Тема урока: «Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов»
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Тип урока: урок предъявления новых знаний.

Обучающие функции урока: формирование представлений о написании буквы Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов, способствовать орфографической зорко-сти.

Развивающие функции урока: обогащение словаря, развитие умения пользоваться различными источниками информации, развитие коммуникативных умений и творческих способностей через исследовательскую деятельность.

Воспитывающие функции урока: привитие интереса к русскому языку, воспита-ние культуры интеллектуального труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_napisanie_y_posle_c_v_okonchaniyah_slov.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 2 класс, УМК «ПНШ»

Тема урока: «Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов»

Тип урока: урок предъявления новых знаний.

Обучающие функции урока: формирование представлений о написании буквы Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов, способствовать орфографической зоркости.

Развивающие функции урока: обогащение словаря, развитие умения пользоваться различными источниками информации, развитие коммуникативных умений и творческих способностей через исследовательскую деятельность.

Воспитывающие функции урока: привитие интереса к русскому языку, воспитание культуры интеллектуального труда.

Ход урока:

I. Организация класса

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу — класс наш хоть куда!

Что ж, начнем урок, друзья.

2. «Вхождение» в тему урока 

 -Внимание, посмотрите на экран и прочитайте стихи А. С. Пушкина.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт - сын ошибок трудных,

 И гений - парадоксов друг.

-Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?

Учитель: Верно. Вы будете как ученые, делать открытия и познавать новое.

Учитель: Исследуйте, пожалуйста,  это предложение.

-  Значения каких слов вам непонятны?

Обратимся к «Толковому словарю» Сергея Ивановича Оже гова и разберем значения этих слов.

гений - человек, обладающий высшей сте пенью одаренности, таланта;

парадокс (греч. «неожиданный, стран ный») – явление, кажущееся невероятным, неожиданным.

просвещенье - распространение знаний, образование. 

-Ребята, как вы думаете, в ходе наблюдений ученые делают какие либо записи? Тогда давайте запишем дату наших наблюдений. Откройте рабочие тетради и запишите: «20 января. Классная работа».

 (Не забывайте о правильной посадке во время письма)

3.Использование приемов создания учебной ситуации, активизирующей деятельность учащихся на уроке.

Учитель: -А вот и первая встреча. Ребята, отгадайте за гадку:

Есть такой циркач лихой:

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился - и ни шагу.   (Циркуль)

4.  Побуждение учащихся к осозна нию противоречий и к мыслительной деятельности.

Учитель: - Но циркуль пришел к нам не один - он привел с собой друзей. (ри сунки с изображением цыпленка, цап ли, цветка)

-Как вы думаете, по чему эти предметы дружат? Что их объединяет?

(в словах - названиях предметов есть сходство, это начальный звук [ц].

-Какой это звук?

Звук [ц] глухой и произносится твердо.

5.Знакомство с написаниями  цы - ци). Побуждение к осознанию противоречия методом диалога.

Учитель: Ребята, прочитайте про себя сло ги. (Дети читают на экране: ца, цу, ци, цы, цо) А теперь найдите такие, в которых на слух нельзя определить, какая буква пишется?»

Ребята выделяют слоги ци, цы.

6.  Формулирование темы и целей урока.

Учитель: Скажите, сумели ли эти слоги подсказать вам тему сегодняшнего исследования?

(  Да, написание букв Ы-И после Ц)

Учитель:  Отлично! Спишите все слоги в тетрадь, а выделенные цветом - подчеркните.

Учитель:  Кто помнит, какую букву пишут после Ц в корне слова? Как надо писать слова цирк, циркач, цирковой? Какие это слова?

Давайте мы прочитаем подсказку Летучей Мыши (с.18), запишем эти слова и выделим в них корень.

Учитель: Теперь вы уж точно справитесь с новым заданием. Открываю слова:  ц..рк, ц..фра, пальц.., бойц.., ц..линдр, ц..трус

Учитель: Вы видите, что гласные после Ц пропущены. Определите, какую букву надо вставить: Ы или И?

Учитель:  Ты думаешь, что во всех случаях надо писать «И»? А ты как думаешь? Некоторые из вас считают, что надо вставить букву «И», другие думают, что «Ы». Как же нам быть?

(Надо посмотреть в словаре и вы учить эти слова наизусть)

Учитель:   Можно, конечно и в словарь посмотреть. Идея хорошая, но слов с такими написаниями в словаре много - разве все запомнишь?

Поэтому нужно знать правила-«секре ты» русского языка. Сейчас мы с вами откроем такое правило (новые слова: птица, синица, ли сица). Что общего в этих словах?

(Они обозначают названия живот ных; отвечают на один и тот же вопрос «кто?»; во всех словах есть звук [Ц]; и оканчиваются они одинаково: на ца; слова стоят в единственном числе)

Учитель:   Измените слова так, чтобы они стояли во множественном числе (птицы, синицы, лиси цы). Какую букву  написали после Ц?

 Дети:  Букву Ы.

Учитель:  А теперь попробуйте сами сфор мулировать правило, когда после Ц пи шется буква Ы.

Дети:  В названиях животных; в конце слова; если слово стоит во множествен ном числе.

Учитель:  А сейчас я напишу еще два слова (записывает: конец- концы). Что у них общего с предыдущими и чем они от личаются?  

Дети:  Эти слова не называют животных, но в конце слова после Ц пишется буква Ы.

Учитель:  Давайте уточним правило, когда после Ц пишется буква Ы.

Дети: Буква Ы после Ц пишется в конце слова во множественном числе.

Учитель:  Теперь вернемся к заданию, ко торое вызвало у нас спор.  

Учитель:  А как быть с остальными слова ми? Чем они отличаются от тех, в кото рых мы закрыли орфограмму?

Дети: У остальных слов буква Ц стоит в начале слова, а не в конце.

Учитель:   Верно, значит, оттого и пишутся эти слова по-разному: в остальных сло вах после Ц пишем букву И. Так какой «секрет» мы с вами открыли?

Дети: Написание букв Ы, и после Ц зависит от того, в каком месте в слове эти буквы находятся.

Учитель: Давайте запишем в тетрадь эти слова, подчеркнем гласные Ы, И.

(Помним  о правильной посадке во время письма)

ФИЗМИНУТКА 

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Учитель:  Как вы думаете, надо ли каждый раз смотреть в словарь или заучивать наизусть все слова с написаниями ЦЫ и ЦИ?

Дети:  Нет, достаточно знать пра вило.

Учитель:  Верно, ведь слов очень много и все запомнить невозможно. Но некото рые слова приходится запоминать, потому что есть написания, на которые эти правила не распространяются (цыпленок, цыган, цып-цып, цыц, на цыпочках, цыкать, цыпки)

Скажите, чем эти слова не соответствуют прави лу, которое мы только что вывели?

Дети:  По правилу здесь после Ц должна стоять буква И, а не Ы.

Учитель:  Сколько слов вы должны запом нить?

Дети: Семь.

Учитель:  Давайте запишем слова-исклю чения в тетради.

7. Закрепление изученного материала

Учитель:  Ребята, вы хорошо справились со всеми задачами на нашем пути. Выполняя следующие задания, вы должны показать прочность тех знаний, которые приобрели. Я предлагаю вам работу по учебнику.

а)Выполнение упражнения в тетради для самостоятельной работы

№2 №16(с. 13-14).

б)Учебник: №14 (ч. 3, с. 18-19) (с комментированием)

(Не забывайте о правильной посадке во время письма)

в)Учебник: №15 (ч.З, с. 19).

—  Откройте Обратный словарь на букву Ы.(с.147)

—  Найдите в списке слова, у которых основа оканчивается на Ц, а окончание - на Ы.

-Спишите.  Окончания подчеркните.   С  тремя словами придумайте   и  запишите    словосочетания:    слово-название    признака + слово-название  предмета.

Например: вкусные голубцы, густые ресницы, домашние шлепанцы…

VIII. Подведение итогов урока

-Ребята! Прочитайте слова: комната, корова, молоко, ягода, помидор, заяц, язык. Составьте из выделенных букв новое слово. Какое слово получилось?

-Верно, МОЛОДЦЫ! Почему нас так можно назвать?

-Сколько разных правил надо знать, чтобы после Ц написать нужную букву?

-Назовите основное правило написания буквы И после Ц в корне слова. (Под ударением пишется И, а не Ы.)

-Какую задачу мы решали на уроке? –открывали секрет написания буквы Ы после Ц.

-Когда после Ц пишется буква Ы?- буква Ы после Ц пишется в конце слова во множественном числе.

-Какие трудности были? 

-Задача урока выполнена?

-Вы будете еще больше молодцы, если все секреты  урока будете помнить всегда.

Спасибо вам за урок, добры молодцы, красны девицы! Мне было очень приятно с вами работать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов»

Презентация может быть использована в качестве вспомогательного дидактического средства , направленного на активизацию деятельности детей. Урок русского языка,  2 класс (...

Конспект урока по русскому языку "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов".

Конспект урока по изучению правописания гласной после Ц в окончаниях слов....

Презентация к уроку русского языка по теме "Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов".

Презентация составлена к уроку русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс....

Урок русского языка во 2 классе на тему "Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов".

Урок русского языка во 2 классе на тему "Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов". Сюжет урока простоен по произведению В.Катаева "Цветик семитцветик"...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...