, поставит себе ! на полях

9 итог урока.

Возвратимся к нашему вопросу: когда командует словарь?

- как вы теперь ответите на этот вопрос?  Когда нельзя подобрать проверочные слова.

- что нам нередко помогает запомнить словарные слова?  Происхождение.

- можно ли эти подсказки считать проверочными словами? нет

10 оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Открытый урок в 4-м классе на тему "Когда-то давным-давно"

Открытый урок в 4-м классе на тему "Когда-то давным-давно"...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему : "Когда наступит лето?" Плешаков

Целью урока по  окружающему  миру "Когда наступит лето?", проведенный в 1классе является определение  характерных признаков смены времен года, соотношение временных промежутков; воспиты...

Урок математики в 4 классе по теме "Когда цена постоянна" (УМК "ПНШ)

В разработке представлены конспект урока, слайды к уроку, карточки для самостоятельной работы....