открытый урок по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Белобородова Оксана Геннадьевна

Подробный конспект урока и презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОБУ «СОШ № 1» пгт. Пойковский

Урок русского языка

2 «а»  класс

Тема урока:

«Изменение  имён   прилагательных по  родам».

Авторы учебника: Полякова А.В.

Учитель начальных классов: Белобородова О.Г.

3 февраля 2012 года

Тема:  Изменение имён прилагательных по родам.

   Цели: 1) сформировать умение определять род имён прилагательных;

               2) совершенствовать знания об  имени прилагательном как части речи ;

               3) воспитывать чувство красоты, гармонии к русскому языку.

   Тип урока: урок объяснения нового материала.

      Оборудование:  Мультимедийный  проектор, компьютер, учебник для 2 класса, 2  часть презентация к уроку, раздаточный материал.

Структура  урока                                                                                                                                                                 1. Орг. момент.                                                                                                                                               2. Минутка чистописания.                                                                                                                         4. Введение в тему урока.                                                                                                                                5. Постановка проблемной ситуации. Сообщение темы, цели.                                                                                                              6. «Открытие» нового знания.                                                                                                       Физкультминутка.                                                                                                                                       7. Первичное закрепление.                                                                                                                    8. Итог урока. Экспресс-тест.

Ход урока:

    1.Организационный момент.

    Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

    Сели ровно, подтянулись, и, конечно, улыбнулись.

    Открыли тетради, записали число, классная работа.

    - Сегодня  наш урок пройдет под  девизом, а под каким вы узнаете, составив  предложение.

   Вместе служба, вместе дружба.

   2. Минутка чистописания.  

   Запишите эту пословицу в тетрадь красиво и аккуратно.

   Как вы понимаете эту пословицу?

  Эта пословица поможет нам сделать открытие на уроке.

  На доске слова:

    Ягода спелый  яблоко арбуз

   -Обратите внимание на ряд слов.

   -Назовите «лишнее» слово (спелый)

    -Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)

   - Что вы знаете об имени сущ.?

    На какие три группы можно распределить эти слова?

    ж.р                  м.р                             ср.р

    ягода            арбуз             яблоко

   -А изменяются имена существительные по родам?

    3. Постановка проблемной ситуации.

      -А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово  спелый   (Слайд)

    - Скажите, а сможем ли мы определить род этого  слова?

     - Почему возникло затруднение? ( Другая  часть  речи).

    -А могут  ли  изменяться  по  родам  прилагательные?

    4. Сообщение темы, цели                                                                                                                  - Сегодня мы попробуем ответить на вопрос: как могут изменяться имена прилагательные? От чего это будет зависеть?                                                                       - -Какую цель поставим перед собой на урок?

   5. Объяснение нового материала.

  -Какой  частью  речи  является  наше  слово  спелый? (Имя прилагательное).

  -Что мы уже знаем о прилагательном? (часть речи, обозначает признак предмета,   отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)

  С какой частью речи связано имя прилагательное? Что они берут от сущ.? Давайте  понаблюдаем.

 -Сейчас вы поработаете в парах.  Попробуйте подставить к именам существительным имя прилагательное, укажите род, вопрос, окончание, приклейте все это в таблицу.

  арбуз                  род        вопрос        прилагательное         окончание    

  ягода                

 яблоко                

 -Что вы заметили? Какой вопрос? Прилаг? Окончание? У м.р.,ж.р., ср.р,? (появляется таблица на доске)

 -Какой вывод вы сделали?

 -От чего зависит род имени прилагательного?

  -Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку   «Скромные просители».

     Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственного рода, числа.

    -А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

-В чем заключается дружба сущ. с прилагательным?

-Что нужно сделать, чтобы определить род и число имен прилагательных?

Алгоритм на слайде

  Вывод: Род и число имени прилагательного зависит от рода и числа имени  существительного.

Физминутка

   5. Работа с учебником.

  Откройте учебник на с.26 и прочитаем как об этом нам пишут авторы учебника.

   Разноуровневая работа.

   С. 27 упр. 291 средние ученики.(проверка?)

   Сильные ученики - красный квадрат  (самопроверка)

  Морозн… утро, высок… дом, сильн… буря, зимн… стужа, ярк… солнце, холодн…  ветер.

   Слабые (зеленый квадрат)

  Дружба                             мелкое

    Озеро                                крепкая

   Друг                                высокое

   Дерево                                 верный

     Берег                                 песчаный

   6. Итог урока.

   Экспресс тест. 

   Добрый человек

  Холодная вода

  Весёлая песня

   Глубокое озеро

  Белый шарф

  На какой вопрос мы отвечали  на уроке?

  Как изменяются имена прилагательные?

  От чего это зависит?

  -Какое открытие  вы смогли сделать с помощью этой пословицы?                  

  -В чем заключается дружба имени прилагательного с именем сущ?

  7. Домашнее задание.

  С. 26 правило.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2-м классе. Учитель начальных классов: Белобородова Оксана Геннадьевна.

Слайд 2

Девиз урока: Вместе вместе служба дружба.

Слайд 3

Девиз урока: Вместе – служба, вместе – дружба.

Слайд 4

ж.р м.р ср.р ягода арбуз яблоко

Слайд 5

ТЕМА УРОКА: Как изменяются имена прилагательные?

Слайд 6

ЦЕЛИ УРОКА: -Хочу узнать… -Выясню….

Слайд 7

Имена прилагательные изменяются по родам Мужской род Женский род Средний род Какая? Какой? Какое? -ой, -ый, -ий -ая, -яя -ое, -ее

Слайд 8

Алгоритм работы : Найди имя прилагательное и имя существительное, к которому оно относится. Определи род имени существительного. Определи род имени прилагательного.

Слайд 9

Дружба мелкое Озеро крепкая Друг высокое Дерево верный Берег песчаный Подбери имя прилагательное к существительному, определи род.

Слайд 10

Дружба мелкое Озеро крепкая Друг высокое Дерево верный Берег песчаный Подбери имя прилагательное к существительному, определи род.

Слайд 11

Дружба мелкое Озеро крепкая Друг высокое Дерево верный Берег песчаный Подбери имя прилагательное к существительному, определи род.

Слайд 12

Дружба мелкое Озеро крепкая Друг высокое Дерево верный Берег песчаный Подбери имя прилагательное к существительному, определи род.

Слайд 13

Дружба мелкое Озеро крепкая Друг высокое Дерево верный Берег песчаный Подбери имя прилагательное к существительному, определи род.

Слайд 14

Дружба мелкое Озеро крепкая Друг высокое Дерево верный Берег песчаный Подбери имя прилагательное к существительному, определи род.

Слайд 15

Весенняя гроза ж.р Беленький цветочек м. р. Пышный тюльпан м.р Зубастая щука ж.р Ученый скворец м.р. Глубокое озеро ср.р. Седой туман м.р. Проверь!

Слайд 16

Добрый человек М.р Холодная вода Ж.р Весёлая песня Ж.р Глубокое озеро Ср.р Белый шарф М.р

Слайд 17

Имена прилагательные изменяются по родам Мужской род Женский род Средний род Какая? Какой? Какое? -ой, -ый, -ий -ая, -яя -ое, -ее

Слайд 18

Девиз урока: Вместе – служба, вместе – дружба.

Слайд 19

ДОМА: С. 26 правило.

Слайд 20

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....