Формирование навыков самостоятельной работы на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Этот материал рассказывает как выработать навыки самостоятельной работы на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование приёмов самостоятельной работы на уроках русского языка.

     Проблема формирования умений самостоятельной работы актуальна для всех школьных предметов. Научить детей учиться, самостоятельно трудиться – одна из главных задач. От её  решения во многом зависит эффективность учебно- воспитательного процесса.

    Основная задача уроков русского языка – развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления. Самостоятельная работа одна из главных средств развития мышления и речи учащихся, усвоение учебного материала, закрепления и проверки знаний, создание основы для развития интереса.

     Самостоятельная работа развивает творческие способности детей, воспитывает волю и внимание, настойчивость в достижении направленной цели, прививает им «вкус» к поиску, к самостоятельным открытиям.

       Самостоятельная работа имеет определенную структуру. Она включает  три этапа:

                     I этап – подготовительный

                    II этап – исполнительный

                    III этап – проверочный

            I ( подготовительный) этап – это знакомство с заданием, ориентировка в нем. Ребенок выслушав задание, рассматривает предметы или чертеж, читает или перечитывает условие задачи, содержание текста. В ходе этого он осуществляет анализ задания и связанный с ним синтез, т.е. осмысливает его, выделяя,  что дано в задании, что нужно узнать или сделать, какие потребуются для этого знания и действия, составляет план выполнения задания.

           II ( исполнительный ) этап заключается в том, что ученик,  разобравшись в задании и составив план действий, выполняет и проверяет его.

          III ( проверочный ) этап заключается в том, что ученик выполнив задание, сам по собственной инициативе, проверяет работу и оценивает ее, т.е. осуществляет самоконтроль и самооценку.

         Таким образом, в структуру самостоятельной работы входят: анализ работы (задания), поиск способов ее осуществления, планирование работы, выполнение, проверка и оценка сделанной работы.

        При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность в усвоении знаний, умений и навыков в развитии мышления,  речи, памяти и творческого воображения.

        Большое место занимает самостоятельная работа с учебником, его текстом, иллюстрациями и картами. Огромное значение такой работы во многом объясняется особенностями письменной работы. При восприятии письменной речи, в отличии от устной, нет принудительного темпа: ученик, читая, может остановиться, чтобы продумать прочитанное, может неоднократно возвращаться к одному и тому же материалу, чтобы глубже его осмыслить.

       В начальных классах широко применяется самостоятельная работа с дидактическим материалом, который очень разнообразен. Это набор карточек с рисунками, буквами , слогами, словами, текстом, цифрами, задачами и т.д. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство словарного запаса.

          Чем богаче активный словарный запас детей, тем содержательней и красочней его устная и письменная речь. Обогащение словарного запаса может способствовать такая организация учебной деятельности, которая будет направлена:

  1.  На воспитание и осознание смыслового содержания изучаемых слов, однокоренных слов, оттенков значению этих слов, сочетаемость слов и устойчивость оборотов;
  2. На развитие пользоваться словами, объясняя значение слов и особенности  их употребления в речи;
  3. На формирование умения пользоваться словом в речи при построении собственного речевого высказывания.

Словарные упражнения не должны быть направлены только на запоминание определенного списка слов вне всякой связи с общей системой занятий по языку. У младших школьников необходимо воспитывать умение формировать смысл изучаемых слов, словесно раскрывать содержание понятий обозначенных в языке данными словами.

      Приведу некоторые виды самостоятельной работы на уроках.

  1.  Обязательно прочитываем на уроке определенное количество слов и как они пишутся. Это способствует развитию зрительной памяти.
  2. Впиши в предложения подходящие по смыслу слова.

 Сапоги, ботинки – это обувь, а …… - это одежда. Заяц,……., .......... – это звери, а……., ………, ……. – это птицы.  Пенал,……,……… это учебные принадлежности, а ……., …….. инструменты. Морковь, ……….,……….  Это овощи.    

Дети не просто вписывают слова, но и узнают их лексическое значение

  1. Работа по темам «Животные», «Растения», «Овощи», «Транспорт»
  2. В плане активизации и обогащения словарного запаса уч-ся при изучении слов из «Словаря» учитель может предложить игры типа «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто быстрее?» и т.д.
  3. «Кто быстрее?» к данным словам подберите противоположные по значению слова

Белый - …….., юг - ……, запад - ……, грустно - ….., медленно - ……., плохо - ……, друг - ……

  1. «Кто быстрее и правильно»    К данным словам подберите подходящее по смыслу слова из словаря. Напиши составленные словосочетания

Жаренный - ……..,  восточный - ………, соленый - …….., тракторный- ……, зеленая - ……, сытный - …….., школьный - ………., огородное - ……… .

Переходить (что?)……….,    ехать ( на чём?) ……..,  сварить ( из чего?) - ……., рисовать (чем?) ………, выращивать (что?)…………, гордиться (кем?)…………

      Здесь можно предложить детям 4 класса  определить падежи, повторить правописание падежных окончаний существительных.

  1. « Кто лучше знает словарные слова?»

« ………….., мамочка, обед был очень вкусный!»- сказала Таня вставая из-за стола.  « Папочка, ………..» - сказала Таня, уходя  в школу.    «……» - сказала Лена учительнице, входя в класс.

                               КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ

Учитель показывает картинки с изображением предмета, а дети самостоятельно записывают их. Или учитель вывешивает сюжетную картинку, а дети или просто выписывают словарные слова или слова по заданной теме.

       Развитие моторной и зрительной памяти, закрепление трудных орфограмм служит письмо по памяти. Здесь можно провести различные виды самостоятельной работы, такие как зрительно- слуховой диктант, диктант – игра «Кто больше запомнит?», «Кто лучше запомнит?».

         Цель – совершенствовать память, без чего невозможно развитие орфографических навыков. Чаще всего этот диктант используют в 1 и во 2 классах. Например учитель с детьми отработал написание сочетаний  од и ле. После этого он предлагает игру – диктант, предупредив детей, что од и ле встретятся в словах диктанта и нужно записать только те слова, где есть эти сочетания. Учитель диктует по три слова.

Родной, ягода, урожай.

 Огурец, лето, летит.

Молоток, лесной, капуста.

       Затем подсчитывают, сколько слов удалось запомнить, и проверяют, правильно ли записаны слова. Определяется победитель.

                      ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ   ДИКТАНТ. 

Ученики выписывают из продиктованного текста определенные грамматические категории ( глаголы, имена существительные или прилагательные), а затем заново конструируется текст по выписанным словам. Этот вид работы увеличивает степень самостоятельности и активности детей,т.к. хотя выписанные  « опорные» слова – категории и помогают запомнить прослушанное, но и дают возможность запомнить текст дословно и ученикам приходиться самостоятельно создавать текст.

               СОСТАВЛЕНИЕ   ТЕКСТА   ПО  АНАЛОГИИ.

        Ученики под руководством учителя зрительно воспринимают текст, определяют его тему и идею, обращают внимание на лексические средства языка  и составляют самостоятельно связанный текст, сходный с данным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от наго  по содержанию. При составлении текста по аналогии возможно использование картины или иллюстрации, что поможет ученику составить текст.

     Например.

           Все знают эти простые цветы. Они похожи на маленькое солнышко с золотыми лепестками – лучами. Все лето цветут эти цветы. Созревшие семена этих цветов собраны в легкий шарик. Дунешь на шарик – полетят в воздух лучистые семена

           Значение самостоятельной работы в учебном процессе трудно переоценить. Она  способствует формированию самостоятельности как качества личности, реализации принципа индивидуального подхода, позволяет дифференцировать учебные задачи и тем самым содействовать достижению действительно сознательного и прочного овладения знаниями.

       Показатели качественного усвоения изучаемого материала – активная работа всех учеников класса; умение каждого ученика выполнять задания под руководством учителя и обосновывать свои действия; самостоятельно выполнить  аналогичные задания..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Разделительный мягкий знак"(практический материал)

Этот материал позволяет освоить учащимися тему разделительный мягкий знак,место его в словахи развить орфографическую зоркость...

Формирование навыков культуры речи на уроках русского языка

Опыт работы показывает, что всё-таки многие выпускники школы по-прежнему слабо ориентируются в вопросах, связанных с культурой речи. Это показывают и результаты тестирования по русскому языку. Из трех...

Система упражнений для формирование навыков культуры речи на уроках русского языка во 2 классе

Данная система упражнений направленна на формирование культуры речи на уроках русского языка во 2 классе....

статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"

Данная статья содержит практические рекомендации для учитетелй начальных классов по формированиюнавыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе....

"Формирование навыков проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе"

Работа по формированию навыков проектной деятельности на уроках русского языка по программе УМК "Школа России"...

Доклад «Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка»

Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.  К.Д.Ушинский...