Урок русского языка в 4 классе по теме "Глагол"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка в 4 классе по развивающей системе Л.В.Занкова. Данный урок проведён в системе уроков по теме: "Глагол", "Обобщение". Целью урока является закрепление  знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописание безударных личных окончаний глагола. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Глагол. Обобщение»

(система Занкова)

Учитель высшей квалификационной категории «МОУ СОШ№1 р.п. Дергачи», Саратовской области, Головкина Елена Николаевна.

Цели:

Обучающая:

1закрепить  знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописание безударных личных окончаний глагола;

2способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.

Развивающая:

1развивать речь детей, орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся,

2активизировать словарный запас.

Воспитывающая:

1воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь.

2воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

«Чтоб глаголов больше знать,  нужно много вам читать,

Книг заветные страницы, полистай ты, не ленись же!»

Есть различные журналы – их читай и развивайся.

Сегодня проводится расширенное заседание редакционного совета журнала «Глагол»

 Наша цель: проверить знания и сделать вывод: достаточно ли мы готовы к выпуску майского номера.

На заседании присутствуют:

Редакторы, журналисты, корреспонденты, корректоры и наши гости, они же эксперты!

Итак! Все в сборе! Начинаем!

Ученица: Интересная часть речи в русском языке живёт,

Кто, что делает расскажет, чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пляшет, или забивает «гол».

Варит, жарит, моет, чистит – всё расскажет нам глагол!

Эпиграф:  «Глагол- самая огнепышущая, самая живая часть речи»

                                                                        А.Югов.

Как вы понимаете?

(по частоте употребления глагол занимает второе место после существительного)

Какие слова лишние: новости,  мочь, печь, сказать, говорить, знать, счастье, видеть?

Почему оставили эти слова? (они глаголы, н.ф, часто употребляемые)

 Не зря ж говорят, что глагол самая «деловая» часть речи, т.к. всегда расскажет, что делает существительное, т.к. слова – глаголы всегда в движении.

Теоретическая пятиминутка.

Для того, чтобы качественно выполнять работу, сотрудники всех отделов редакции журнала  должны хорошо разбираться в теории.

Корректоры- за компьютеры!(индивидуально 2 человека)

- из глаголов н.ф.  образовать глаголы 1, 2 и 3 лица, ед.числа

Мочь         могу     можешь   может(1спр)

Сказать   скажу   скажешь   скажет (2спр)

Говорить  говорю  говоришь говорит(2спр)

« Блиц – опрос»

Что такое глагол?  Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы  (Что делать?  Что сделать? Что делает? Что будет делать? Что сделает? Что делал? Что сделал?)

Глаголы какого вида известны вам?  (совершенного и несовершенного, что делать? Что сделать? Рисовать, нарисовать)

Глагол какой формы отвечает на вопросы Что делать? Что сделать

(Глагол неопределённой формы бежать, играть, учить) ь?

Какие суффиксы у глаголов в н.нф?  (-ть, ти, -чь петь, идти, стеречь)

Что вы можете сказать о прошедшем времени глагола? (глагол в прошедшем времени отвечает на вопрос  что делал? Что сделал? И обозначает действие, которое происходило ранее. Имеет суффикс л. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и родам.

Что такое спряжение глаголов? (это изменение по лицам и числам)

Какие глаголы относятся к 1 спряжению? (в личных окончаниях гласная Е, во мн числе 3 лице –ут, -ют)

Назовите глаголы – исключения 1 спряжения (брить, стелить)

Как определить спряжение глаголов  с безударными личными окончаниями?

(поставить глагол в н.ф., посмотреть на глагольный суффикс и 2спр.+11 глаголов исключений.

Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?(сказуемым)

Как иначе называется глагол в неопределённой форме? (инфинитив)

Что указывает на возвратность глагола? Суффикс –ся.

Как изменяются глаголы? ( по временам, лицам, числам, а в прошедшем времени по родам , числам)

Что вы можете сказать о временных изменениях глагола?(н.вр,пр.вр, б.вр)

Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? (в личных окончаниях гласная И, во мн.ч.3 лице –ат,- ят.)

Назовите 11глаголов исключений.

Как пишется отрицательная частица НЕ с глаголами?

Работа в паре.

С теоретической подготовкой всё в порядке. Значит можно переходить к практической части нашего заседания.

-проспрягать глаголы иду, говорю.

Не для кого не секрет, что  сотрудник  журнала д.б. очень эрудированным  и грамотным. Поэтому ваша работа заключается в том, чтобы узнать как можно больше информации и поделиться ею с нами.

А. Отдел писем перед вами  материал, который необходимо поместить в номер журнала, но над ним нужно ещё поработать.

                              В.сна.

     (При)шла  долгожданная в.сна.  Д.ревья   (про)буждают.ся  (от)зимнего сна и (на)полняются  соками. Поч?ки  (на)чинают быстро (на)ливат. ся и (раз)вёртыват. ся  (в) з.лёные  лист.я.

    Ты вид.ш?  кр.соту р.дной пр.роды и радуеш?ся  (на)ступлению в.сны.

 Объясни написание. Выпиши глаголы, поделив на группы:

Пришла(пр.вр), начинают(н.вр.,мн.ч), пробуждаются , наполняются(3л.ед.ч),

Наливаться, развёртываться(нФ, возвратный), видишь(2спр), радуешься(1спр)

Какой глагол оказался «лишним»? (пришла, пр.вр)

Поставьте глаголы в инфинитив, и образуйте от них возвратные.

Пробуждать                                 пробуждаться

Наполнять                                     наполняться

Наливать                                       наливаться

Развёртывать                               развёртываться

Какая особенность возвратных глаголов? (они обращают действие на себя с помощью суффикса –ся)

Физминутка для глаз.

_Поиграем  мы в футбол и  зобьём в ворота –гол!

Б. Отдел «Новостей»

Наш спец.кор из-за рубежа прислал шифровку, в ней нужно найти и и выписать глаголы, определив время, число, лицо.

Качался

Гремишь

Звенят

Дует

Спою

Льют

Жужжим

Чернеешь

Цвёл

Трёт

Орфографический или словарный отдел.

Загадка: Когда мультфильмы я смотрю внимательно, она прервёт на самом интересном обязательно. Расхвалит «Сникерс», «Орбит», «Милки уэй», чтоб мамы покупали нам скорей. Хвалить товар она затем старается, что в магазинах он быстрее раскупается. (реклама)

Чтобы привлечь внимание нашему журналу, нужна реклама. Каково значение этого слова?

Реклама-это яркая информация о каких либо товарах с целью привлечь внимание  и увеличить спрос на них , объявление с такой информацией.

Это слово заимствовано из французского языка, где реклама означает «кричать», «зазывать». Первоначально реклама была устной. Объясните орфограмму:

Реклама –рекламный, рекламировать, рекламист.

Выделите корень. Фонетический разбор слова.

Ученик четвёртого класса снимался в рекламном ролике.

Лексическая работа.

Ребята! Чтобы отредактировать, подготовить материал к печати, редактору необходимо иметь большой словарный запас. Поэтому вы должны умело пользоваться синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами.

А, кстати, что такое антоним? Синоним?

Замени фразеологизм  одним словом-глаголом.

Оказывать помощь

Вести наблюдение

Очищать пол от сора

Давать советы

Покрываться цветами

Принимать решение.

-что объединяет эти глаголы? (это глаголы 1 спряжения)

_Запишите синоним и антоним к глаголам.

Грустить – печалиться – унывать – радоваться – веселиться

Бранить – ругать – хвалить

Бледнеть – белеть – краснеть.

_Замените фразеологические обороты и запишите подходящие к ним синонимы.

Повесил нос –огорчился.

Клевать носом –дремать.

Водить за нос – обманывать.

Коллеги! Мы с вами говорим, что глагол - самая живая и действенная часть речи. Но часто в жизни происходят вот такие казусы:

«За столом сказала мать: хватит языком болтать!

А сынишка осторожно: а болтать ногами можно?»

Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами.

Болтать – это многозначное слово.

1разговаривать много, быстро.

2делать движения ногой.

Слово редакторам: мы подобрали пословицы, в которых встречались глаголы. Определите в чём особенность этих глаголов?

Объясните смысл пословицы.

 Дарёному коню в зубы не смотрят.

Рыбак рыбака видит из далека.

Слышишь звон, да не знаешь где он.

Бумага всё стерпит.

Определите спряжение.

Отдел «Критики»  приготовил нам задание.

Работа по учебнику.

Время нашей работы подходит к концу.

Рефлексия:

-что понравилось на уроке?

-чем именно ты можешь пополнить страницы журнала?

А теперь вопрос коллеге:

-определи время глагола «позвал»?

-на что указывает суффикс в глаголе «откликается»?

-определи число и лицо глагола «думают»

-каким членом предложения является глагол?

-укажи форму глагола «открывать»

-какой формообразующий суффикс есть у глагола «прыгал»

--определи спряжение глагола «любит»

-определи лицо глагола «согреваешь»

-определи время, число и род глагола «перекусил»

Определи время глагола «выскочит»

Определи вид глагола «спеть»

 Итак: номер майского журнала «Глагол» выйдет в срок. Все сотрудники поработали на славу, за что и благодарю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заседание редакционного совета журнала «Глагол»

Слайд 5

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. А. Югов.

Слайд 7

Декабрь Слово декабрь пришло из Византии и называется «декемерий». Это первый месяц зимы, «студень» или «снежень». Декабрь и «замостит» и «загвоздит». В этом месяце у лося отваливаются рога. Лесной зверь оставляет на снегу следы – снежные записи для охотников.

Слайд 8

А Ч К А Ч А Л С Я Я О Е Р Т Ю Й А Щ Р Ч Г Р Е М И Ш Ь Ё В Я Ь Н Ф С Е П Л Г К З Ж Е Э П О К Ш Ы А Ъ У Е Х А З В Е Н Я Т Ж Ш У Ф П С Ц Н К Р Ж Ь Д У Е Т В Ф М Ё И С Ф Е М Р Ё Н Е Т М С П О Ю Ш Л Ь Ю Т

Слайд 9

А Ч К А Ч А Л С Я Я О Е Р Т Ю Й А Щ Р Ч Г Р Е М И Ш Ь Ё В Я Ь Н Ф С Е П Л Г К З Ж Е Э П О К Ш Ы А Ъ У Е Х А З В Е Н Я Т Ж Ш У Ф П С Ц Н К Р Ж Ь Д У Е Т В Ф М Ё И С Ф Е М Р Ё Н Е Т М С П О Ю Ш Л Ь Ю Т

Слайд 10

А Ч К А Ч А Л С Я Я О Е Р Т Ю Й А Щ Р Ч Г Р Е М И Ш Ь Ё В Я Ь Н Ф С Е П Л Г К З Ж Е Э П О К Ш Ы А Ъ У Е Х А З В Е Н Я Т Ж Ш У Ф П С Ц Н К Р Ж Ь Д У Е Т В Ф М Ё И С Ф Е М Р Ё Н Е Т М С П О Ю Ш Л Ь Ю Т

Слайд 11

А Ч К А Ч А Л С Я Я О Е Р Т Ю Й А Щ Р Ч Г Р Е М И Ш Ь Ё В Я Ь Н Ф С Е П Л Г К З Ж Е Э П О К Ш Ы А Ъ У Е Х А З В Е Н Я Т Ж Ш У Ф П С Ц Н К Р Ж Ь Д У Е Т В Ф М Ё И С Ф Е М Р Ё Н Е Т М С П О Ю Ш Л Ь Ю Т

Слайд 12

А Ч К А Ч А Л С Я Я О Е Р Т Ю Й А Щ Р Ч Г Р Е М И Ш Ь Ё В Я Ь Н Ф С Е П Л Г К З Ж Е Э П О К Ш Ы А Ъ У Е Х А З В Е Н Я Т Ж Ш У Ф П С Ц Н К Р Ж Ь Д У Е Т В Ф М Ё И С Ф Е М Р Ё Н Е Т М С П О Ю Ш Л Ь Ю Т

Слайд 13

А Ч К А Ч А Л С Я Я О Е Р Т Ю Й А Щ Р Ч Г Р Е М И Ш Ь Ё В Я Ь Н Ф С Е П Л Г К З Ж Е Э П О К Ш Ы А Ъ У Е Х А З В Е Н Я Т Ж Ш У Ф П С Ц Н К Р Ж Ь Д У Е Т В Ф М Ё И С Ф Е М Р Ё Н Е Т М С П О Ю Ш Л Ь Ю Т

Слайд 14

А Ч К А Ч А Л С Я Я О Е Р Т Ю Й А Щ Р Ч Г Р Е М И Ш Ь Ё В Я Ь Н Ф С Е П Л Г К З Ж Е Э П О К Ш Ы А Ъ У Е Х А З В Е Н Я Т Ж Ш У Ф П С Ц Н К Р Ж Ь Д У Е Т В Ф М Ё И С Ф Е М Р Ё Н Е Т М С П О Ю Ш Л Ь Ю Т

Слайд 15

А Ч К А Ч А Л С Я Я О Е Р Т Ю Й А Щ Р Ч Г Р Е М И Ш Ь Ё В Я Ь Н Ф С Е П Л Г К З Ж Е Э П О К Ш Ы А Ъ У Е Х А З В Е Н Я Т Ж Ш У Ф П С Ц Н К Р Ж Ь Д У Е Т В Ф М Ё И С Ф Е М Р Ё Н Е Т М С П О Ю Ш Л Ь Ю Т

Слайд 16

А Ч К А Ч А Л С Я Я О Е Р Т Ю Й А Щ Р Ч Г Р Е М И Ш Ь Ё В Я Ь Н Ф С Е П Л Г К З Ж Е Э П О К Ш Ы А Ъ У Е Х А З В Е Н Я Т Ж Ш У Ф П С Ц Н К Р Ж Ь Д У Е Т В Ф М Ё И С Ф Е М Р Ё Н Е Т М С П О Ю Ш Л Ь Ю Т

Слайд 17

А Ч К А Ч А Л С Я Я О Е Р Т Ю Й А Щ Р Ч Г Р Е М И Ш Ь Ё В Я Ь Н Ф С Е П Л Г К З Ж Е Э П О К Ш Ы А Ъ У Е Х А З В Е Н Я Т Ж Ш У Ф П С Ц Н К Р Ж Ь Д У Е Т В Ф М Ё И С Ф Е М Р Ё Н Е Т М С П О Ю Ш Л Ь Ю Т

Слайд 18

А Ч К А Ч А Л С Я Я О Е Р Т Ю Й А Щ Р Ч Г Р Е М И Ш Ь Ё В Я Ь Н Ф С Е П Л Г К З Ж Е Э П О К Ш Ы А Ъ У Е Х А З В Е Н Я Т Ж Ш У Ф П С Ц Н К Р Ж Ь Д У Е Т В Ф М Ё И С Ф Е М Р Ё Н Е Т М С П О Ю Ш Л Ь Ю Т

Слайд 24

Береги зрение! Работая на компьютере, помни: через каждые 15 минут необходимо сделать физминутку для глаз!

Слайд 25

Р е клама Р е кламный, р е кламировать, р е кламист.

Слайд 27

Болтать

Слайд 28

Домашнее задание: С. 119, № 176.

Слайд 30

Кто? Что? Что делает? Что сделает? Какой? Какая? Какие? Какое? Что будет делать? Подлежащее Прошедшее время глагола Ед. ч. ср. р. 3 л., мн. ч. Совершенный вид Сказуемое Инфинитив (н.ф.) 1 лицо 2 лицо Несовершен-ный вид На возвратность глагола Будущее время глагола II спряжение Ед. ч., м. р. Суффикс – ТЬ Суффикс –Л Настоящее время глагола I спряжение Безудар-ные личные окончания Корень слова Изменение по лицам и числам

Слайд 32

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...