Главные вкладки

    План-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему:
    Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?

    Урок русского языка во втором классе по программе "Школа России". Авторы учебника В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    tekst-povestvovanie..docx85.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка во 2 классе.

    Тема урока: Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов? (2 класс).

    Цель: дать представление о тексте-повествовании и его признаках,  учить выделять в тексте глаголы;  развивать речь учащихся;  воспитывать любовь к природе.

    Ход урока.

    - Ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся  ответить на два вопроса. Давайте прочитаем их в учебнике. (Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?)

    -Какие термины нам уже знакомы? (Текст и глаголы)

    - Кто может ответить, что мы называем текстом? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу).

    - Верно. А сейчас поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте.

        Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

        Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

        Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.  

                                            К.Ушинский.

    - Что мы прочитали? (Текст)

    - Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу)

    - О чем этот текст? (Этот текст о солнышке)

    - Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.)

    - Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? (Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.)

    - Сколько частей в этом тексте? (Три)

    - Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.)

    - Прочитайте I часть.    (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.)

    - Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста? (Солнышко выплыло и стало рассылать лучи.)

    - Что случилось потом?  Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку.)

    - Хорошо. А кто такой жаворонок? (Это птица.)

    - Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит.  Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья.

    - О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Второй луч попал на зайчика. Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку.)      

    - Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика.

    - Найдите и прочитайте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте. (Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать.)

    - Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? (Нам ничего не понятно без глаголов)

    - Расскажите,  какую роль играют в этом тексте глаголы?  (Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа)

    - Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Что случилось после того, как вышло солнышко?)

    - А теперь представьте, что вам дали задание не рассказать, а нарисовать этот текст. Сколько картинок у вас бы получилось? (Три)

    - А почему три? (Потому что я бы нарисовала картинку к каждой части текста)

    - Подумайте, можно ли все события, происходящие в этом тексте изобразить на одной картинке? (Нет)

    - Верно.

    - Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование. Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. (Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?)

    - Что еще можно добавить к этому правилу? (То, что текст – повествование нельзя изобразить на одной картинке)

    - Хорошо. Вернемся к тексту. Какое задание мы забыли выполнить? Прочитайте. (Выпиши из текста предложение о жаворонке.)

    Запишите предложение. Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.)

    - Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.)

    - И всё? Посмотрите внимательно на это предложение, что еще сделал жаворонок? (Выпорхнул, поднялся и запел.)

    - Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре)

    - Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше.

    ФИЗМИНУТКА.

    - Посмотрите на картинки, которые находятся на доске. Как можно назвать их одним словом? (Овощи)

                                              

    - Представьте, что мама принесла из магазина эти овощи и поручила вам приготовить салат. Что вы будете делать сначала? Потом? После этого?

    - Составьте и запишите повествовательный текст на тему «Как приготовить салат». Начните так: «Мне поручили приготовить салат.  Сначала я вымыл овощи.  Потом…» (дети работают самостоятельно)

    - Давайте послушаем, что у вас получилось.

    1. Мне поручили приготовить салат.  Сначала я вымыла овощи.  Затем порезала огурцы, помидоры и лук. Потом посолила и перемешала овощи.  Салат готов.

    1. Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыла овощи. Когда овощи немного подсохли, я достала глубокую тарелку и стала их резать. Потом добавила масло и соль, перемешала. Салат получился очень вкусным.

    - Молодцы! Найдите в своём тексте глаголы, обозначьте их.

    - Скажите, пожалуйста, о чём вы узнали сегодня на уроке?  (Мы узнали, что такое текст-повествование)

    - Какой текст называют текстом-повествованием? (Это такой текст, в котором рассказывается о каких-нибудь событиях, которые происходят одно за другим.)

    - Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что случилось? Что произошло?)

    - Достаточно ли будет одного снимка, чтобы сфотографировать события, о которых говорится в тексте-повествовании? (Нет, потому что все события, о которых рассказывается в таком тексте  происходят друг за другом, и их нельзя увидеть одновременно.)

    Домашнее задание.