Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему

Лексакова Наталья Вячеславовна

Урок русского языка во втором классе по программе "Школа России". Авторы учебника В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst-povestvovanie..docx85.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Тема урока: Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов? (2 класс).

Цель: дать представление о тексте-повествовании и его признаках,  учить выделять в тексте глаголы;  развивать речь учащихся;  воспитывать любовь к природе.

Ход урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся  ответить на два вопроса. Давайте прочитаем их в учебнике. (Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?)

-Какие термины нам уже знакомы? (Текст и глаголы)

- Кто может ответить, что мы называем текстом? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу).

- Верно. А сейчас поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте.

    Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

    Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

    Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.  

                                        К.Ушинский.

- Что мы прочитали? (Текст)

- Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу)

- О чем этот текст? (Этот текст о солнышке)

- Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.)

- Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? (Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.)

- Сколько частей в этом тексте? (Три)

- Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.)

- Прочитайте I часть.    (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.)

- Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста? (Солнышко выплыло и стало рассылать лучи.)

- Что случилось потом?  Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку.)

- Хорошо. А кто такой жаворонок? (Это птица.)

- Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит.  Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья.

- О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Второй луч попал на зайчика. Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку.)      

- Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика.

- Найдите и прочитайте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте. (Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать.)

- Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? (Нам ничего не понятно без глаголов)

- Расскажите,  какую роль играют в этом тексте глаголы?  (Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа)

- Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Что случилось после того, как вышло солнышко?)

- А теперь представьте, что вам дали задание не рассказать, а нарисовать этот текст. Сколько картинок у вас бы получилось? (Три)

- А почему три? (Потому что я бы нарисовала картинку к каждой части текста)

- Подумайте, можно ли все события, происходящие в этом тексте изобразить на одной картинке? (Нет)

- Верно.

- Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование. Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. (Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?)

- Что еще можно добавить к этому правилу? (То, что текст – повествование нельзя изобразить на одной картинке)

- Хорошо. Вернемся к тексту. Какое задание мы забыли выполнить? Прочитайте. (Выпиши из текста предложение о жаворонке.)

Запишите предложение. Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.)

- Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.)

- И всё? Посмотрите внимательно на это предложение, что еще сделал жаворонок? (Выпорхнул, поднялся и запел.)

- Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре)

- Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше.

ФИЗМИНУТКА.

- Посмотрите на картинки, которые находятся на доске. Как можно назвать их одним словом? (Овощи)

                                          

- Представьте, что мама принесла из магазина эти овощи и поручила вам приготовить салат. Что вы будете делать сначала? Потом? После этого?

- Составьте и запишите повествовательный текст на тему «Как приготовить салат». Начните так: «Мне поручили приготовить салат.  Сначала я вымыл овощи.  Потом…» (дети работают самостоятельно)

- Давайте послушаем, что у вас получилось.

  1. Мне поручили приготовить салат.  Сначала я вымыла овощи.  Затем порезала огурцы, помидоры и лук. Потом посолила и перемешала овощи.  Салат готов.

  1. Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыла овощи. Когда овощи немного подсохли, я достала глубокую тарелку и стала их резать. Потом добавила масло и соль, перемешала. Салат получился очень вкусным.

- Молодцы! Найдите в своём тексте глаголы, обозначьте их.

- Скажите, пожалуйста, о чём вы узнали сегодня на уроке?  (Мы узнали, что такое текст-повествование)

- Какой текст называют текстом-повествованием? (Это такой текст, в котором рассказывается о каких-нибудь событиях, которые происходят одно за другим.)

- Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что случилось? Что произошло?)

- Достаточно ли будет одного снимка, чтобы сфотографировать события, о которых говорится в тексте-повествовании? (Нет, потому что все события, о которых рассказывается в таком тексте  происходят друг за другом, и их нельзя увидеть одновременно.)

Домашнее задание.

                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Что такое текст - повествование? Какова в нем роль глаголов?"

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Что такое текст - повествование? Какова в нем роль глаголов?" 2 класс...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?"

Цель: создать условия для приобретения новых знаний при организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по определению типа текста с применением приёмов и методов, направленных ...

Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?, 2 класс, УМК Школа России

Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?, 2 класс, УМК Школа России...

Конспект урока по математике на тему "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?" 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с текстом-повествованием и ролью глаголов в нём; создание условия для развития речи, умения работать с текстом.Планируемые результатыПредметныезнать: что...

Конспект урока по русскому языку «Что такое текст - описание? Какова в нём роль прилагательных?», 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о тексте-описании, умение определять в тексте-описании роль прилагательных.Планируемые результатыПредметные знать: определение понятий «...

Конспект урока "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов? "

Конспект урока "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов? "...