Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи»
презентация по русскому языку по теме

Презентация опыта работы  по развитию письменной и устной речи обучающихся на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_prilozheniya_kartiny_2009.ppt888 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Нагорск Кировской области. Приложения к работе «Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи» Презентацию подготовила учитель начальных классов высшей квалификационной категории Рычкова Алевтина Анатольевна Нагорск 2009 г

Слайд 2

Система упражнений по развитию коммуникативно- речевых умений младших школьников на основе восприятия произведений живописи Картинка является могучим средством к «развязыванию» языка детей . К. Ушинский. По характеру учебных действий все упражнения можно разделить на 8 групп:

Слайд 3

Первая группа упражнений Цели: - развитие коммуникативно-речевых умений: * умения определять тему, основную мысль картины, изобразительные средства (цвет, свет, соотнесение центра и фона и др.); * умения различать картины различных жанров и тем; полотна, созданные разными художниками. 1. Рассматривание картины без предварительной установки учителя. 2. Рассматривание картины под музыкальное сопровождение. 3. Мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины. («Закройте глаза и попробуйте представить картину, которую мы рассматривали».) 4. Воспроизведение по памяти содержания картины Воспроизведение условными обозначениями (□ ,○,∆ ) композиции (расположения предметов) картины. 6. Определение «звучания» картины. («Какие звуки можно услышать при рассматривании этой картины?») 7. «Вхождение» в картину. («Что бы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?») 8. Определение жанра картины. («Определите, что это за картина: пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, исторический, батальный».) 9. Определение темы картины. («Что вы видите на этой картине?»)

Слайд 4

Вторая группа упражнений Цель: развитие коммуникативно-речевых умений: * умения сопоставлять, сравнивать темы, сюжеты, идеи, средства выразительности. 1.Сравнение темы, основной мысли, изобразительных средств литературного произведения и картины. 2. Сравнение основного настроения картины и музыкального произведения с помощью словаря настроений. 3. Перенос содержания и настроения из одного вида искусства в другой. («Нарисуйте красками музыку, которую вы слышите.»; «Нарисуйте цветовую гамму пейзажного стихотворения» и т. д.) 4. Сопоставление основной мысли картины с пословицами. 5. Сравнение картин, близких по теме. (Шишкин «Сосны, освещенные солнцем», «Утро в сосновом лесу») 6. Сравнение картин, сходных по настроению 7. Сравнение картин, контрастных по настроению «Золотая осень» и «Поздняя осень»). 8. Сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах.(Образ сосны у Шишкина) 9. Пластическое воплощение детьми (с помощью жестов, позы, мимики, движений) внешнего вида, действий, настроения героев литературного произведения, аналогичных героям картины.

Слайд 5

Третья группа упражнений Цель : развитие умения выполнять целостный анализ произведения живописи. 1. Объяснение названия картины учащимися. 2. Придумывание своего названия картины.( Какие особенности картины помогли вам назвать ее именно так?»). 3. Сравнение названий, придуманных детьми, с авторским. 4. Выбор названия картины из нескольких заголовков. 5. Определение по заголовку содержания, темы картины. 6 Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникших под ее воздействием, их сравнение. 7 Анализ авторского замысла и его осуществления. 8 Определение основной мысли картины. Выявление роли формата, композиции, освещения, цвета в ее реализации. 9.Оределение изобразительных средств.(«Как, с помощью, каких средств художник сумел выразить такое настроение?») 10 Выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями картины. 11.Отнесение картины к какому-либо живописному жанру . 12 Анализ текста, созданного на основе картины, с точки зрения использования языковых средств, содержания. 13 Анализ структуры текста, созданного на основе картины. («Разделите текст на части», «Определите, как связаны между собой части текста»и др.

Слайд 6

Четвертая группа упражнений Цель : обогащение словаря учащихся . 1. Выбор подходящего для данной картины или данного текста слова из тех, которые предложены учителем или самими учащимися. 2. Работа с карточками синонимов. («Прочитайте слова на карточке (например, художник, живописец, автор картины. Попробуйте составить предложения с этими словами») 3. Подбор синонимов, выражающих определенные оттенки значения. («Какие оттенки желтого цвета вы видите в осенней листве? Подберите к слову желтый близкие по значению слова»; 4. Подбор слов по определенным микротемам. («Подберите прилагательные и глаголы, которые помогут описать данного героя картины») 5. Объяснение значений слов с помощью различных приемов: а) определения, найденного в словаре, б) развернутого описания, в)включения слова в контекст, г) проведения морфемного, словообразовательного или этимологического анализа,д)подбора синонимов и антонимов и др. 6. Выделение в предложении слов, употребленных в неточном или не свойственном им значении, и их замена. 7. Работа со словарем настроений. («Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина?», «Какие чувства хотел выразить художник в этой картине?» 8. Работа с карточками, обозначающими черты характера 9. Работа со словарем терминов и понятий изобразительного искусства.

Слайд 7

Пятая группа упражнений Цель : развитие умения по восприятию, воспроизведению и переконструированию учащимися текста-образца, связанного с содержанием картины, историей ее создания, жизнью и творчеством художника : 1. Творческие диктанты , предполагающие дополнение речевого высказывания с помощью отсутствующих в тексте прилагательных или глаголов, а также предложений, составленных самими учащимися. 2. Творческие диктанты с определенным изменением текста-образца, например заменой времени глагола, заменой некоторых слов на синонимы или антонимы. 3. Изложения на основе предварительного прогнозирования текста. 4. Различные виды пересказа. 5. Переконструирование текстов-образцов.

Слайд 8

Шестая группа упражнений 1 . Написание сочинения-миниатюры по картине на основе ключевых слов или словосочетаний, предложенных учителем. 2. Определение учащимися основных микротем картины, выявление ключевых слов и словосочетаний и написание сочинения. 3. Работа над началом сочинения, составление нескольких вариантов вступительной части к сочинению по заданной картине. 4. Прогнозирование возможного продолжения данного учителем начала сочинения, выбор лучших вариантов. 5. Прогнозирование начала сочинения по данному концу (развязке). 6. Написание сочинения определенного типа текста (повествования, описания, рассуждения). 7. Работа над деформированными предложениями и текстами. Восстановление последовательности расположения частей. 8. Составление плана сочинения в нескольких вариантах. 9. Словесное рисование,(то есть описание образа) 10. Соотнесение картины с определённой частью рассказа. Цель: развитие умения создавать сочинения по картине на основе образца

Слайд 9

Седьмая группа упражнений — это упражнения творческого характера, направленные на формирование у младших школьников всего комплекса коммуникативно-речевых умений на основе восприятия и осмысления картины. 1. Сочинения по сюжетным картинкам или по одной картине. 2 Описание героя картины , определение его характера на основе внешних признаков. (Опишите героя картины. Как он одет? Как причесан? О чем говорят его поза и выражение лица? Попробуйте описать не только внешний вид героя, но и его характер.) 3.Описание места действия . («Как изображено художником место действия картины? С какой точки зрения, откуда автор картины видит то, что изображено на полотне? 4 Сочинение от имени одного из героев картины . («Представь, что ты один из героев картины. Попробуй от его имени рассказать, что происходит на картине.) 5.Письмо от своего имени герою картины. 6 Сочинения, где картина служит лишь одним из источников создания письменных высказываний на основе собственных наблюдений.(Например: «Осень - мое любимое время года»)

Слайд 10

Восьмая группа упражнений Упражнения комплексного характера. К ним относится работа с так называемым «корреспондентским» блокнотом, с помощью которого могут объединяться различные виды упражнений и который в зависимости от основной цели и этапа работы над картиной можно использовать для: а) накапливания материала о художнике и картине до урока, б) накапливания материала во время урока, в) использования собранного материала во время написания сочинения .

Слайд 11

В процессе работы над данной темой была создана система : - бесед, - словарных диктантов, - изложений (метод прогнозирования текста), -сочинений на основе восприятия картин (1-4 кл)

Слайд 12

Спасибо за внимание. Мой адрес: 613260 Кировская обл пгт Нагорск ул Советская д 169 Рычковой А.А. Тел : 2-20- 85


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных умений младших школьников как основа успешности обучения русскому языку

Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития  всех   высших    психических     функций - восприятия,   памяти,...

Диагностика развития связной речи младших школьников на основе восприятия музыкальных произведений

В статье предложены некоторые способы диагностирования уровня речевого развития младших школьников в процессе восприятия музыкальных произведений...

Целенаправленное восприятие произведений живописи на уроках как средство развития внимания младших школьников

Проблема внимания – одна из старейших психолого-педагогических проблем.  Ее сложность состоит в том, что внимание является  индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает о...

«Формирование коммуникативно-речевых навыков у младших школьников"

Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта...

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"

Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направлен...

Формирование исследовательских умений младших школьников на основе проектной деятельности

Данное выступление было представлено на городском семинаре по теме: "Формирование исследовательских умений младших школьников на осове проектной деятельности"...

Представление педагогического опыта на тему: "Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе технологии сотрудничества".

Представление педагогического опыта на тему: "Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе технологии сотрудничества". Новизна педагогического исследования в том, что была со...