Урок обучения грамоте "Строчная буква ё".
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте "Строчная буква Ё". Урок открытия нового знания. УМК "Школа 2100" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1klass_obuchenie_gramote_mihina_n._b..doc86 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ гимназия №1

Учитель: Михина Наталья Борисовна

Предмет: обучение грамоте (урок изучения нового материала)

Класс: 1 класс

УМК «Школа 2100»

Тема урока: «Строчная буква ё. Повторение и закрепление введенных понятий»

Цели урока:

 Образовательные:

1.  Познакомить с буквой «ё», со звуками [й’о ], с его особенностями, с ролью звука и буквы  в русском языке

2.Развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами  с буквой «ё».

  Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к предмету

2.Воспитывать культуру поведения при работе в группах

 Развивающие:

1. Развивать мышление, речь, творческие способности детей.

Оборудование: карточки со словами; букварь; презентация.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

. Оргмомент

2 Актуализация знаний

II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

III. Выдвижение версий

IV. Актуализация имеющихся знаний

V.Составление плана решения учебной проблемы

VI. Поиск решения проблемы  - открытие нового знания

VII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

8. Продуктивное чтение.

Работа с текстом Сладкова «Земля!»

IX. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

- Умницы!

- Молодцы!

- Вы, ребята, молодцы!

- В начале урока речевая и звуковая разминка.

-ОК-ОК-ОК-прозвенел звонок!

-НА-НА-НА- в нашем классе тишина!

-ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ –все предметы на столе!

-СЕ-СЕ-СЕ- будем мы трудиться все!

-ШО-ШО-ШО- учимся мы хорошо!

-Звуковая разминка. Работаем со звуками (О,И,Е)

                                    Работаем со словами (МЕЛ, МОЕТ, ЕЛИ)  

-А мы повторяем все, что знаем.

1.побуждающий диалог - постановка проблемы

На доске неоформленная схема-человечек

                                                   !

- Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?

- Что же мы сегодня будем «открывать»?

-- Что необычного заметили у схемы-человечка?

-Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он относится к особенной букве.  Какой у вас возникает  вопрос?

- Что предстоит нам сегодня открыть?

23. подведение к формулированию темы

-  О какой букве мы будем «открывать» узнаете, отгадав загадки

Ну и платье, сплошь иголки,

 Его вечно носят…ёлки

Шубка — иголки,

    Свернётся он — колкий,

    Рукой не возьмёшь.

    Кто это? ...

Колюч, да не ёж.

Кто же это.. ёрш

- Произнесем начало слова елки,

-Произнесем начало слова ерш йо

- Какие звуки вы услышали?

- Звуки йо на письме обозначаются буквой ё.

-Любимое лакомство медведя.

-. Во что превращается вода в лужах    зимой?

-. Кто сторожит дом?

--Какие гласные  звуки услышали в этом слове? 

- Звук о на письме обозначется буквой Ё и указывает на мягкость предыдущего согласного.

- Сформулируйте тему нашего урока

- Каковы  задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

(Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока)

                                               

- какой звук обозначает буква ё?

- Эта буква – гласная . в какой цвет раскрасим башмачок?

-Эта буква может обозначать 2 звука й-согласный, мягкий, звонкий, и 0-гласный.

- Как обозначить это на схеме?

-Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

  1. побуждающий диалог

- Нам надо определить в каких случаях буква ё будет обозначать 1 звук, а когда 2 звука.

 1. Предлагает взять карточки из конверта со словами, где буква ё стоит в начале слова, после гласного, после согласного

ёлка, ёрш, ёжик

Поёт , моё, твоё, снуёт

Тёрка, клён, дрёма

2. руководство групповой работой

- Составьте звуковые схемы этих слов

- Какой мы можем сделать вывод?

- Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он гласный, что мы можем про него узнать?

Работа в парах

 - Поставьте ударение в словах, где есть буква ё. На что обратили внимание?

- Зная, что буква ё всегда ударная, знак ударения над словом, где есть эта буква, мы ставить не будем.

- а сейчас послушайте сказку «Почему буква Ё всегда ударная».

-Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. Вот, оказывается , почему буква ё всегда ударная.

Буква Ё-особенная буква. А в чем ее особенность расскажут ребята.

3. побуждающий диалог

 подведение к формулированию вывода

- Посмотрите на схему нашего звука ,которая относится к новой букве сравните с другими схемами и скажите,  в чем же особенность буквы ё?

-Решили мы с вами первую задачу?

Убирает один кружок

3.знакомство с буквой

- А какой значок нам поможет  увидеть звук [йо] ?

4. организация работы по чтению и анализу слогов

- Ваша задача – научиться читать слоги, слов а и предложения  с новой буквой. Подготовьтесь прочитать  слоги.

- - Откройте букварь на стр104. Какие буквы вы увидели?

-Почему буквы схемы звуков букв  е ё взялись за ручки?

- Буква ё похожа на букву е. Но их путать нельзя.

 

Чтение слогов

- прочитайте слоги, в который буква ё обозначает 2 звука

-слоги, где буква ё обозначает звук о и мягкость предыдущего согласного.

Чтение слов

-назовите лишнее слово 

-что можете сказать о словах ёрш, ершик

-звуко-буквенный анализ слова ёлка.

Чтение пар слов

-Сравните первые звуки

-Какие звуки после согласных? (о)

-Почему разные буквы в этих словах

- Прочитайте слова 2 столбика. На какие 2 группы можно их разбить?

-Что общего в этих словах?

-3 Столбик . Что вы можете сказать об этих словах .Докажите. Выделите корень. При помощи чего образовалось новые слова ?

Что заметили?

-Прочитайте слова с корнем дет.

-Прочитайте слова, обозначающие взрослого животное, прочитайте слова обозначающие детенышей.

-Как меняет суффикс –ёнок смысл слова?

Чтение предложений.

_Прочитайте первое предложение. Как это проворонила?

-Подчеркните буквы, которые много раз повторяются.

-Какую букву вы подчеркнули?

-Это скороговорки Повторяя их, можно научиться правильно произносить звуки. Их рекомендуют даже взрослым артистам, потому что скороговорки развивают органы речи.

-Прочитайте первую скороговорку быстрее, старайтесь не ошибаться, думайте о смысле.

_все слова в этой скороговорке однокоренные .Докажите это.

Самостоятельная работа.

-Выберите скороговорку, которую хотелось бы произнести перед всем классом.

-Прочитайте ее медленно несколько раз, поймите ее смысл, запомните, проговорите несколько раз медленно, затем быстрее. Расскажите друг другу в парах.

-Кто хочет выступить перед классом.

  1. Работа с текстом Н. Сладкова «Земля!» до чтения.

-Прочитайте название текста, Рассмотрите иллюстрацию. Подумайте о чем текст?

-Чтобы узнать так, ли это, надо прочитать текст.

2. Чтение про себя.

3. Работа  с текстом вовремя чтения.

-после 1 пр.

-Что автор говорит про сосну?

-Что значит высоченная?

С чем автор сравнивает сосну?

После 2 предложения.

-Чем интересна была сосна?

После 3 предложения.

-Чему удивляется автор?

Как это настоящее гнездо?

После 4 предложения.

-Кто сидел в гнезде?

Как писатель его называет ? Почему?

-Про кого так говорят?

После 5 предложения.

-В какое время года вылупился вороненок?

-Почему вы так решили?

После 6 предложения.

-Что увидел вороненок в первый раз в своей жизни?

Что такое проталина?

-А с чем автор сравнивает снег?

-Как это понять?

После 7 предложения.

-Что интересного он увидел над проталиной?

-Как это проталина могла плыть, колыхаться?

-Почему автор сравнивает проталину с миражом?

После 8 предложения.

Что крикнул вороненок? Почему?

-Чему он мог удивиться?

-С какой интонацией надо прочитать «слова»  вороненка?

После 9 предложения.

-С кем сравнивает писатель вороненка?

4. работа с текстом после предложения.

-Подтвердились ли наши предположения?

-О чем рассказал Н. Сладков?

-Каким показал нам Н. Сладков вороненка?

-Что можно сказать о характере писателя, который написал такой текст?

Все ли пункты плана выполнили?

– Чему научились на уроке?

– Кому сегодня было легко?

– Кому ПОКА было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

– Отметьте своё настроение в дневнике.

- НА ПОСЛЕДОК ЗАГАДКА: Чем ЗАКАНИЧИВАЕТСЯ ВСЁ? ( ну, конечно буквой ё)

Вопросы к ученику после выполненной работы (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Приветствие учителя, самоорганизация

Садятся девочки.

Садятся мальчики.

-индивидуальная работа у доски

-фронтальный опрос.

Дети проговаривают все, что знают о речи, предложении, слове, слоге, звуке.

1.диалог с учителем

Урок «открытия» новых знаний, так как схема не  раскрашена, нет на ней буквы

- Восклицательный знак.

Чем новая буква отличается от других букв?

- Новый звук и новую букву.

2.проговаривание звуков

 

 

3.формулирование темы

-мёд (хором, нараспев)

-звук  м – согласный глухой мягкий

-звук о – гласный ударный

-звук т – согласный глухой твердый

- Звук [йо], буква ё

- Узнать всё про новый звук, новую букву. Научиться писать новую строчную букву ё. Научиться читать слоги и слова с буквой ё.

- Гласный.

-красный

-второй башмачок -зеленый

1.диалог с учителем

-

-может обозначать 1 звуки и 2 звука.

 

1. определение места звука в словах,  работа в группах

1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых буква ё  стоит в начале слова

2 группа – в названии которых этот буква стоит после гласного

3 группа – после согласного

2. работа в группах, индивидуальная работа

Составляют звуковые схемы выбранных слов

Один ученик у доски составляет  схему слова «ёлка», «полёт»,  « мёд»

Дети характеризуют новый звук.

- Буква ё обозначает 2 звука звук [йо], она стоит в начале слова, после гласного. Если она стоит после согласного – обозначает 1 звук о и мягкость предыдущего согласного.

-ударный или безударный

-буква ё всегда ударная.

-Один ученик рассказывает.

-  Буква ё – самая молодая буква в русском языке. Известны её создатели, у неё есть «день рождения». В 1797 году писатель и историк Н.М. Карамзин впервые использовал эту букву.

 - В журналах, газетах и «взрослых» книгах буква ё часто печатается без точек. Значение слова и его произношение зависят от смысла предложения, в котором это предложение используется.

 Например:

Положи мел на место.

Дворник мел двор.

-вывод

-буква ё.

-

-

-Предположения детей.

 -Зимой.

--Это когда снег подтаял, образовалось темное пятно, виден кусочек земли.

--Безбрежное море-это значит море без берегов, то есть куда ни бросишь взгляд, всюду лежит снег. Представьте себе эту картину.

-От солнца снег тает, проталину окружает вода, которая колышется от ветра.

-Не верится, что уже наступает весна.

-Он очень удивился

Предположения детей.

-С наблюдательным моряком, который, завидев далекий берег радостно кричит «Земля!»

-Как вороненок познает мир.

--Вороненок любознательный, наблюдательный, интересующийся жизнью птенец.

-Писатель добрый человек. Сам он тоже наблюдательный, если мог рассказать такой интересный эпизод из жизни птенца. Автор любит природу, животный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква е. Звуки буквы е."

Данная презентация к уроку "Буква е и ее звуки" по прогрмме "2100"....

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква А,а. 2 урок"

Урок включает в себя звуковой анализ слов, тренировочные упражнения в составлении  схем слов и предложений, подготовку к пересказу скзки "Лисичка -сестричка и серый волк по картинному плану....

Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".

Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...

Урок обучения грамоте " Буква Фф. Чтение слов с буквой Фф" УМК " Начальная школа 21 век"

Папка содержит технологическую карту урока, презентацию и самоанализ урока. Урок разработан по букварю  Л.Е.Журовой,  А.О.Евдокимовой....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Презентация к уроку.Урок обучения грамоте. Буква Д( 2 урок).

Презентация к уроку обучения грамоте. Буква Д. Урок 2....