Главные вкладки

    План-конспект по русскому языку по теме:
    Проект урока Сочинение по картине " Зима в лесу"

    В данном материале дается разработка урока по развитию речи. Учащиеся пишут сочинение по картине С. А. Куприянова " Зима  в лесу"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    proekt_uroka_zima_v_lesu.rar21.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 178

    Проект урока.

    Тема: « Сочинение  по картине С. А. Куприянова

     « Зима в лесу».

                                                    УЧИТЕЛЬ: КИРИЧЕНКО О. В.

    2009 - 2010 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                      НИЖНИЙ НОВГОРОД

    Цель: учить описывать картину; формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения путем речевой подготовки; предупреждать недочеты и грамматические ошибки; воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

    Оборудование:

    1. Репродукция картины С. А. Куприянова « Зима в лесу»;
    2. Музыкальный альбом П. И. Чайковского « Времена года»
    3. Выставка детских рисунков.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II.Постановка цели урока.

    - Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по картине С. А. Куприянова « Зима в лесу»; постараемся сделать свою речь более точной, красочной, выразительной; также будем развивать умения описывать наблюдаемые объекты по картине.

    Далее учащиеся записывают число и название темы в тетради.

    III. Рассматривание репродукции.

    - Какое время года изображено на картине?

    ( На картине изображена зима.)

    - Какие новые краски появились у природы?

    ( Появились белая, голубая, серебристая краски.)

    Как красоту зимы можно сохранить даже летом?

    ( Можно написать картину, запечатлеть на фото и видеопленке.)

    - Как называется рисунок ( картина) с изображением природы7

    ( Эта картина называется пейзажем.)

    - Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу природу. К ним относятся: Игорь Грабарь, Михаил Фролов, Константин Федорович Юон и многие другие.

    Эту картину написал Сергей Александрович Куприянов. Он замечательный художник, написал сотни картин. Посмотрите, как тщательно прорисовывает его кисть все направления ветвей, какие живые все звери, обитающие в лесу.

    - Каково общее впечатление от пейзажа грустное или веселое?

    ( Веселое, так как кажется, что как будто все кругом искрится: и деревья, и кусты, и сугробы.)

    - Какие чувства, желания рождает рождает у Вас  этот пейзаж?

    ( Хотелось бы побывать в этом лесу и почувствовать всю прелесть русского зимнего леса.)

    - Как, по - вашему, почему художник решил написать эту картину?

    ( Он хотел, чтобы люди увидели красоту этого леса.)

    - Художник назвал свою картину « Зима в лесу», а как бы вы ее назвали?

    ( Зимний лес. Хозяйка Зима.)

    - Подумайте, когда бывает лес таким, каким изобразил его художник: в начале зимы или в середине, в ясную морозную погоду или перед вьюгой?

    ( Лес бывает таким в середине зимы, в ясную морозную погоду.)

    - А как можно понять, что этот день солнечный, ведь самого солнышка здесь нет. Посмотрите на небо.

    ( Небо голубое, нет ни одного облачка. На картине мы видим птиц и зверей, которые вылезли из своих домиков, норок после вьюг и метелей.)

    - А теперь посмотрите на деревья. Все ли деревья сбросили листья?

    ( Нет.)

    - Какие деревья останутся зелеными?

    ( Останутся зелеными ели и сосны.)

    - Покажите их, опишите.

    ( Они стоят в белоснежных шубах и пуховых варежках.)

    - Теперь посмотрим на березки. Какие они?

    ( Березки стройные, хрупкие. Их веточки покрыты серебристым инеем, они тянутся к небу и сливаются с ним.)

    - Кого еще изобразил художник?

    ( Художник изобразил птиц и зверей.)

    Какие птицы изображены на верхушках берез, молодых кустиках деревьев?

    ( Это тетерева. Они живут стаями и кормятся душистыми березовыми почками. Сорока собирает все новости леса. Снегири уселись на молодые веточки деревьев и о чем. То щебечут.)

    - Какие животные изображены на репродукции?

    ( На репродукции изображены лиса, заяц, лось.)

    -  Кого мы видим на переднем плане? Опишите его.

    ( Это лось. У него длинная морда, огромные рога, а на ногах словно чулки натянуты.)

    - Что можно сказать о лисе и зайце?

    ( Заяц притаился в кустах, может быть он испугался лося, подумал, что тот его догонит и затопчет. А рыжая лиса возвращалась с охоты. Лапка за лапкой вьются ее следы.)

    Рассказ учителя

    - Не всех зверей и птиц мы видим на картине. Об этом нам говорят их следы, которые изобразил художник. Да, прекрасна русская зима!

    Богатством своих красок привлекла к себе внимание и композитора П. И. Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом « Времена года». Послушайте отрывок музыкальной пьесы, которая называется « Январь». ( Звучит музыка.)

    -  Понравилось ли Вам это музыкальное произведение?

    - Что вы представляли , когда слушали музыку?

    ( Я представляла лес. Там очень тихо и красиво.)

    IV Физкультминутка.

    - Представьте, что вы в лесу. Ветер качает ветки деревьев (руки над головой легко покачиваются). Закружились в танце снежинки (дети кружатся). Вдруг пролетела стайка снегирей (руки поочередно поднимаются вверх). Проскакал зайчик, пробежала лиса (изображают зверей). Тихо в лесу( садятся).

    V Речевая, орфографическая подготовка.

    1. Подберите синонимы к словам художник, картина?

    Художник- живописец, пейзажист, мастер кисти.

    Картина – полотно, репродукция.

    - Кто такой пейзажист?

    ( Пейзажист- человек, рисующий пейзажи).

    1. - Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

    ( При описании можно использовать следующие цвета: белый, голубой, серебристый, зеленый, рыжий, бурый,)

    - При описании чего можно использовать прилагательные серебристый, бурый?

    ( Серебристый иней, бурый лось.)

    1. -Найдите неточно употребленное слово. ( Предложения записаны на доске.)

    а) На солнце искрился белоснежный снег.

    б) На березах сидят тетерева. Они занесены снегом.

           4.   – Подберите к существительным имена прилагательные, подходящие по смыслу:

                  иней, снег.

                ( Иней колючий, серебристый, пушистый; снег мягкий, белый пушистый.)

    5.– К существительному снег подберите глаголы – синонимы, обозначающие действия прошедшего времени.

    ( Снег заблестел, засиял, засверкал.)

    6. Работа по карточкам.

    - Прочитайте слова: варе…ки, п…ляна, б…гатыри, в…ликан, ин…й, обр…дила, б…лоснежные, р…зноцветные.

    - Найдите слово с парной согласной. Подберите к нему проверочное слово ( варежки – варежечка)

    - Найдите слова с проверяемыми безударными гласными. (Нарядила – наряд, белоснежные – белый, разноцветные – разный.)

    - Найдите слова с непроверяемыми безударнымигласными. (Богатыри, великан, иней.)

    - Какие безударные гласные пропущены в этих словах? ( Пропущены безударные гласные о, е, е.

    - Проверьте по словарю.

    - Кто такой великан?

    ( Это существо громадных размеров.)

    Кого можно на картине назвать великаном?

    ( Великаном можно назвать лося.)

    VI. Составление плана.

    - В какое время года можно наблюдать такую картину?

    ( Такую картину можно наблюдать зимой.)

    - Как можно озаглавить первый пункт плана?

     ( Пришла волшебница зима.)

    Что изменилось в природе с приходом зимы? Как изобразил сосны и ели?

    ( Обрядила зима сосны и ели в тяжелые меховые шубы.)

    - Как обозначим второй пункт плана?

    ( Описание деревьев и снега.)

    - Каким образом автор картины изображает птиц и животных?

    ( С верхушки березы сорвалась птица. Это тетерев. Большими стаями живут они. Снегири уселись на веточки молодых деревьев и о чем- то щебечут. Красив в лучах солнца лесной великан – лось. У него длинная морда, огромные рога, сам весь бурый, а на ногах, словно белые чулки натянуты.)

    - Как озаглавим третью часть?

    ( Птицы и звери в лесу.)

    -Какие чувства вызывает эта картина?

    ( Эта картина вызывает чувство восторга и даже хочется в этом лесу побывать)

    -Как озаглавим последнюю часть сочинения?

    ( Настроение, вызванное картиной.)

    VII. Устное составление  рассказа учащимися по картине.

    Далее учитель предлагает детям свой вариант сочинения.

    Образец сочинения.

    Пришла волшебница – зима. Белой скатертью укрыла она землю. Обрядила сосны и ели в тяжелые меховые шубы. До самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки и надела пуховые варежки. Стоят лесные богатыри важно и спокойно.

    Раздвинуло солнышко все тучки. Под его лучами снег заискрился, заблестел. Разноцветные огоньки зажглись на сугробах, на кустах, на деревьях. Чудная картина кругом!

    Вот с верхушки березы сорвалась птица. Это был тетерев. Большими и дружными стаями живут они. Снегири уселись на веточки молодых деревьев и о чем – то щебечут. Много крупных и мелких зверей обитает в притихшем лесу.

    Вдруг из заснеженной чащи леса показался великан. Как он красив в лучах солнца! Длинная морда, огромные рога, сам весь бурый, а на ногах словно белые чулки натянуты.Бродит лось по лесу, никого не боится.

     Услыхал зайчишка, как близко шумит лось, выскосил из –под елки, прижал уши к спине и помчался куда ноги несут, вот – вот догонит, затопчет его лось.

    Вот у края снежной поляны пробирается рыжий лис. Лапка за лапкой вьются его следы. Все слышит хитрюга.

    Как красив наш русский лес! Хочется еще и еще любоваться природой и замечать то , чего раньше я не замечала

    VIII. Запись текста с последующей самопроверкой.

    IX. Домашнее задание.

    Отредактировать текст и записать окончательный вариант сочинения.

    X. Подведение итогов.

    - Понравился ли Вам урок?

    - Что особенно запомнилось?

    - Чему учились на уроке?