Современный урок в аспекте новых образовательных стандартов.
статья по русскому языку по теме

Полный анализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок в начальной школе в аспекте содержания Федеральных Государственных стандартов второго поколения.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования). Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».

 Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Движущая сила активности на уроке: затруднение и удивление.

Главная методическая цель достигается следующими путями.

•        Ход познания - «от учеников». Учитель составляет и обсуждает
план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический
материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и
форму учебного содержания.

  1. Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
  2. Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации - коллизии.
  3. Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  4. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  5. Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода. Эту структуру я попробую показать на примере урока русского языка в 3 классе по теме « Приставки на « з» и « с».

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
    Цель - мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УУД.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

На этом этапе мотивация происходила с помощью чтения стихотворения

Маленький Павлик стоит у фонтана,

 в струи ладошку мокнув

 Все мне на свете познать очень надо

 Первый раз в жизни рискнув

 Хочется знать, что вкуснее на свете:

 Ручка моя иль вода?

 Хочется знать, где ж все раки зимуют?

 Рыбку златую поймать из пруда

Как можно назвать этого мальчика?

В толковом словаре это слово имеет такое значение:

проверщик, рудокоп, изыскатель, экспериментатор, обследователь, проработчик, изыщик, исследчик, ледоисследователь, изучатель

Затем шла работа со словарями Ожегова и Ефремовой и дети приходят к выводу, что сегодня они будут исследователями.

На этом этапе шла работа над личностными уд,

( самоопределение), над регулятивными уд(целеполагание), коммуникативными (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

2   Актуализация   и   фиксирование   индивидуального  затруднения  в пробном действии.


Цель этапа : подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Деятельность учителя здесь  - выявить уровень знаний, определить типичные недостатки.

Учащиеся выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

На данном этапе  детям предлагается определить область исследования.

Вы сидите у телевизора.

У: - Я вам говорю: в-  Что вы сделаете?                                                                  Д: - Включим телевизор.                                                                                               У: - А если скажу: пере- ?                                                                                               Д: - Переключим телевизор на другой канал.                                                      У: - А если вы-?                                                                                                                  Д: - Выключим телевизор.                                                                                            У: -Какой вывод можно сделать, с какой морфемой будем работать?

После выявления рабочей морфемы, шла минутка чистописания, работа  в группах по карточкам, письмо по памяти с пропущенными орфограммами, где учащиеся вспомнили все правила, которые помогут им в дальнейшей работе.

Шла работа над универсальными действиями: коммуникативными: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, познавательными: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3.этап. Постановка учебной задачи.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

Деятельность учителя – активизировать знания учащихся, создание проблемной ситуации. Деятельность учащихся – Ставят цель, формулируют тему урока.

Этот этап начался с использования игровой ситуации

« Составь слово»

  1. YII. Использование игровой ситуации «Составь слово».

1.      Из слова разжечь возьмите приставку.

2.      Из слова гадать – корень.

3.      Из слова читать – суффикс.

4.      И окончание -  из слова петь.

  1.          (раз + гад + а + ть)

В ходе игры была создана проблемная ситуация: правописание приставки. Шло формирование регулятивных универсальных действий,: целеполагание, коммуникативных: постановка вопроса, познавательных: общеучебных – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, логических – формулирование проблемы.


4  этап .Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Цель- организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Деятельность учителя -  организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, а учащиеся составляют план достижения цели и определяют средства( алгоритм, модель)

Цель этапа : построить проект выхода из затруднения.

В ходе урока учащимся предлагалось отгадать слово по его значению. Значение этого  слова в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона  записано так: это сжатое, общеупотребительное изречение, живущее в народной речи, элемент фольклора. Она не сочиняется, а рождается сама. Что это?        

Составьте и запищите  из данных слов пословицы. Объясните значение пословиц.

  1. Не,  маслом,  испортишь, кашу.
  2. Водой, бочку, не, наполнишь, бездонную.
  3. Растопишь, и, ласковым, камень, словом.

-Как вы понимаете эти пословицы?

-Найдите слова, образованные приставочным способом? Выделите приставки.

-Как мы произносим приставки? Все ли отчетливо буквы мы слышим?

-Подчеркните первую гласную в корне?

Испортишь, растопишь, бездонную.

Так какая тема нашего сегодняшнего урока?

        - От чего зависит выбор букв «з» и «с»? (Ответы учащихся)

Опять ты в правило залез,

 нашел приставки на з с.

 Пустился с ними танцевать,

 чтоб расспросить и разузнать,

 и всю тетрадку исписать.

Вот безобразие!

 Опять неясно, что и где вставлять:

 где буква з где буква с

 Рассказ о приставках. 

На этом этапе шла работа по отработке регулятивных ( планирование, прогнозирование), познавательных( моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений,доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, и коммуникативных  ( инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации)уд

5этап .        Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель-организовать  усвоение   детьми   нового   знания  при  решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

На этом этапе учащиеся работали по слайду, с проговариванием алгоритма, а затем работали по учебнику.

На этом этапе отрабатывались регулятивные уд (контроль, оценка, коррекция), познавательные: общеучебные – умение структурировать знания выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия), коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6 этап.        Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель- организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых заданиях. Учитель организует деятельность по применению новых знаний, а учащиеся осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.  На данном этапе учащиеся работают:

  1. Группа работа с тестом
  2. Группа работа с кроссвордом

Группа « работа по карточкам»,

Шла работа над регулятивными уд ( контроль оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, личностные ( самоопределение)

7этап .        Рефлексия  деятельности на уроке.

Цель:   организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Учитель организует рефлексию, а учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Отрабатываются коммуникативные ( умение с достаточной полнотой, точностью выражать свои мысли) познавательные ( рефлексия), личностные ( смыслообразование)

У каждого исследователя, должен быть результат его работы,  Скажите над какой темой мы работали?

 К какому выводу мы пришли?

У вас на парте есть красные  листочки, попробуйте составить выражение лица, какое у вас сейчас  настроение .

-Что показалось вам сегодня трудным?

-Что в изученном для вас самое главное?

   

                                                                       

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации

Одним из инструментов, позволяющих решить  задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной  школы,  является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...

Доклад :«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»

«Современные  образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»...

Мастер-класс«Моделирование урока в свете новых образовательных стандартов».

Мастер-класс учителя начальных классов Торкаленко Татьяны Ивановны. Тема: «Моделирование урока в свете новых образовательных стандартов».  Задачи:...

«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

использование различных ресурсов на уроках в начальной школе...