словарная работа на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Азеева Манира Насибулловна

Предлагаемый материал может быть полезен педагогам при проведении словарной работы. Данный вид работы присутствует на каждом уроке, который необходимо разнообразить для повышения интереса и активности учащихся, а также с целью расширения словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_m.n..doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Шапша

Творческий отчет по теме

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

        

                                                                   Выполнила:

 учитель начальных классов

Сабаралеева Манира Насибулловна

                                                         

                                                  2010 год

Содержание

1.Актуальность                                                                  стр. 2

2.Принципы и содержание словарной работы в начальных классах.          стр. 3                                    

3.Орфографический словарь и методика работы с ним.                                  стр. 4

4.Обогащение  словарного  запаса  при  изучении частей  речи.              стр. 9                                                                

5.Литература.                                                                                                        стр. 15

6.Приложения.                                                                                                      стр. 16                                    

                                                                                                               

Актуальность

Актуальность проблемы заключается в том, что словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы  развития речи учащихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна стать той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным составом литературного языка является для учащихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку является актуальной и заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что собранный и обобщенный материал можно использовать как на уроках русского языка при проведении словарной работы, так и на внеклассных мероприятиях, которые проводятся на уровне начальных классов.

Принципы и содержание словарной работы

в начальных классах

 Слово - объект словарной работы  - является  сложной и многогранной единицей языка. В каждом знаменательном слове различаются его звуковая оболочка, составляющая природную материю слова, его лексическое значение и, наконец, значение грамматическое, которое выражается в слове посредством формальных показателей.

Многообразие семантики слов  и их сложность в структурно - грамматическом отношении является причиной того, что многие слова оказываются детям незнакомыми со стороны их лексического значения или же трудными по своим грамматическим формам, или по произношению и нормативному ударению, или, наконец, по написанию. В зависимости от того, какие именно стороны того или другого слова (значение, грамматические формы, произношение, написание) являются затруднительными для учащихся, словарная работа  преследует различные цели и имеет разное содержание:

  1. Словарная работа может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов или слов, значение которых дети понимают неправильно.
  1. Словарная работа может преследовать цели грамматические, а именно: усвоение детьми в отдельных словах некоторых грамматических форм, образование  которых вызывает у детей затруднения. Так, например, учащиеся неправильно образуют грамматические формы таких глаголов как стереть («стери» с доски), пахать (колхозники «пахают»),бежать (они «бежат» вместо "бегут"), падежные формы существительных (был у «сестре», купили «яблоков») и др.
  1. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей правильному орфоэпическому произношению отдельных слов и прежде всего соблюдению в словах нормативного ударения, например: гусеница, магазин, километр, ракушка и др.

        Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и         труднопроверяемыми  орфограммами необходимо проводить         планомерную словарно - орфографическую работу.

Орфографический словарь и методика работы с ним

в начальных классах

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно - орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слово с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках каждого класса. Первоначальные сведения дети получают уже в 1 классе. Работая по «Прописи» и учебнику «Азбука», первоклассники наблюдают   написание таких слов  как воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш и др., запоминают правописание слов: Москва, учитель, ученик, собака, корова, воробей.  В каждом из последующих классов  количество таких слов, требующих запоминания  и грамматического употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся.  

При ознакомлении с правописанием  изучаемого слова мною соблюдается следующая последовательность:

  1. Предлагаю учащимся рассмотреть карточку - картинку с изображением предмета (например, березы, моркови, топора, капусты и др.). Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Или же другой вариант начала работы над словом: читается загадка, дети отгадывают её, объясняют отгадку  загадки. Также изучаемое слово может быть выделено и из текста, написанного на доске или воспринятого детьми на слух. На данном этапе обязательно нужно объяснить значение данного слова детьми и учителем.
  1. Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
  1.  На наборное полотно ставится карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
  1. Далее предлагаю решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверить при письме и почему? как проверить эту букву? можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Далее учащиеся записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.
  1. Затем дети подбирают к изучаемому слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня, и слова записываются в тетрадь.
  1. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют предложение.   Приведу пример. Береза, -ы, ж.род.  Лиственное дерево  с белой корой. Белая береза под  моим окном принакрылась снегом, точно серебром. (С. Есенин) Прил. березовый, -ая, -ое. Березовый сок. Березовая роща.

К истокам слова. Это слово мы считаем нашим, исконно русским, хотя название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню «bhe», уходящему в глубокую древность и означающему «блеск», «белизна». Ведь и кора березы - береста - носит название, связанное с тем же корнем.

Однокоренные слова.  Береза, березка, березонька, березняк, березовый, подберезовик.

Сочетаемость слов. Высокая, огромная, маленькая, тонкая, ветвистая, сухая, старая, молодая, кудрявая............... береза.   За березу (спрятаться). За березой (ухаживать). На березу (влезть, забраться). На березе (сидеть). Под березой (сидеть, стоять). Под березу (сесть, лечь). С березы (слезть, упасть).

Береза растет (где- либо), стоит где - либо, цветет, сбросила листву, качается, гнется, засохла.

Пословицы.

  1. Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
  1. Где дубняк, там и березняк.
  1. И у березы слезки текут, когда с неё кору дерут.
  1. Березой обогреешься, а не оденешься.

Загадки.

  1. Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены.
  1. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Когда так говорят?  Дать березовой каши - наказать розгами, выпороть, высечь.

Предложения, тексты.

  1. Березы с желтою резьбой блестят в лазури голубой. (И. Бунин).
  1. Улыбнулись  сонные березки, растрепали шелковые косы.

(С. Есенин).

  1. Хороши и чисты березовые светлые рощи. (И. Соколов-Микитов).
  1. Солнце спускается за знакомый березняк. (И. Гончаров).
  1. Я шел купаться в реке в тени березняка. (Л. Толстой).
  1. Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая! (Народная песня).

Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Наиболее распространенным видом словарно - орфографических упражнений остаются диктанты. Словарный диктант можно рассматривать и как обучающий,  и как контролирующий вид работы над трудными словами.

Зрительный диктант  с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова).

Картинный диктант:

  1. Показываю карточку - картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной  гласной в слове и записывают его.
  1. Показываю карточку - картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставят знак ударения.
  1. Показываю карточку - картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Предлагаю детям либо карточки - картинки, либо карточки - слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слово на слух и задание:

        записать в первый столбик слова - названия животных, во второй - слова - названия растений;

        записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную Е, во второй - слова, в написании которых надо запомнить гласную О, в третий - слова, в написании которых надо запомнить гласную  А (комбайн, берег, магазин, вперед, космонавт...............);

        выписать  только слова из «словаря»: Урожай, урожай! Наше лето провожай!  Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На гряде сорвать неплохо крупный красный помидор! Пробежишься огородом - съешь морковку мимоходом. (Е. Трутнева).

Диктант с использованием загадок.  Читаю загадки, дети отгадывают их и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадках. Затем ученики записывают слово - отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы. Или же отгадки записывают в три столбика, определяя склонение данных слов и выявляя лишнее слово.

Диктант по памяти. 

  1. записать по памяти слова, обозначающие названия  инструментов (молоток, лопата, топор);

  1. записать по памяти слова, в которых в безударном слоге пишется гласная буква Е.

Диктант с комментированием.

  Называю слово из «Словаря» или однокоренные слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.

Творческий диктант.  

Заменить развернутые определения одним словом.

Например: четвертый день недели (четверг); прием пищи в середине дня (обед); плод яблони (яблоко); помещение для торговли чем-нибудь (магазин).

Проверка может сопровождаться объяснением правильности написанных слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные А, О, И, Е, Я. Называю слово из «Словаря», а дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой. Сигнальная карточка представляет собой «ромашку».

В плане активизации и обогащения словарного запаса учащихся при изучении слов из «Словаря» можно предложить игры типа: «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Кто правильнее?», «Кто быстрее и правильнее?» и др.

  1. «Кто больше?» К данным словам подберите однокоренные. Запишите только те однокоренные слова, в написании которых  вы не ошибетесь. Герой, комбайн, желтый, песок, осина................
  1. «Кто больше?» К любому слову подберите подходящее по смыслу имена прилагательные (глаголы).                                                                          

Сирень, помидор, морковь, огурец, осина..........

  1. «Кто быстрее?» К данным словам подберите противоположное по значению (близкое по значению) слово.

Белый -..........., юг -..........., запад - ..............., грустно - .............., медленно - .........., прощай - ..........., плохо - ..........., друг - .............. .

  1. «Кто быстрее?» Вспомните, о ком так говорят.

Проехал зайцем; как огурчик; ворон  считает; трещит, как сорока.

  1. «Кто правильнее?» Кого так называют: тракторист, шофер, агроном, инженер, директор.
  1. «Кто быстрее и правильнее?» К данным словам подберите подходящее  по смыслу слово  из «Словаря». Напишите составленные словосочетания. Жареный -....., восточный - ..........., соленый - .............., тракторный - ..........., зеленая - .............., сытый - ..............., школьный - ........., прекрасная - ..............., огородные - ........... .  Переходить (что?) .............., Ехать (на чем?).............,   сварить (из чего?) ................., рисовать (чем?) ............. .
  1.  «Кто лучше и интереснее?»

 Составьте текст - описание на любую тему.

  1.  Ну и огурчик!
  2. Молодая осина.
  3. Земляничная поляна.
  4. Ох, уж эта лисица!
  5. Буренушка.

 Составьте небольшой текст повествовательного характера на одну из данных тем.

  1. Как я помогал убирать урожай.
  2. Как  приготовить салат.
  3. День Победы.

Составьте небольшой текст-рассуждение  на одну из данных тем.

  1. Почему я хочу стать художником.
  2. Шофер - самая лучшая профессия.
  3. Какую бы картину вы нарисовали к такому выражению: ждать у моря погоды, яблоку негде упасть, одна нога здесь - другая там и др.

8.        «Кто больше?»

         Вспомните загадки, отгадками к которым являются слова из «Словаря». Загадайте их товарищу.

         Вспомните пословицы, в которых встречаются слова из «Словаря». Проговорите их вслух.

         Вспомните  стихи, в содержании которых есть слова из «Словаря». Прочитайте их.

9.Разгадайте кроссворд «Спрятанные слова»

А

а

а

а

 Впишите в клетки слова из словарика,  обозначающие:

         указание места жительства.

         упакованные вещи, которые пассажир берет в дорогу.

         вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.

         дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями и кустарниками.

Эти упражнения позволяют мне заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Обогащение словарного запаса при изучении

частей речи

Организация словарно - орфографической работы с трудными словами предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, над прямым  и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале предложенных текстов  учащиеся находят слова, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания и предложения, а также обосновывают необходимость включения того или иного слова в контекст.

Например:

I .Объясните значение выделенных слов.

1. Весело сияет месяц за окном.        

    Белый снег сверкает синим огоньком. (И. Никитин)

2. Третий месяц у ворот - это к солнцу поворот. (Ю. Коринец)

Один из продуктивных способов толкования слов является подстановка к незнакомому слову соответствующего синонима. Синонимы в речи могут замещать друг друга, и умелое использование их позволяет избежать повторения в речи одних и тех же слов и тем самым устраняет однообразие и монотонность речи, делает высказывание разнообразным, точным и выразительным.

II. К каждому существительному из левого столбика подберите близкие по значению  существительные из правого столбика.

                                                    I  вариант

            вьюга                                                          товарищ            

            друг                                                             зной  

            жара                                                             метель

 

                                                  II вариант

          страх                                                             отечество

         отчизна                                                          родник

         источник                                                       боязнь

III. Подберите к каждому из слов близкое по значению слово.

Друг – товарищ, узор -........ ,

труд - ....... , торжество - ........ ,

холод - ........ , боец - ......... .

IV. Спишите, заменяя прилагательное близким по значению словом из скобок.

                                                   I  вариант.

Быстрая белочка прыгала по д.рев.ям (маленькая, проворная, веселая).

Из ч.щи на п.ляну вышел неуклюжий медведь (огромный, косолапый, лохматый).

                                                  II вариант

Студеный руч.ек т.чет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый).

Ст.яло жаркое лето. (безоблачное, знойное, чудесное).

V. К именам существительным, данным в парах слов, подобрать существительные, близкие по значению.

Сильная метель - .................         Большое несчастье -...........................

Полная тишина - ...................        Буря на море - ....................................

VI. Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению.

Бесстрашный летчик -........................        Пасмурная погода - ........................

Занимательный рассказ - ....................       Смышленый ученик - ......................

Упражняя детей в самостоятельном подборе синонимов, я добиваюсь, чтобы учащиеся не случайно, а осмысленно выбирали из целого ряда синонимов именно такое слово, которое для данного высказывания будет самым подходящим. Поэтому при   проведении таких упражнений очень важно обсуждать в классе, какое слово нужно употреблять в том или другом случае как наиболее соответствующее выражаемой мысли.

Например: Утром к дому прилетела ..... (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело ..... (пели, щебетали, чирикали). Маленькая  Нина ......(вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро ..... (сползли, слезли, слетели) с крыши. Они ...... (бегали, ходили, скакали, прыгали) и ........... (ели, глотали, кушали, клевали) крошки.

Конечная цель упражнений над синонимами состоит в том, чтобы приучить учащихся выбирать синонимические слова из своего словарного запаса  при выражении собственных мыслей.

Программа  по русскому языку для начальных классов предусматривает  знакомство не только с синонимами, но и словами противоположного значения (антонимами).

Для того чтобы научить детей различать антонимы и правильно пользоваться ими в своей речи, необходимо включать упражнения, которые в зависимости от поставленной цели могут проводиться и на отдельных словах, и на словосочетаниях, и на предложениях, и на связанных текстах.

Например.

  1. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по  цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит. (А.С.Пушкин).

  1. Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово.              

Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста и т.д.

  1. Спишите. Подберите имена прилагательные, противоположные по значению.

Летний день длинный, а зимний ....................

Гараж низкий, а дом .......   Стебель тонкий, а ствол ................

Хлеб мягкий, а сахар ..........      Ручей мелкий, а пруд ..................

В работе над антонимами особого внимания заслуживают комбинированные упражнения.

  1. К данным словам подберите сначала близкие, а потом противоположные по смыслу слова.

Аккуратный, ............, ............... , -    ..................

Храбрый, ........... ,  - ................. .

Грустный, ........... ,  - ................. .

Темнота, ........... ,  - ................. .

Интересный, ........... ,  - ................. .

Быстрый, ........... ,  - ................. .

Образец: аккуратный, опрятный - неряшливый.

Для нахождения антонимов целесообразно предлагать учащимся и специально подобранные тексты. Особенно удобны в этом отношении пословицы и поговорки.

  1.  В данных пословицах и поговорках подчеркните слова, противоположные по смыслу.

        Ученье свет, а неученье - тьма.

        Каково начало, таков и конец.

        Не узнав горя, не узнаешь и радости.

        Лето припасает, а зима поедает.

        Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

        Сытый голодного не разумеет.

        Мягко стелет, да жестко спать.

При знакомстве детей с написанием трудных слов учитель имеет большие возможности для осуществления работы над выработкой навыков правильного произношения и ударения в словах, правильного употребления в речи неизменяемых имен существительных (пальто, метро, шоссе), имен существительных в форме родительного падежа  множественного числа, словосочетаний   некоторых имен существительных (картофель, помидор) с другими словами и др. Кроме того, знакомство с «волшебными словами» (здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста) позволяет формировать у детей навыки речевого этикета, так как именно эти слова помогают правильно выражать отношения друг к другу, делают общение вежливым, доброжелательным. Вот несколько заданий, способствующих развитию у школьников культуры речи.

1.        Подготовьтесь правильно прочитать слова вслух : километр - километры - километров - километровый;  килограмм - килограммы - килограммов - килограммовый.

2.        По ритму стиха определите, как произносится слово комбайнер.

Комбайнер жатвою пропах,

Он раньше птиц на старте.

Могучий полевой размах

Вошел в его характер. (Е. Шевелева).

Друзья  о космосе мечтают,

Я комбайнером быть хочу .

Ну что ж! Ребята пусть летают,

А я им хлеб намолочу! (В. Сибирский).

Прочитайте стихи вслух. Запомните слово комбайнер,оно  допускает двоякое произношение: комбайнер и комбайнёр. Правильно произносить комбайнер.

3.        Прочитайте. Найдите в предложениях слово, которое не изменяется. Как определить падеж этого существительного?

  1. Недалеко от шоссе стояла одинокая сосна.
  1. По шоссе идут колонны грузовиков.
  1. С проселочной дороги автомобиль свернул на шоссе.

4.        Прочитайте. Подготовьтесь объяснить, как вы ответили на вопросы, заключенные в трех последних предложениях стихотворения.

- Здравствуйте! -

Поклонившись, мы друг другу сказали, хотя были совсем не знакомы.

- Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

 Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин)

5.        Прочитайте. Спишите  любое предложение, вставляя подходящее по смыслу слово благодарности из «Слов для справок».

  1.  « ......... , мамочка, обед был очень вкусным!» - сказала Таня, вставая из-за стола.
  1. « .......... , тетя Лена, за книгу, она мне очень понравилась», - произнесла тихо Вера.
  1. «Папочка, .............  тебе от всех ребят. Им очень понравилась экскурсия», - сказал сын отцу.

Слова для справок: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Основной целью словарной работы в начальной школе является обогащение словарного запаса учащихся. Работа над орфографической грамотностью младших школьников должна идти в контексте обогащения их словаря. Обогащения словарного запаса учащихся должно идти в двух направлениях: парадигматическом и синтагматическом.

Парагматическое обогащение происходит на количественном и качественном уровне. Количественное обогащения идет путем узнавания учащимися новых  лексем у известных им слов путем перемещения слов из пассивного в активный словарный запас. Качественное совершенствование словаря младшего школьника происходит посредством уточнения значения уже известных им слов, путем замены в словарном запасе школьника нелитературных слов эквивалентными литературными.

Синтагматическое обогащение словаря младших  школьников предполагает их обучение сочетаемости слов, привитие умения правильно и точно употребить слово в речи.

Основным приемом словарной работы, рассчитанным на осознанное понимание значения и орфографии слова, является использование этимологии.

Элементы этимологического анализа доступны пониманию младших школьников, т.к. этимологический анализ открывает первичные, образные значения слов, а мышление ребенка, пришедшего в начальную школу, образно.

Дальнейшая моя работа направлена на применение более глубокого этимологического анализа, т.к. пропедевтическое знакомство  младших школьников с элементами этимологического анализа позволит показать им, что каждое слово в языке имеет свою историю, что причины современной орфографии слова могут быть связаны с его исходным значением.

Эта работа  формирует  правильное понимание учащимися лексического значения слов и избавит их от большого количества орфографических ошибок. Будет облегчена работа с терминами, обозначающими научные понятия, если  строить ее с опорой на этимологию. И поэтому по окончании периода обучения грамоте можно  вводить элементы этимологического анализа в работе с русскими словами,  простыми по структуре, частыми в употреблении и доступными  первоклассникам по происхождению (береза - восходит к слову "белый", больной - к исконному "боль" - «сила», вилок - к исконному  "вить",  корова - к общеславянскому кор - «рог», кочан - к слову "кочка", лягушка - к исконному "ляга" (от "лягать" - «бить ногами»), пирог - к исконному "пир").

Язык - источник на этом этапе детям  можно не сообщать, достаточно слова «в старину».

Результативность словарной работы отражена в творческих работах учащихся 4-го класса.

Гуньков Саша

Снегирь.

У нас зимой в Сибири живут птицы – снегири. Они очень красивые. Если посмотреть на дерево, где сидят снегири, то дерево выглядит нарядным, потому что у снегирей красные грудки. Они всегда держатся стайкой. И, кажется, что на ветках висят яблоки.

Бутрамеев Иван

Снегирь.

Зимой в лесу птицам трудно найти пищу, поэтому некоторые из них прилетают ближе к людям.

Я видел у себя в палисаднике снегирей. Они такие пушистые с красными перышками на грудке. Их хорошо видно на белом снегу.

Ясакина Лена

Снегири.

Снегирь - заметная птица на снегу по черным крыльям и по красной грудке. Снегири прилетают к нам зимой. Они любят рябину, яблоки, различный корм. Если мы будем давать им еду, то на следующую зиму они нас отблагодарят своими мелодичными и приятными песнями. Хорошо зимой, когда на просторе летают очень милые и красивые птицы.

Алилуев Николай

Синица.

Синица - это маленькая яркая птица. Ее легко можно узнать по желтой грудке, по звонкому прерывистому пению синь-синь-синь, по резвому передвижению с места на место. У синицы клюв, как иголочка, тоненький и чуть-чуть удлиненный. Чтобы чаще видеть птиц, мы вешаем под окном кормушки. Сидя в теплой, уютной комнате, интересно наблюдать за поведением этих юрких птиц в холодную зимнюю пору. Я люблю кормить этих маленьких, беззащитных птиц!

Ясакина Лена.

Осенняя береза.

За окном стояла золотая береза. Дождь стучал по стеклам. Береза стояла одна и как будто что-то шептала на ветру, а ветер сдувал с нее листья.

Листья танцевали свой последний танец. Когда ветер успокоился, листья покружились и упали на сырую землю. Наступила тишина. Береза стояла одна среди слякоти и сырости. Она была почти раздета.

Солнце подарило маленький лучик и исчезло. Оно грело не так тепло, как летом, но береза согрелась даже от такого маленького тепла.

Литература

1.Волина В.  Праздник букваря. М., 1997.

2.Грушников П.А. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. М., 1973.

3.Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М., 1990.

4.Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., 1990.

5.Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. М., 2002.

6.Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Уроки русского языка в 3 классе. М., 2000.

7.Нефедова Е.А. 300 заданий и упражнений по русскому языку. М., 2001.

8.Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. М., 1979.

9.Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. М., 2000.

10.Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. М., 1993.

                                                                

Приложение №1

Словарно-орфографическая работа

I. Учитель: Сегодня мы познакомимся с двумя словами, их мы должны самостоятельно составить из данных букв:

М                Р                Х                Ш

                                З

О                О                О                О

Дети:Получились слова мороз и хорошо

У.Что означает слово мороз?

Д.Мороз – это холод. Очень холодная погода.

У.В каких значениях может употребляться слово хорошо?

Д.С помощью слова хорошо оценивают поведение, поступки, действия. Например: поступил хорошо.

Слово хорошо говорят, когда с кем-либо или чем-либо соглашаются. Например: хорошо, я приду.

Слово хорошо может означать угрозу.

Например: ну, хорошо же!

У.Отметку «четыре» называют «хорошо». Что можно сказать о написании слов мороз и хорошо?

Д.В обоих словах имеется сочетание – оро-

У.Напишите оба слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните гласные, которые нужно запомнить.

Составьте предложение, в которое вошли бы эти два слова одновременно.

II. У. Сегодня мы познакомимся с новым словом. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

Е:                        Д:::                        Д:.

                М.

В::                        Е::.                        Ь:::.

Какое слово вы составили?

Д.Мы составили слово медведь.

У. Кто такой медведь?

Д.Медведь – крупное животное.

У.Какие признаки этого животного вы можете назвать? (показать картинки с изображением медведя).

Д.У него длинная шерсть и толстые ноги.

У.Скажите полностью, что обозначает слово медведь.

Д.Медведь – это крупное хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами.

У.Каким медведь изображается в сказках?

Д.В сказках медведь глуповатый, неуклюжий, косолапый.

У.На самом деле медведь – это умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь. Если от кого-то убегает, его трудно догнать. Когда крадется к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами. А что делает медведь зимой?

Д.Медведь зимой спит.

У.Верно, но при этом лапу он не сосет. Это выдумка. В каком еще смысле употребляется слово медведь?

Д.Медведем называют неуклюжего, неповоротливого человека.

У.А еще медведь – это «мед едящий» (от слова еда) зверь. Зная это качество медведя, легко запомнить правописание данных слов.

III. Слово вы узнаете, если прочитать написание через одну букву:

                П О А Г Л Ъ Ь И Т У О

(Анализ слов идет аналогично предыдущим работам)

IV.Слово, с которым мы сегодня познакомимся, зашифровано. Вы его сможете узнать, если сравните два прямоугольника.

                Какое это слово?

В

С

Г

И

Л

Г

И

***

***

***

К

П

А

М

О

Т

Н

***

***

Ш

Б

Е

П

Д

У

Ф

***

V. Сегодня мы познакомимся с двумя словами. Постарайтесь их узнать в этой записи.

ГОРФХКОРОВАЖДМАСОБАКАЦЬ

VI. Составьте слово, проследив за движением стрелки.

                                                        Л

                        К

                        

                                                                                М

                                                                                

                                О

О

VII.Составьте слова, используя буквы игрового поля и ориентируясь на шифр.

                                ИГРОВОЕ ПОЛЕ

А                        Б                                В                                Г

.4

К

Л

М

Т

3

Р

Э

О

Е

2

С

Я

И

В

1

З

А

Н

О

ШИФР

А4

В2

Б4

Г1

В4

Г3

Г4

А3

Б3

Б4

Г3

А4

Г4

А3

В3

Г2

В3

А1

А3

Б1

А2

А2

Г4

В3

Б2

В1

В2

Г3

Приложение № 2

Внеклассное занятие по русскому языку

Тема. Почему некоторые птицы получили именно такое название.

Цели. Познакомить учащихся с исконно русскими словами; развить речь учащихся; привить любовь к птицам.

Оборудование. Картинки, аудиокассеты с записью голосов птиц, плакат, записи на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.Вступительное слово учителя.

В зимний морозный день иду я по тропинке. Вдруг откуда-то издалека до меня доносится тихий свиристящий звук. Он будто льется на меня с неба. Что это?

Я осматриваюсь. Тропинка. Кусты. Впереди – огромный тополь. На его ветках сидят птицы. Каждая чуть больше воробья, оперение розоватое, на голове – хохолок. Так вот кто издает  загадочные звуки: «Свири-свири-свири!». Кажется, что поет само дерево.

- Догадались, что это за птицы? Это свиристели, которые в наши края прилетают только на зиму.

(Демонстрируются картинки с изображением этой птицы).

                        Идет словарная работа.

Свиристель

- В этом слове исторический корень свири (мы его выделим пунктирной дужкой). Современный корень свирист (выделим обычной дужкой). Родственное слово свиристеть (тоже выделим современный и исторический корни).

                        Чтение стихотворения учеником

Вспорхнула, с шумом улетая,

В кустах хохлатых птичек стая,

Это в зимние метели

Прилетели свиристели.

                                        (З. Александрова).

Ученик читает загадку, остальные отгадывают, о какой птице идет речь.

На ветвях, украшенных

Снежной бахромой,

Яблоки румяные

Выросли зимой.

Яблоки на ветке

Весело снуют,

Гусениц мороженых…

Яблоки клюют. (Снегири).

                                        (Т. Белозеров).

Показ рисунка с изображением снегиря.

Ученик рассказывает о снегире.

Учитель. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, было образовано немало слов–названий птиц.

- Как вы думаете, какие птицы сами себя называют?

(Грамзапись с голосами птиц. Показ картинок с изображением этих птиц).

- «Синь-синь-синь!» - распевает в погожий день синичка.

- «Щег-щег-щег!» - щелкает щегол.

- «Пел-пел-пел!» – выкрикивает перепел.

Учитель. Назовите птиц, голоса которых вы слышали.

(Запись на доске слов синичка, щегол, перепел).

Учитель. Звуки, которые издают птицы, человек соотносит со словами своего языка.

Например: пение чибиса напоминает настойчивый вопрос: чьи вы?

Читают стихотворение В. Ершова «Чьи вы?».

Первый ученик. Шли мы лугом…

Из-под ивы,

                             Кто-то нас окликнул:

Третий ученик. Чьи вы?

Первый ученик. Дружно мы отозвались:

                              Сам сначала покажись! (хором).

Второй ученик. Он из гнездышка и вылез,

                           Мы узнали сразу:

                           Чибис! (хором).

Ученик. Сегодня мы поговорим о тех названиях птиц, которые возникли в результате подражания звукам - звукоподражания.

- Посмотрите на названия птиц, которые мы записали, и скажите, к какой части речи они относятся и почему?

- Подумайте и скажите, есть ли глаголы, возникшие на основе звукоподражания?

- Какие звуки издают свиристели?

А на вопрос что делают? как ответим? (свиристят).

- Какие звуки издают воробьи? (чик-чирик-чирикают).

(Слушание фонограммы с голосами птиц).

- Какие звуки издают сороки? (стрек-стрек-стрекочут).

- Какие звуки издают орлы? (клек-клек-клекочут).

                        Верните голоса птицам.

Соедините существительные и глаголы в нужном порядке, вставив пропущенные буквы.

Сороки                ч..рикают

Свиристели                кл..кочут

Воробьи                стр..кочут

Орлы                        св..ристят.

В конце занятия проводится игра «Кто я?».

Звучит фонограмма, дети изображают птиц, угадывая их по голосам.

Итог занятия. Какие птицы получили свое название в результате звукоподражания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация словарной работы на уроках русского языка в 1 классе

Данная презентация может быть использована  на уроке русского языка на  на этапе  знакомства с новыми словарными словами. Для повышения интереса  к изучаемому материалу, развития в...

Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка

Данный материал направлен на то, чтобы при изучении новых слов видное место занимали упражнения направленные на ознакомление обучающимися лексического значения, усвоение грамматических форм, на обучен...

Словарная работа на уроке русского языка 2 класс

Написание словарных слов по картинкам, самопроверка с доски...

Словарная работа на уроках русского языка в коррекционной школе

Данный материал представляет разные формы работы со словарными словами, помогает сделать урок более интересным и увлекательным....

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...